Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Одна из наиболее важных и существенных проблем современного общества – это коррупция. В данной статье описываются подходы к решению проблемы коррупции, как залог достойного существования Российской Федерации.
коррупция, взятка, взяточничество, право на защиту от коррупции
Неоспоримо, важнейшее место в современном перечне фундаментальных прав и свобод человека, занимает право на достойное существование, которое выступает как естественная потребность и субъективное право каждого человека, как обязательный признак социального правового государства и должно являться основополагающим социальным правом, составляющим правовую основу всей системы социальных прав и свобод человека.
Прежде чем приступить к детальному правовому анализу права на достойное существование, необходимо определить генезис данного права, учитывая, что основным содержанием права на достойное существование, является достоинство человека.
Понятие «достоинство человека» имеет различную трактовку в пониманиях многих ученых, основная проблема в определении понятия возникает даже не из расхождений в переводах. Если обратиться к генезису слова «достоинство», то к примеру в русском и английском языках, «достоинство» включает в себя определенный перечень признаков таких как: положительное качество, чувство собственного достоинства, стоимость (цена), звание (титул), – каждое из которых, рассмотренное в психоисторическом контексте, дает представление об эволюции этого феномена в сознании человека.
В русском языке слово «достоинство» можно сопоставить от производного «достояние», поэтому обладать достоинством значит обладать неким ценным полезным для себя и других качеством.
По мнению С.И. Ожегова, необходимо специально выделить нравственное значение термина «достоинство»: «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе» [10]. Право человека на достойное существование берет начало из двух неотъемлемых, принадлежащих человеку от рождения правовых императивов: право на жизнь и право на достоинство личности.
Идея права человека на достойное существование впервые была выдвинута представителями европейской естественно-правовой мысли Нового времени – С. Пуффендорфом, Х. Томазием, Х. Вольфом, которые относили это право к числу естественных [14]. В дальнейшем научную разработку данная идея получила в трудах европейских идеологов неолиберализма, которые обуславливали ее с перспективой создания социального государства – «welfare state» – государства всеобщего благоденствия [15]. Юридическое провозглашение права, явилось следствием многовекового процесса, причинами зарождения правовой мысли послужили многие факторы, такие как автономия индивида, частная собственность.
На рубеже XIX-XX вв. идея права на достойное существование конкретизируется, прежде всего, в ряде определенных потребностей, реализацию которых государство обязано предоставить каждому человеку, что в свою очередь находит закрепление в юридических документах.
Данные процессы проходили не только в Европе и Северной Америке, но и затронули Россию, так же как, к примеру, в Европе отечественные философы, правоведы сыграли важную роль на пути развития и становления права на достойное существование. Самым значительным течением русской философии права, имевшим давние традиции, было течение, разрабатывающее и утверждавшее естественное право. Данное течение существовало на протяжении всего XIX в., трансформировавшись в начале XX в. в так называемое «возрожденное» естественное право, идеи которого разделяли П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Л. Н. Петражицкий, Б. Н. Чичерин, И. В. Михайловский, Н. А. Бердяев.
Первым из русских правоведов термин «право на достойное существование» употребил А.П. Куницын в работе «Право на жизнь» [16]. Он определял право на существование как право на жизнь. Особую роль, в изучении естественно-правовых идей, сыграл новый либерализм в России конца XIX - начала XX в. Распространенность данного течения в России обуславливалась, прежде всего, не признанием несостоятельности теории либерализма, а стремлением избавить ее от ошибочных положений, не выдержавших проверки временем, обновить ее и повернуть к проблемам реальной действительности. Новое течение либералов, по свидетельству Е.В.Спекторского, пришло к осознанию главной ошибки классического либерализма, которая состояла в том, что сложный вопрос об отношении между личностью, обществом и государством слишком упрощается и односторонне решается только в пользу личности. Предполагается, что данный подход является неверным принципиально и фактически.
Для начала рассмотрим само понятие коррупции. Коррупция (с лат. corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц [12]. Само слово corruptio сложилось из «corei» – несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора и «rumpere» – нарушить что-либо. В «Словаре русского языка» коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей» [11]. В «Политическом словаре» понятие «коррупция» – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей» [13].
На данный момент в российском законодательстве нет четкого понимания данной проблемы. Из определения коррупции статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) [3], мы можем сделать вывод, что данное нарушение напрямую создает трудности для реализации права на достойное существование. Необходимо отметить, что ряд законов, направленных на противодействие и искоренение данного социального явления, не соответствует принципу социального государства. В свою очередь, закрепленное законодательно понятие «противодействие коррупции» определяет, как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. При соотнесении данных понятий, можно выделить ряд обобщающих моментов, а именно: данное нарушение напрямую несет вред как общественным, так и интересам государства, а в свою очередь, обязанности по контролю и профилактике коррупции, осуществляют не только специально уполномоченные законом лица, но и общество в целом. Необходимо отметить, что противодействие коррупции может принимать различные формы и напрямую является гарантом осуществления права на достойное существование.
Очень важным моментом является то, что коррупция и защита от коррупции, как и любое другое социально значимое явление, формируется в процессе взаимодействия общества и государства. Обозначив ряд характерных сходств данных понятий, нельзя не отметить их различия. Прежде всего, коррупция в своем понимании – это сам факт существующего негативного социального явления, в свою же очередь защита от коррупции – это, несомненно, процесс, направленный на искоренение, устранение последствий, и профилактику данного социального явления. Если же сопоставлять два этих определения с проблемой реализации права на достойное существование выявится ряд определенных трудностей. В подтверждение данных слов приведем пример.
В законодательстве Российской Федерации достоинство личности (человека) относится к категории нематериального блага, принадлежит гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемо и непередаваемо иным способом (статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)) [2], а данные блага, в свою очередь, являются особой группой объектов гражданских прав. Нематериальные блага, в свою очередь, законодатель определяет, как не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные законодательством. Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, неповторимостью, характеризуют его как личность. Исходя из этого, следует то, что при столкновении с таким социальным явлением как коррупция, данное право (достойное существование) может перетерпеть ряд негативных последствий, а именно нанесение вреда чести, достоинству, личности. Необходимо отметить, что и сам процесс защиты от коррупции может подвергать определенным сложностям реализацию права на достойное существование, к примеру, когда ряд мер, содержащихся в мерах по защите от коррупции, направлен ошибочно против лица и в итоге может также нанести вред чести, достоинству, личности. Приведенный пример, наиболее объективно подчеркивает проблему реализации права на достойное существование при таком социальном явлении, как коррупция. Поскольку одним из компонентов, составляющих право на достойное существование, является не только «свобода от нужды», но дополняет ее правами на уважение личного достоинства человека, справедливый суд, образование, жизнь в чистой окружающей среде, защитой прав потребителей и так далее.
На наш взгляд, такая ситуация складывается по ряду объективных причин. Во-первых, проблема коррупции является общемировой проблемой, и долгое время всем прогрессивным мировым сообществом разрабатывался ряд актов по противодействию коррупции. Складывается противоречивая ситуация. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 г. (далее – Конституция РФ) [1], провозглашала в статье 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Но одновременно с этим, наше государство, не ратифицировало ряд документов, которые напрямую относятся к борьбе с коррупцией и являются эффективным механизмом для реализации права на достойное существование, при наличии в государстве такого социального явления, как коррупция. Речь идет о Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999г. [7] Думается, что именно принятие всех положений данной конвенции могло бы устранить ряд неточностей в отечественном законодательстве. Именно данная Конвенция, на сегодняшний день, является по сути неотъемлемым элементом международной системы законодательства, регулирующим вопросы защиты прав и интересов лиц, непосредственно пострадавших от коррупции, путем получения компенсации за ущерб, в том числе материальный. Положения данной Конвенции дополняют гражданско-правовую базу специальными регуляторами такой защиты, и их внедрение позволит эффективнее осуществлять правовую защиту лиц, понесших ущерб тем самым еще раз подчеркивая важность права на достойное существование при разрешение данного вопроса. Присоединение России к данной Конвенции, безусловно, будет являться серьезным шагом в борьбе с коррупцией.
Не подлежит сомнению и то, что принятие данной конвенции несколько улучшит ситуацию с реализацией права на достойное существование в рамках защиты от коррупции, однако не решит ряд других проблем, возникающих в рамках данного вопроса. Дело в том, что Российская Федерация находиться только в стадии становления социального государства. Безусловно, ряд прав относящихся к достойному существованию человека, нуждается в доработке и осмыслении. Необходимо, по моему мнению, обратиться к зарубежному опыту, так как система гарантий и прав при защите от такого социально значимого явления, как защита и противодействие коррупции наиболее развита, а такой неотъемлемый компонент, как право на достойное существование – является гарантом при защите от коррупции.
Несомненно, что сам факт существования такой социально острой проблемы, как коррупция – является показателем реализации права на достойное существование.
Коррупция затрагивает многие составляющие данного права, а сам факт наличия эффективного механизма защиты от коррупции, свидетельствует о соблюдении не только права на достойное существование, но и всего института прав человека в целом.
Не совершенствование механизма защиты от коррупции, на данный момент в Российской Федерации, затрагивает наиболее существенные стороны достойного существования человека, и это не касается каких-то отдельных составляющих компонентов данного права. Прежде всего, данная ситуация усиливает разделения общества, дает основания гражданам государства усомниться в объективности правосудия, что в итоге может привести к социальному взрыву и массовым волнением.
Особо важно, не допускать проявление коррупции в таких важных сферах, как образование и здравоохранение, поскольку отсутствие механизма защиты от коррупции именно в этих сферах, напрямую подрывает реализацию права на достойное существование.
Как было уже указано выше, многоаспектная проблема реализации права на достойное существование в образовательном процессе, исследуется недостаточно.
Не рассматривается российским законодателем и «право третьей (пострадавшей) стороны» в указанном аспекте.
К примеру, можно привести ситуацию, когда один из студентов академической группы в университете находится в близких («неуставных») отношениях с преподавателем, в аспекте права третьей стороны, все остальные студенты группы могли бы предъявить иск к университету, поскольку они поставлены в неравные условия с указанным студентом.
В России законодательно не установлено право так называемой третьей «пострадавшей» стороны. В результате коррупционных правонарушений со стороны государственного, или муниципального служащего и гражданина, причиняется вред третьим лицам, которые зачастую не могут реализовать в полной мере свои права и свободы.
Предлагаемый подход целиком основан на положениях статьи 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей, обеспечиваются правосудием.
В целях выработки эффективного механизма по борьбе с коррупцией, международное сообщество приняло ряд нормативных актов, таких как: Конвенция ООН против коррупции [8], Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [9] и другие.
В Российской Федерации, основную законодательную базу по борьбе с коррупцией, составляют: Конституция РФ, Закон о противодействии коррупции, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4], а также различные нормы международного права и международные договоры.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) [5], определен ряд коррупционных преступлений. В основном, это взяточничество, наказание за которое предусмотрено статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Помимо взяточничества, к преступлениям коррупционной направленности, относятся также мошенничество, присвоение или растрата, коммерческий подкуп, служебный подлог, провокация взятки, либо коммерческого подкупа, регламентируемые статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ соответственно.
Отправление правосудия по преступлениям коррупционной направленности должно осуществляться, основываясь на принципах равноправия сторон, состязательности, непредвзятости – иными словами, на принципах отправления правосудия, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В противном случае, ожидается обратный эффект.
Вопросы, возникающие у судов при рассмотрении уголовных дел по коррупционным преступлениям, разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Пленум № 19) [6]:
«При разрешении вопросов о совершении коррупционных преступлений должностными лицами, судам следует руководствоваться примечаниями к статьям 201, 285, 290 УК РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в Пленуме № 19». Обращено внимание судов также на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации, относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Согласно разъяснениям Пленума № 19, не образует состав получения взятки, принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным, либо административно-хозяйственным функциям.
Помимо денежных средств и ценных бумаг, предметом взяточничества (статьи 290, 291, 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), являются также незаконно оказанные услуги имущественного характера, а также имущественные права. Судам следует понимать, что под незаконным оказанием услуг имущественного характера, подразумевается передача должностному лицу, в качестве взятки, любых имущественных выгод, таких, как например выдача кредита по заниженной процентной ставке, либо прощение кредита, ремонт жилой площади, предоставление автотранспортного средства, с том числе во временное пользование и т.п.
Из приведенного постановления Верховного Суда Российской Федерации, можно констатировать тот факт, что современное российское законодательство не охватывает ряд проблем связанных с коррупцией, поэтому правовой смысл, содержащийся в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, исполняет роль эрзац-нормы в имеющейся правовой лакуне.
Рассмотрев приведенные положения, хотелось бы отметить, что при реализации права на достойное существование в различных сферах жизни, важную роль осуществляет защитный механизм, закрепленный законодательно и эффективно применяемый на практике. Что касается именно реализации права на достойное существование и соотношение данного понятия с защитой от коррупции, необходимо отметить, что на современном этапе в Российской Федерации зачастую государство, при реализации мер по противодействию коррупции, не рассматривает данный механизм, как реализацию права на достойное существование. Необходимо отметить, что данный механизм носит более репрессивный характер, нежели реализация неотъемлемого для социального государства права на достойное существование.
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.;
3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.;
4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.;
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2009.;
7. Конвенция о гражданско-правовой ответственности [Электронный ресурс] // URL: http://www.stopcorruption.ru/item_339.htm (дата обращения 11.12.2017);
8. Конвенция ООН против коррупции [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 4.1.2013 г. (№ 0001201301040031) (дата обращения 11.12.2017);
9. Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 6. - Ст. 731.;
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 152.;
11. Словарь русского языка: В 4-х томах. Т. 2. М.: Рус. яз., 1986. С.108.;
12. Большой юридический словарь. М.: Эксмо, 2003.;
13. Политический словарь. М.: Гос. изд полит. лит-ры, 1958. С. 289.;
14. История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. С. 382 - 389.;
15. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. М.: Социум, 2000; О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000; Герземанн О. Ковбойский капитализм. СПб., Пневма, 2007.;
16. Русские просветители (От Радищева до декабристов). Собрание произведений в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1966.