В статье рассмотрены предложения по принципам формирования общего энергетического рынка стран Евразийского союза эпохи цифровой экономики и перечню первоочередных проектов по переходу к нему. Будущее состояние рынков эпохи цифровой экономики характеризуется существенно более высокой, по сравнению с нынешним состоянием, долей добавленной собственности за счёт получения, обработки и распространения информации и переходом к новым производственным технологиям, порождающим огромные потоки цифровой информации, перетекающие в государственных и корпоративных информационных системах.
Цифровая трансформация экономики, электроэнергетика, ЕАЭС
В своем послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России, предложил запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 8 декабря 2016 года дал указания во исполнение перечня поручений Президента [1]. Согласно пункту 9 указаний Правительства Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России, Минфином России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Открытым правительством с участием Экспертного совета при Правительстве РФ, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в срок до 11 мая 2017 года должна разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Представленный Минкомсвязью России проект программы «Цифровая экономика» был рассмотрен Экспертным советом при правительстве РФ в конце мая 2017 года, по результатам данного рассмотрения в адрес главы Минкомсвязи Николая Никифорова было направлено заключение, в котором представлены как замечания, так и предложения по корректировке документа.
В частности, в заключении экспертного совета отмечено, что цифровая экономика как уклад должна затрагивать все сферы социально-экономической деятельности, в том числе отрасли реального сектора (энергетика, промышленность, финансы и т. д.), что не отражено в проекте программы, также не предлагается и мер "по развитию ГЧП, поддержке малого и среднего бизнеса, стартапов» [2].
Именно эти вопросы были в центре внимания Проектно-аналитической сессии «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса», прошедшей в Сколковском институте науки и технологий 09-10.02.2017.
Цифровая трансформация экономики, в частности, была рассмотрена на примере общего энергетического рынка ЕАЭС. Одной из главных задач в энергетике стран ЕАЭС является поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза (ОЭР Союза) на основе параллельно работающих электроэнергетических систем.
По состоянию на сегодняшний день государства-члена Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан и Россия) закрепили в Договоре о Союзе [3] следующие основы для формирования их общего электроэнергетического рынка:
- принципы, обеспечивающие экономическую безопасность: сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов, учет интересов национальных экономик и энергетической безопасности;
- основополагающие принципы рыночных взаимоотношений: соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, приоритетное использование рыночных механизмов и добросовестной конкуренции, выделение конкурентных и монопольных видов деятельности в вертикально интегрированных компаниях в сфере электроэнергетики;
- принципы, направленные на углубление интеграционных процессов в сфере электроэнергетики: гармонизация законодательства и обеспечение беспрепятственного доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, доступ на национальные рынки электроэнергии.
Страны решили, что формирование общего электроэнергетического рынка будет проходить с учетом особенностей национальных рыночных моделей:
- Беларусь – единая энергетическая система с вертикальной интеграцией генерации, передачи и распределения электроэнергии при полном государственном регулировании тарифов;
- Казахстан – двухуровневый рынок электроэнергии (опт и розница) с преобладанием прямых двусторонних договоров купли-продажи, наличием площадки с централизованными торгами (форвардными и спотовыми);
- Россия – двухуровневый (опт и розница) двухтоварный (электроэнергия и мощность) рынок, основанный на централизованном планировании режимов электроэнергетической системы на базе централизованного выбора состава генерирующих мощностей и торговли электроэнергией на сутки вперед. При этом на рынке «на сутки вперед» используется так называемый «узловой» метод ценообразования, при котором учитываются не только равновесная, сформированная на торгах (спрос – предложение) цена на электроэнергию, но и потери при ее передаче до конкретного узла электроэнергетической системы (в отличие от метода ценообразования на казахстанских централизованных торгах, где определяется только равновесная стоимость, исходя из заявок на покупку и продажу электроэнергии).
Присоединение к ЕАЭС Армении и Кыргызстана увеличило разнообразие национальных моделей электроэнергетических рынков в Союзе:
- Армения использует принудительный пул, в котором участвуют самостоятельные генерирующие компании и импортеры электроэнергии с регулируемыми тарифами на всех уровнях, кроме внешнеторговых сделок, и единая распределительная компания;
- Кыргызстан использует модель частичной либерализации рынка с использованием прямых двусторонних договоров при разделении генерации, передачи и распределения электроэнергии в условиях доминирования одного производителя – ОАО «Электрические станции» [3].
Для обмена электроэнергией между странами Союза, не имеющими общих границ, существует механизм межгосударственной передачи электрической энергии (МГП). Данная методология устанавливает порядок подачи заявок, порядок определения технической возможности и ценообразования МГП, перечни субъектов, уполномоченных на организацию и осуществление МГП, а также требования к договорному обеспечению [4].
В мае 2015 года страны ЕАЭС утвердили Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, предусматривающую формирование ОЭР Союза с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынков мощности, с учётом существующих национальных особенностей и торговлей электроэнергией на основе свободных двусторонних договоров с июля 2019 года [5].
По состоянию на сегодняшний день имеется тенденция к расширению состава ЕАЭС и расширения границ зоны свободной торговли со странами Союза. Таким образом, ОЭР Союза характеризуется сильной кластеризацией по территорально-страновому признаку с перспективой увеличения числа кластеров.
В условиях такого разнообразия моделей функционирования, в основе своей, частей некогда единой энергосистемы СССР переход к цифровой экономике через решение задач цифровой трансформации бизнесов генерации, передачи и распределения электроэнергии предполагает использование нетривиальных подходов. На проектно-аналитической сессии «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: новые угрозы и источники роста. Консолидированная позиция бизнеса» проектной группой в составе П.Н. Голобородько, А.А .Горбачева, В.Г. Дмитракова и М.О. Кузовкова были совместно разработаны настоящие предложения по трансформированию ОЭР Союза .
Будущее состояние ОЭР Союза эпохи цифровой экономики должно давать не только экономическую выгоду странам – участницам, но и формировать устойчивые рыночные преимущества при конкуренции с развитыми экономиками мира. Осуществить реализацию перехода к такому состоянию возможно за счёт использования как накопленных компетенций и потенциала общего энергетического рынка, так и за счёт предпринимательской инициативы с использованием принципа либерализации входа на рынок для новых игроков, в том числе не являющихся генерирующими, передающими и распределяющими компаниями, но работающих в интересах ОЭР Союза в узком смысле и экономик стран ЕАЭС в широком.
Переход к цифровой экономике предполагается как через цифровую трансформацию участников рынка с целью кардинального повышения производительности и ценности предприятий, так и через создание новых компаний в условиях цифровой глобализации [6].
Каковы же основные черты будущего состояния рынков эпохи цифровой экономики?
Прежде всего, оно характеризуется существенно более высокой, по сравнению с нынешним состоянием, долей добавленной стоимости за счёт получения, обработки и распространения информации, существенно, на несколько порядков, возросшими объёмами получаемой, передаваемой и обрабатываемой информации.
Во-вторых, переход к новым производственным технологиям порождает огромные потоки цифровой информации, перетекающие в государственных и корпоративных информационных системах.
Для ОЭР Союза это состояние подразумевает наличие целой экосистемы компаний, поддерживающих и развивающих рынок электроэнергии, снижающих транзакционные издержки его участников, в том числе, при входе на рынок новых игроков, а также функционирующих в сфере сервиса, аналитики, создания новых продуктов, техники и технологий, включая проведение НИОКР.
Снижение транзакционных издержек возможно, в том числе, за счёт информационной открытости (использования информации из государственных и корпоративных информационных систем) и выравнивания информационного базиса участников рынка, предоставления данных для практического применения положений экономики информации [7] и теории контрактов [8].
Реализация принципов информационной открытости ОЭР Союза возможна при условии доступа к цифровой информации об инфраструктуре и активностях участников рынка на основе единых открытых стандартов, поддерживаемых и развиваемых национальными регуляторами данных. Вследствие использования различных моделей функционирования каждое из государств ЕАЭС имеет своего национального регулятора данных и собственное законодательство, но применяет открытые стандарты данных и нормативно-справочной информации. На рисунке №1 представлена предлагаемая принципиальная схема информационного взаимодействия в рамках ОЭР Союза эпохи цифровой экономики.
Важнейшими принципами функционирования будущего состояния ОЭР ЕАЭС эпохи цифровой экономики являются:
- Добровольность присоединения к соглашениям о предоставлении информации на возмездной и безвозмездной основе не только государственных и корпоративных информационных систем стран ЕАЭС, но и третьих стран, включая информационные системы корпоративного сектора и общественных организаций этих стран на условиях, исключающих дискриминацию;
- Единство и открытость нормативно-справочной информации, стандартов, средств и принципов измерения, правил формирования и наборов показателей;
- Применение технологий распределённых реестров при информационном обмене с целью обеспечения цифрового доверия;
- Соблюдение прав собственности на данные, при этом владельцы порождают информацию, они отвечает за её достоверность, соблюдение согласованных с национальным регулятором правил её сбора и передачи, алгоритмов или принципов обработки при предоставлении заказчикам;
- Заинтересованность владельцев информации в её доведении до рынка – доверие инвесторов, участников торговых площадок и контрагентов позволяет точнее учитывать риски, снижать транзакционные издержки и привлекать необходимые для развития ресурсы с минимальными затратами.
Национальные регуляторы данных могут иметь различные формы собственности, в том числе принадлежать государству, однако форматы саморегулируемых организаций или некоммерческих партнёрств участников рынка представляются наиболее целесообразными.
Передача информации осуществляется организациями-владельцами информации с различными формами собственности на основании перечисленных принципов преимущественно негосударственным операторам отраслевых платформ цифровой экономики, обеспечивающим участников рынка востребованной информацией.
Платформа цифровой экономики - это модель бизнеса по предоставлению возможности обмена определенными ценностями (активами), представленными в цифровой форме, между независимыми участниками рынка, в число которых входят как организации всех форм собственности, так и физические лица. Обычно обмен происходит между поставщиками (самим платформами или другими участниками рынка через платформы) и потребителями информации, результат обмена может выражаться не только в получении цифровых активов, но и в реализации связанных с ними договоров, например, поставки товаров и услуг.
В области электроэнергетики это могут быть платформы покупки/продажи электроэнергии и мощности, оборудования, платформы формирования рейтингов (надёжности, ритмичности, качества и т.д.) участников рынка поставок электроэнергии и мощности, используемых ими материалов и оборудования, подготовки специалистов, платформы экспертизы затрат покупателей электроэнергии (синтетические показатели стоимости с учётом стоимости вариаций источников генерации, доставки по различным маршрутам, рисков и т.д.), платформы прогноза потребности в электроэнергии с учётом погодно-климатических условий и экономической активности, параметров оборудования (например, с подключением к интернету вещей) и многие другие.
Другими потребителями информации ОЭР Союза будущего состояния могут быть цифровые платформы из смежных отраслей, например поставщики информации предиктивной аналитики для пользователей оборудования и предприятий энергетического машиностроения, автоматизированной оценки активов (стоимости земель различного назначения, предприятий, с учётом энергетической инфраструктуры, наличия свободных мощностей, стоимости передачи и распределения электроэнергии), оценки сравнительной эффективности государственных и корпоративных программ энергосбережения и прочие, в том числе платформы, формирующие новые рынки.
В отличие от ныне действующей информационной системы ЕАЭС с предоставлением фиксированного набора информации ограниченного размера через шину данных строго ограниченному количеству государственных потребителей, использовании распределённых реестров при обмене информацией в проектируемом состоянии ОЭР Союза позволяет снять существующие технологические ограничения с одной стороны и, с другой, либерализовать подключение к национальным регуляторам данных как поставщиков, так и потребителей информации, усилить контроль за достоверностью данных и соблюдением регламентов их подготовки и предоставления.
Предлагаемая конфигурация позволяет построить взаимодействие организаций различных форм собственности, в том числе в рамках ГЧП, на основании поставляемых корпорациями, общественными организациями и ГИС данных, а предприятия частного сектора, в том числе малого и среднего бизнеса, стартапы, могут строить любые востребованные рынком платформы и приложения.
Переход из нынешнего состояния ОЭР Союза к состоянию эпохи цифровой экономики потребует реализации ряда проектов, в ряду которых предполагается видеть следующие:
- Создание института национальных регуляторов данных ЕАЭС. Формирование стандартов описания инфраструктуры и участников рынка электроэнергетики, создание нормативно-справочной информации;
- Формирование Фонда развития цифровых платформ РФ (определяет архитектуру экосистемы платформ в электроэнергетике и других отраслях);
- Формирование акселератора цифровых платформ (экспертиза идей по созданию цифровых платформ, помощь стартапам, формирование заказа на данные, раскрываемые ГИС и КИС, в том числе, в электроэнергетике);
- Создание платформы закупок электроэнергии и мощности ЕАЭС;
- Утверждение единых стандартов раскрытия информации о деятельности участников рынков (плановых и фактических) в привязке к планам-графикам закупок в разрезах номенклатуры товаров работ и услуг, условий поставки, географического положения;
- Создание платформы алгоритмического регулирования затрат (экспертная оценка затрат участников рынка электроэнергетики в автоматическом режиме). Утверждение новых правил алгоритмических способов расчета и формирования начальной цены электроэнергии, мощности, работ и услуг.
Приведённые выше принципы построения общего энергетического рынка ЕАЭС эпохи цифровой экономики могут быть использованы и в других индустриях, например, сельском хозяйстве, машиностроении, логистике и т.д. Эффекты увеличения масштаба рынков при использовании открытых принципов использования информации при переходе к цифровой экономике ожидают своего исследования, но их игнорирование чревато продолжением стагнации экономики и катастрофическим отставанием от передовых и развивающихся экономик мира.
Система обмена информацией с использованием распределённых реестров |
Национальный регулятор данных |
Оператор ГИС |
Оператор КИС |
Национальный регулятор данных |
Оператор ГИС |
Оператор КИС |
Страны ЕАЭС |
Третьи страны |
НСИ с т андарты метаданные |
Цифровые отраслевые платформы |
Другие цифровые платформы |
П о т р е б и т е л и и н ф о р м а ц и и |
Используемые сокращения: КИС – корпоративная информационная система или информационная система общественной организации ГИС – государственная информационная система НСИ – нормативно-справочная информация |
Рис 1. Предлагаемая принципиальная схема информационного взаимодействия в рамках ОЭР ЕАЭС эпохи цифровой экономики.
1. Перечень поручений Президента России от 5 декабря 2016 года №Пр-2346. Роман Рожков Экономика так не оцифруется Газета "Коммерсантъ" №89 от 23.05.2017, стр. 1
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) с изменениями и дополнениями от 12.02.2017.
3. Таир Мансуров. Создание общих рынков энергоресурсов Евразийского экономического союза. Общий электроэнергетический рынок Журнал "ЭнергоРынок" №5 за 2015 год
4. Решение Высшего евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года №12, г.Москва.
5. George Westerman, Didier Bonnet and Andrew McAfee The Nine Elements of Digital Transformation. MIT Sloan Management Review Opinion & Analysis January 07, 2014
6. Henry Mintzberg. Structure in fives. Prentice-Hall, 1983 - Bureaucracy ISBN 978-0138554798
7. Bolton P., Dewatripont M. Contract Theory. Cambridge, Mass. & London, England: MIT Press, 2005. ISBN 978-0-262-02576-8.