Волгоград, Волгоградская область, Россия
ББК 60 Общественные науки в целом
В действующем законодательстве отсутствует понятие косметологических услуг, в науке также нет единого мнения по поводу их содержания. В связи с этим автором поставлена цель исследовать данное понятие как частноправовую категорию, определить его содержание и специфику. Основными методами проведенного исследования явились сравнительно-правовой метод и метод системного анализа. Результаты исследования. Проведен комплексный анализ частноправовых актов, содержащих нормы, регулирующие косметологические услуги, а также отношения, возникающие в процессе их оказания. Рассмотрены различные научные позиции в изучаемой сфере, и, как следствие, определено содержание косметологических услуг, проведена их классификация. На основе анализа действующего законодательства в области здравоохранения определены специфика и соотношение таких категорий как «косметологические услуги» и «косметические услуги». Выявлена основная особенность косметических услуг, которые связаны не с нарушением целостности кожного покрова человека, а лишь с гигиеническим уходом за внешним обликом. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что объектом регулирования как косметологических, так и косметических услуг, выступает внешность человека. Но, несмотря на общий объект регулирования, это разные понятия, поскольку косметологические услуги, в отличие от косметических, являются разновидностью медицинских. Кроме того, автором проведена классификация косметологических услуг, к которым относятся терапевтические (лечебные) и хирургические (оперативные) услуги. Хирургические услуги, в свою очередь, делятся на следующие разновидности: обязательные, по желанию пациента, восстановительные и реконструктивные. Область применения полученных результатов. Результаты исследования могут быть применены для целей частноправового регулирования отношений, складывающихся в процессе оказания косметологических услуг, при чтении лекций, разработке учебных и методических пособий по гражданскому и медицинскому праву, преподавании юридических дисциплин, связанных с деятельностью медицинских организаций, а также в правотворческой деятельности при внесении изменений в действующее законодательство.
внешний облик человека; косметология; косметологические услуги; косметические услуги; медицинские услуги; пациент; пластическая хирургия.
Введение
В связи с отсутствием в законодательстве понятия косметологических услуг данный термин трактуется неоднозначно. В частности, в науке не сложилось единого мнения по вопросу соотношения таких категорий, как «косметологические услуги» [14, с. 50–53; 2, с. 54–58] и «медицинские услуги» [3, с. 91–95; 5, с. 144–146]. Как отмечает В.А. Белов, для решения данной проблемы необходимо определиться с критериями отнесения соответствующих услуг к числу медицинских [4, с. 6–12]. А именно, если таким критерием является цель оказания услуг, то деятельность по оказанию косметологических услуг не является разновидностью медицинских услуг, поскольку последние направлены на улучшение здоровья пациентов. Если же в качестве критерия отнесения соответствующей услуги к медицинской рассматривать ее содержание, то деятельность по оказанию косметологических услуг следует относить к разновидности медицинских услуг. Так, одни авторы полагают, что косметологические услуги не являются одной из составляющих медицинских услуг и что такое возможно только в случае, если косметологические услуги оказываются с целью улучшения здоровья пациента [13, с. 39; 1, с. 63–64]. По мнению других авторов, предпочтение необходимо отдавать содержанию оказываемой услуги, иначе любая услуга, не подпадающая под требования об оказании минимально необходимых для поправки здоровья пациента мер, не может называться медицинской, а, следовательно, их смогут оказывать не имеющие соответствующей квалификации лица и не лицензированные организации, что противоречит намерению законодателя [4, с. 6–12].
Нормативно-правовое регулирование косметологических услуг
Что касается легального определения медицинских услуг, то в соответствии со ст. 2 Закона об основах охраны здоровья [9, ст. 6724] к медицинским отнесены услуги, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Таким образом, по мнению законодателя, цель оказания услуг является достаточным критерием их отнесения к числу медицинских, что вполне логично и оправданно, поскольку именно сохранение и восстановление состояния здоровья является наиболее значимой целью для пациента, обратившегося за медицинской помощью. С другой стороны, в соответствии со ст. 37 Закона об основах охраны здоровья утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» [12]. Следовательно, можно заключить, что, по мнению законодателя, косметология представляет собой одну из разновидностей медицинской помощи.
Косметологические услуги, по мнению С.А. Баринова, тесно связаны с медицинскими, поскольку они также выполняются профессиональными работниками, имеющими специальное, как правило медицинское, образование и использующими в своей работе специальное медицинское оборудование и препараты [3, с. 91–95]. Однако нельзя согласиться с С.А. Бариновым, который отмечает, что позиция законодателя позволяет сделать вывод о том, что косметологические услуги не относятся к числу медицинских, поскольку не имеют целью улучшение здоровья пациента, и не являются значимыми для общества и государства в целом с точки зрения профилактики заболеваний и повышения процента здорового, трудоспособного населения [3, с. 91–95]. На наш взгляд, косметологические услуги являются разновидностью медицинских услуг, несмотря на то, что их цель – не всегда улучшение и восстановление здоровья пациента, вместе с тем во время вмешательств в косметологической деятельности зачастую возникает необходимость в реабилитации, восстановлении здоровья, недопущении его ухудшения в связи с вмешательством. Таким образом, косметологические услуги – это вид медицинских услуг, основной целью которых является улучшение внешности человека, а вспомогательной – восстановление здоровья после медицинского вмешательства. Такого же мнения придерживается Е.А. Шолом, которая отмечает наличие двух объектов воздействия при оказании косметологических услуг: основного, в качестве которого выступает внешность человека, и дополнительного – его здоровье [15, с. 7]. Об этом свидетельствует и ряд нормативных актов в области здравоохранения, называющих услуги, оказываемые в сфере косметологии, в составе медицинских.
В Номенклатуре медицинских услуг [7] среди перечня медицинских специальностей косметология названа вместе с дерматовенерологией, также отдельно выделена челюстно-лицевая хирургия. Пластическая хирургия отдельно не названа, но включена в перечень услуг по специальности «хирургия и комбустиология». В рамках указанного перечня названы медицинские услуги, оказываемые в сфере косметологии (как терапевтической, так и хирургической), в частности связанные с профилактикой, диагностикой и лечением (в том числе и путем оперативного вмешательства) заболеваний кожи и ее придатков. К ним отнесен значительный перечень, среди которых – исследования кожных покровов и их дефектов, процедуры по улучшению внешности, по гигиеническому уходу за кожей лица и тела, оперативное лечение, медицинский массаж и др. Татуаж в данной номенклатуре не назван в качестве медицинских услуг, в то время как удаление татуировок отнесено к таковым. Считаем необходимым включить в перечень медицинских процедур услуги по татуажу, поскольку он предполагает воздействие на здоровье человека, в частности осуществляется определенная медицинская подготовка перед проведением данной процедуры, используется анестезия, выполняется имплантация красящего пигмента (т.е. воздействие на кожу, нарушение целостности кожных покровов) и обязательно требуется последующий уход. Не исключено возникновение осложнений в виде инфицирования кожи, проявления аллергических реакций на красящий пигмент и т.п., что может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Таким образом, татуаж представляет собой разновидность названной в номенклатуре медицинских услуг процедуры по введению искусственных имплантов в мягкие ткани, но во избежание неоднозначной трактовки салонами красоты данного понятия считаем целесообразным включить данную процедуру в перечень медицинских услуг в составе кода А11.01 вышеназванной номенклатуры.
В Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении [8] среди простых медицинских услуг названы лечение с помощью простых физических воздействий на пациента, к которым отнесены различные виды массажа, прокол мочек ушей, а также пирсинг. Номенклатура медицинских услуг представляется нам более полной и правильной с точки зрения разграничения оказываемых в сфере косметологии медицинских услуг. Вместе с тем одновременное действие двух номенклатур не очень удобно и может создать путаницу в их применении.
С 1 февраля 2014 г. введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОК 2014 г.) [10]. В нем даже не упоминаются косметологические услуги, называются лишь оказываемые салонами красоты косметические услуги (к ним отнесены услуги, связанные с уходом за лицом и внешностью) и услуги по маникюру и педикюру в разделе «Прочие персональные услуги». При этом сделана оговорка о том, что «медицинские услуги, такие как подтяжка лица», а также «услуги по лечению» в данную группировку не включаются. То есть услуги, объектом которых является внешность человека, разделены на косметические (связанные с гигиеной и уходом за внешностью), услуги по лечению и медицинские услуги, связанные с восстановлением внешности (например, подтяжка лица). Вместе с тем услуги салонов по татуажу и пирсингу отнесены к прочим персональным услугам, не включенным в другие группировки, и, следовательно, с салонами красоты никак не связаны. Что касается услуг в области здравоохранения, хотя бы в какой-то степени связанных с косметологией (в том числе в области пластической и челюстно-восстановительной хирургии), то среди них можно выделить услуги хирургических отделений больниц, оказываемые стационарным больным под руководством лечащих врачей и направленные на лечение, восстановление и (или) поддержание здоровья пациента и услуги в области челюстно-лицевой хирургии, названные в составе оказываемых в области ортодонтии услуг. Однако вопрос их отнесения к косметологическим услугам на основании данного классификатора является достаточно спорным, поскольку в ОК 2014 г. такого деления не существует. Также в данном классификаторе выделены услуги массажных салонов в составе прочих услуг в области медицины и имеется оговорка о том, что данные услуги оказываются не лечащими врачами, а лицами, которым предоставлены юридические права по обслуживанию пациентов, что противоречит Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология», в соответствии с которым процедуры по проведению медицинского массажа лица и тела являются разновидностью процедур, оказываемых врачами-косметологами.
Следует отметить, что в ОК 2014 г. имеются существенные недостатки и пробелы, в частности, не выделены в качестве услуг в области здравоохранения оказываемые населению косметологические услуги. Полагаем, что следует доработать данный документ и привести его в соответствие с действующим законодательством в сфере оказания медицинских (в том числе косметологических) услуг, устранив существующие в нем пробелы и противоречия.
Соотношение и содержание косметических и косметологических услуг
Важным для науки и практики является и вопрос о соотношении косметических и косметологических услуг. Проанализировав нормативные акты, так или иначе затрагивающие сферу косметологических и косметических услуг, можно прийти к выводу, что это два тесно взаимосвязанных, но в то же время совершенно разных понятия. Их сходство состоит в том, что объектом данных услуг является внешность человека. С другой стороны, каждый из видов названных услуг обладает определенной спецификой. Особенность косметических услуг состоит в том, что они не связаны с нарушением целостности кожного покрова или другими видами медицинского вмешательства в организм человека, они связаны лишь с поверхностным, гигиеническим уходом за внешностью. Кроме того, косметические услуги не названы в Номенклатуре медицинских услуг [7]. Косметологические услуги, в отличие от косметических, относятся к медицинским, о чем свидетельствуют и Правила оказания медицинских услуг населению по профилю «Косметология», и Номенклатура медицинских услуг.
Положением о лицензировании медицинской деятельности [11, ст. 7379] устанавливаются требования к соискателям лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также перечень видов медицинской деятельности (медицинских работ (услуг)), подлежащих лицензированию. Согласно данному Перечню к медицинской деятельности относятся услуги по косметологии, медицинскому массажу, пластической хирургии [6, с. 54–67], сестринскому делу в косметологии, челюстно-лицевой хирургии. Услуги косметические здесь не названы в качестве составляющих медицинскую деятельность. Кроме того, косметология не разделена на терапевтическую и хирургическую, а медицинский массаж, пластическая и челюстно-лицевая хирургия не отнесены к сфере косметологии. С одной стороны, это не противоречит логике законодателя, поскольку в Порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» также услуги по пластической и челюстно-лицевой хирургии не названы в качестве косметологических, более того, имеется Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Пластическая хирургия». Вместе с тем полагаем, что любые медицинские вмешательства как лечебного (терапевтического), так и оперативного (хирургического) характера, затрагивающие внешность человека, следует относить к сфере косметологии, разделяя ее на терапевтическую (медицинские услуги, оказываемые без нарушения целостности кожных покровов и имеющие противопоказания по состоянию здоровья) и хирургическую (пластическая хирургия, челюстно-лицевая хирургия). Причем пирсинг, татуаж, медицинский массаж, электро-, фото- и лазерную эпиляцию следует относить к терапевтической косметологии. В результате пирсинга нарушается целостность кожных покровов и требуются специальная обработка во избежание последующего заражения, а также специальный уход с использованием лекарственных препаратов для заживления образовавшейся раны. Татуаж также требует специальной подготовки с использованием лекарственных препаратов (например, для профилактики герпетических инфекций). Что касается массажа, то к определенным его видам имеются медицинские противопоказания. Для разграничения медицинского и немедицинского массажа считаем целесообразным привлечение специалистов в данной области с целью дальнейшего закрепления в законодательстве. Что касается косметических процедур, осуществляемых без нарушения целостности кожных покровов лица и тела и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, то их следует относить к косметическим услугам, для оказания которых не требуется получения лицензии. К ним следует отнести и все виды немедицинского массажа.
Выводы
Комплексный анализ действующего законодательства в области здравоохранения показал, что, несмотря на существование целого пласта нормативных актов в сфере косметологии, а также пластической и челюстно-лицевой хирургии, на сегодняшний день существует множество пробелов и противоречий в правовом регулировании косметологических услуг. На наш взгляд, данные разделы современной медицины неразрывно связаны между собой, поэтому полагаем целесообразным сферу, которая непосредственно связана с улучшением, изменением или восстановлением внешности человека, относить к косметологии в целом и делить ее на терапевтическую (медицинские процедуры без нарушения целостности кожных покровов и имеющие противопоказания по состоянию здоровья) и хирургическую (пластическая и челюстно-лицевая хирургия). В свою очередь, хирургическую следует разделять на реконструктивную и восстановительную, обязательную (например, при врожденных пороках развития) и по желанию пациента (в целях улучшения или изменения внешности). Косметические услуги не относятся к медицинским, и, следовательно, в сферу косметологии включать их не следует.
1. Андреев Ю.Н. Возмездное оказание медицинских услуг // Цивилист. 2006. № 2. С. 63-64.
2. Баринов Е.Х. Косметологическая услуга: судебно-медицинский анализ // Главный врач : Хозяйство и право. 2016. № 1. С. 54-58.
3. Баринов С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права // Современное право. 2012. № 1. С. 91 - 95.
4. Белов В.А. «Больной» вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями // Законодательство. 2003. № 11. С. 6-12.
5. Вердиханова Э. В. Понятие медицинской услуги в законодательстве Российской Федерации // Петербургский юрист. 2015. № 3. С. 144-146.
6. Мохов А.А. Правовое регулирование медицинских вмешательств, направленных на изменение внешнего облика пациентов // Правовые вопросы в здравоохранении. 2012. № 10. С. 54-67.
7. Номенклатура медицинских услуг : утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 № 1664н (ред. от 24.08.2017) // Российская газета. 2012. 8 февр. № 26.
8. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении : утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004. - М. : Ньюдиамед. 2004.
9. Об основах охраны здоровья граждан в РФ : федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. 28 ноября. № 48. Ст. 6724.
10. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности : утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 03.05.2017) [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
11. Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») : утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 (ред. от 23.09.2016, с изм. от 08.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2012. 23 апр. № 17. Ст. 1965.
12. Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» : утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 № 381н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 17 сент. № 38.
13. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004. 174 с.
14. Тихомиров А.В. Косметологическая услуга: медико-юридический анализ // Главный врач : Хозяйство и право. 2016. № 1. С. 50-53.
15. Шолом Е.А. Договор возмездного оказания косметологических услуг : автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 26 с.