Раскрываются различия в подходах к вопросам охраны труда социальных партнеров с позиций категорий качества, количества и меры. Рассмотрено целеполагание бизнеса (работодателей), государства и работников в рамках социально-трудовых отношений, при этом отмечается роль социального партнерства в нахождении компромисса (меры). Проводится анализ затрат работодателей на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в разрезе субъектов Российской Федерации, полностью отнесенных к северным районам. Рассмотрена проблема организации системы мониторинга за исполнением нормы ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации, в части обязанности работодателей осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда, предложены меры ее решения.
качество, количество и мера, охрана труда, социально-трудовые отношения, социальное партнерство, финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда, сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда.
Цели участников социально-трудовых отношений
Решение большинства вопросов при осуществлении деятельности организаций по вопросам социально-трудовых отношений, в том числе и вопросов охраны труда, связано с выделением на эти цели определенных ресурсов. Основными ресурсами, используемыми организацией, являются: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация [1. С. 323]. Для количественного измерения данных ресурсов обычно используют денежный эквивалент, т.е. показатель, характеризующий затраты работодателей на эти цели.
Рассматривая вопросы управления охраной труда через призму философских категорий качества, количества и меры, можно отметить следующее. Структура «качество — количество — мера» относится к важнейшим категориальным структурам, значение которых в современных условиях возрастает.
Переход России от плановой к конкурентной модели экономики повлек за собой серьезные изменения в социально-трудовых отношениях. За годы преобразований в стране сложился новый класс предпринимателей (бизнесменов), которые заменили государство, выступавшее до этого в качестве единственного работодателя. Предпринимательство как форма проявления общественных отношений нацелено, как правило, на получение прибыли (дохода), т.е. количественного показателя.
Государство приоритетными считает другие цели. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [2]. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплата труда и др., т.е. качественные показатели.
Затраты на работника в социальном государстве — количественный показатель — должны не только покрывать расходы первой необходимости, но и давать возможность работнику развиваться духовно, интеллектуально и физически, обеспечивать как минимум простое воспроизводство населения, т.е. обеспечивать достойное качество жизни.
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М., 1999.
2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 21.01.2009.
3. Котырло Е.С. Человеческий капитал и экономическое развитие Российского Севера. М.: Современная экономика и право, 2009.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 марта 2012 г. М.: Эксмо, 2012. 272 с.
5. Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Российская газета. 12.05.1999.
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» // Российская газета. 28.03.2012.
7. Приказ Росстата от 19.06.2013 № 216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» // Охрана труда и социальное страхование. 2013. № 12.
8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2011 №57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.05.2011, №5 (Ч. II), ст. 465.
9. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Российская газета. 05.08.2004.