Республика Хакасия, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматривается особенности понятия социально-психологического климата, актуальность задачи совершенствования социально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел и перспективы по степени роста ее значимости в ряду других социально-психологических проблем коллектива. Показано как социально-психологический климат способен оказывать воздействие на наращивание, раскрытие и использование резервов повышения результатов служебной деятельности.
социально-психологический климат, служебный коллектив органов внутренних дел, результаты служебной деятельности.
В современном мире с его противоречиями, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями стали актуальными вопросы социально-психологического климата служебного коллективаорганов внутренних дел.
Интерес ученых к данной теме [1, 2, 3, 6] обусловлен возросшими требованиями к уровню психологической включенности сотрудника органов внутренних дел в служебную деятельность, и самой интенсификацией и усложнением психической деятельности сотрудников, в условиях постоянно повышающихся требований к их служебной деятельности.
Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей прохождения службы в органах внутренних дел, но и проблема решения завтрашних перспективных задач служебной деятельности, связанных с возникновением новых, более совершенных отношений и общностей сотрудников органов внутренних дел.
Совершенствование социально – психологического климата в органах внутренних дел – это задача раскрытия социального и психологического потенциала служебного коллектива и личности, создание наиболее полноценных условий образа жизни и прохождения службы сотрудниками.
Формирование благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел является одним из важнейших условий повышения эффективности служебной деятельности сотрудника.
Задача совершенствования социально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел не только актуальна, но и перспективна по степени роста ее значимости в ряду других социально-психологических проблем коллектива. Социально-психологический климат способен оказывать воздействие на наращивание, раскрытие и использование резервов повышения результатов служебной деятельности. Это резервы социального, морального и психологического развития коллектива. Благодаря этим резервам возможно достижение максимальной результативности при оптимальном уровне человеческих усилий.
Социально – психологический климат является многогранным индикатором развития потенциала служебного коллектива: уровня социального развития коллектива и его больших психологических резервов, способных к раскрытию и полной реализации. Он может рассматриваться в качестве показателя:
- уровня психологической включенности сотрудника в служебную деятельность;
- меры психологической эффективности этой деятельности;
- уровня психического потенциала сотрудника и служебного коллектива, в том числе скрытых, неиспользуемых резервов и возможностей;
- величины препятствий, лежащих на пути реализации психологических резервов в коллективе;
- изменений, происходящих в структуре психологического потенциала сотрудника в служебном коллективе и самого коллектива под воздействием окружающей действительности.
Поэтому задача оценки, прогнозирования и регулирования социально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел, как эффективного инструмента совершенствования социальных и социально-психологических явлений и процессов развития органов внутренних дел в современных условиях весьма актуальна.
Без объективной оценки состояния социально – психологического климата коллектива органов внутренних дел не возможно его прогнозирование, ни тем более, его эффективное регулирование.
Проблема групп и коллективов, одна из актуальнейших в социальной психологии, давно привлекает внимание отечественных психологов.
В первые годы советской власти этой проблемой занимались Л.Н. Войтоловский, М.А. Рейспер, К.Н. Корнилов, В.А. Вагнер, Б. В. Беляев, В. А. Артемов, В. М. Бехтерев, М.В. Ланге, А.С.Залужный и многие другие.
Изучением различных видов коллективов: учебных, студенческих, воинских и даже туристических — в середине XX века занимались многие отечественные психологи: А А. Бодалев, И. П. Волков, О. И. Зотова, Е. С. Кузьмин, К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, А Л. Свенцицкий, Л. И. Уманский, Е. В. Шорохова и некоторые другие выдающиеся отечественные исследователи. У каждого из них был свой ракурс в рассмотрении психологических особенностей коллектива.
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема длялюбого руководителя. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации и их исследование, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Благоприятный социально-психологический климат – этоитог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.
Кроме термина «социально – психологический климат» в научной литературе употребляются и другие: «морально - психологическая обстановка», «морально – психологические условия», «социологический микроклимат», «психологическая атмосфера», «товарищеская обстановка», «биологическая, психологическая и социальная совместимость», «морально – психологически климат», «моральное состояние группы», «социально – психологическая атмосфера» и т.п.
Психологический климат – это такое взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается индивидуальным и групповым сознанием, формируя психологические состояния личности или группы [5, c.34].
В отличие от психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и иногда меньшей осознанностью личностями, входящими в группу или коллектив, хотя эти изменения всегда сопровождаются объективными последствиями. Даже подпороговые неосознаваемые изменения психологической атмосферы заметно влияют на настроение и дееспособность личности и коллектива, снижая или повышая их. В психологии ухудшение настроения, связанное со снижением дееспособности, приводящее иногда к заболеваниям, вызванное резким или грубым словом педагога или руководителя, имеет специальное название – дидактогения. Именно в этих малоосознаваемых (или даже совсем неосознаваемых) влияниях и заключается сущность и основное практическое значение психологической атмосферы. В отличие от них изменения психологического климата всегда более выражены, длительны, заметны.
Рассматривая сходство и различие понятий «психологический климат» и «социально - психологический климат» можно отметить следующее. Под социально - психологическим климатом понимается свойство группы (тем более коллектива), которое, являясь важнейшим из компонентов внутренней её структуры, определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли, от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [5, c. 35].
Понятие «психологический климат» шире понятия «социально - психологический климат» поскольку в первом случае речь идет об отражении индивидуальным и групповым сознанием взаимодействий не только социальной среды и личности, но и физической среды и личности, физической среды и группы или коллектива в целом. Результаты этих трех видов взаимодействия слиты в психологическом состоянии личности или группы, но поскольку они обусловлены разными причинами, в научном анализе и в практике, они должны быть расщеплены, с тем чтобы оценивать роль каждого из них и целенаправленно изменять их влияние на личности и коллектив. Известно, что не только факторы физической среды (освещение, шум, планировка рабочих мест и т.д.), но и режим труда и отдыха, планирование и распределение заданий и т.д. способствуют формированию у членов коллектива того или иного психологического состояния (спокойствие, нервозность, быстрая усталость и т.д.),которое, в свою очередь, влияет на характер межличностных отношений и тем самым на социально - психологический климат [4].
Психологический и социально – психологическийклимат каждой группы и коллектива – это объективная реальность, которую индивид отражает, включаясь в группу, в коллектив. Отраженный членом группы психологический климат становится одновременно как субъективной реальностью для этой личности, так и объективной реальностью для других членов этой группы. Каждый член группы стихийно или сознательно влияет на формирование психологического климата, внося свою лепту в систему взаимоотношений в данной группе или в коллективе.
Хотя социально – психологический климат не является таким сильным регулятором профессионального поведения, как стимулирование личного состава, воздействуя на персонал обычно через групповые ценности, нормы, традиции, он, тем не менее, является существенным фактором успеха совместной деятельности. Прежде всего, он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека.
1. Мальцева Т.В., Сомов А.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология - 2012, №4. С. 105-109.
2. Марьин М. И., Ловчан С. И., Иванихина И. В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы. Методическое пособие / Под. ред. Е. А. Мешалкина. - 2-е изд. - М.: Изд-во ВНИИПО, 1998.
3. Папкин А. И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах ОВД: методические рекомендации. - Домодедово: Изд-во РИПК работников МВД России, 1998.
4. Платонов К.К. Что изучает общественная психология. М.: Знание, 1971
5. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии. - В кн.: Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979.
6. Социально-психологический климат в служебных коллективах: методическое пособие / Под общей ред. М. И. Марьина, А. Е. Мешалкина. - М.: Изд-во ЦОКП МВД России, 2001.