Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
Физическое здоровье студентов вузов имеет тенденцию к ухудшению. В образовательной организации должны быть приняты административные меры по улучшению процесса адаптации абитуриентов к студенческой жизни. Организационные меры, принятые администрацией вуза и кафедрой физического воспитания, оказали положительное влияние на знания студентов о комплексе ГТО. Значительно больше студентов справились с нормами ГТО и получили знаки различного достоинства
здоровье, здоровый образ жизни, комплекс ГТО, организационные мероприятия, работоспособность, студенты
Студенты вузов являются авангардным отрядом молодёжи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием – тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Однако состояние физического здоровья студентов вузов из года в год ухудшается [2, с. 91-92; 3, с. 66; 5, с. 4].
Целесообразно переосмыслить образовательно-воспитательный процесс с позиции здорового образа жизни. Для этого все преподаватели должны владеть технологиями формирования у студентов готовности к здоровому образу жизни [1, с. 50]. А также в образовательной организации должны быть приняты административные меры по улучшению процесса адаптации абитуриентов к студенческой жизни.
Цель проведённого исследования – оценить эффективность мероприятий, проводимых среди студентов КГЭУ по внедрению комплекса ГТО и формированию здорового образа жизни.
В 2016 учебном году в КГЭУ 2 студента получили золотые знаки ГТО, 12 – серебряные и 16 – бронзовые. В следующем 2017 учебном году со стороны администрации вуза было повышенное внимание к вопросу подготовки студентов и преподавателей университета к сдаче норм ГТО. Была проведена определенная работа, в частности, в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» преподавателями кафедры физического воспитания на практических занятиях в 2017 учебном году проводилась подготовка студентов к сдаче норм ГТО. Применяли наглядный метод обучения, наиболее подготовленные студенты демонстрировали образцовое выполнение упражнений, необходимых для сдачи норм. Также применялся соревновательный метод с целью активизации студентов. На лекциях по дисциплине «Физическая культура и спорт», проводимых согласно учебному плану, подробно объяснялись биологические основы физических упражнений и их роль в физическом развитии и подготовленности студентов. Отдельная лекция была посвящена истории возникновения и возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Немаловажное значение для мотивации студентов к подготовке и сдаче норм ГТО имеет наглядная агитация. На всех видных местах были размещены стенды, отражающие исторические моменты комплекса ГТО, нормативно-правовую базу, методические материалы, конкретный перечень норм и требований для их сдачи. Проведены общеуниверситетские праздники ГТО с показательными выступлениями спортсменов и артистов, соревнования между институтами в подвижных эстафетах, перетягивании каната, отдельных упражнениях комплекса. На праздниках ректор университета и руководство институтов торжественно вручали знаки ГТО студентам и преподавателям, ранее сдавшим нормы. На протяжении всего учебного года было организовано посещение студентами спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых на городских площадках.
Проведенное нами в 2016 учебном году исследование источников знаний студентов о комплексе ГТО показало, что 55% студентов получают информацию от своего преподавателя на учебных занятиях, интернет помогает 25% студентов, спортивно-массовые мероприятия в вузе и городе – 12%, телевидение – 4%, наглядная агитация в вузе – 1% [4, с. 28-29]. После проведенной организационной работы в университете в 2017 учебном году нами зафиксировано перераспределение между источниками, из которых студенты узнают о комплексе ГТО [6, с. 84-85]. Значительно больше студентов – 8% – черпали знания из наглядной агитации в университете, телевидение внесло 6%. Организованные в вузе на протяжении учебного года спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также организация посещения студентами городских мероприятий значительно повысили (до 25%) количество студентов, узнавших о ГТО. Зато снизилась роль преподавателя как источника знаний (до 44%) и интернета (до 15%).
В результате проведенной работы в 2017 учебном году в КГЭУ из 3452 студентов 1-3 курсов очной формы обучения: 24 студента получили золотые знаки ГТО, 76 – серебряные и 174 – бронзовые.
Таким образом, организационные меры, принятые администрацией вуза и кафедрой физического воспитания, оказали положительное влияние на знания студентов о комплексе ГТО. Значительно больше количество студентов справились с нормами ГТО и получили знаки различного достоинства.
1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 48-53.
2. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 91-92.
3. Васенков Н.В., Миннибаев Э.Ш. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований // Наука и спорт: современные тенденции. - Казань, ПАФК, С и Т, №2, том 11. - 2016. - С. 65-69.
4. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В., Пасмуров Г.И. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2015. - №3. - С. 27-30.
5. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10. - С. 2-5.
6. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.