МЕДИАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показана модель менеджмента конфликтов как новая форма управления конфликтными ситуациями. Управление конфликтными процессами приобретает все большее значение для руководителей, поскольку потенциал конфликтов постоянно увеличивается. Профессиональное разрешение конфликтов является одной из задач руководителя. Так медиация становится менеджментом конфликтов, ориентированным на развитие организации. Медиация все больше и больше внедряется в сферы профессиональной деятельности людей — при спорах между сотрудниками фирм и некоммерческих организаций, в конфликтах между работодателями и их работниками, а также при возникновении споров между фирмами, например, между заказчиками и поставщиками. В статье рассматриваются наиболее важные компетенции профессионального руководителя, с помощью которых руководитель обеспечивает продуктивное продвижение своих сотрудников в нужном направлении.

Ключевые слова:
медиативная компетенция, медиативный подход, эффективное управление, медиация, модель, конфликт, конфликтная ситуация, урегулирование конфликтов.
Текст

Необходимость эффективного управления требует умения вести переговоры с самыми разными партнерами, а также поддерживать рабочую обстановку в организации. Урегулирование конфликтных ситуаций между сотрудниками своей организации входит в круг повседневных обязанностей руководителя.

В современных условиях медиация (лат. mediare — посредничать) — это особый метод разрешения спора, который может помочь эффективно и навсегда урегулировать тот или иной конфликт.

Медиация — это метод примирения, основанный на том, что независимая и нейтральная третья сторона помогает конфликтующим сторонам в сжатые сроки совместными усилиями и с учетом взаимных интересов прийти к решению, желательному или, по меньшей мере, приемлемому для каждой из них [1].

Руководитель, владеющий медиативными компетенциями, и сам процесс медиации могут принести большую пользу, если компания, организация или учреждение имеют интегрированную систему управления конфликтами и медиация является неотъемлемой частью этой системы.

С 1 января 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Данный закон дает зеленую улицу эффективному способу разрешения споров и конфликтов в различных ситуациях жизнедеятельности как людей, так и организаций. Суть его в том, что стороны, попав в конфликтную или спорную ситуацию и желающие добровольно, без лишних потерь времени и денег, выйти из нее, обращаются к независимому посреднику — медиатору [2].

Согласно п. 2 ст. 2 данного закона процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Таким образом, решение, к которому стороны придут самостоятельно, на условиях взаимного уважения, окажется более жизнеспособным, взаимоудовлетворяющим, реалистичным, чем навязанное арбитром решение или компромисс, достигнутый в ходе переговоров.

Основной задачей медиации является возможность сохранения партнерских отношений [3, 4].

В любых компаниях, организациях может случиться, что руководители захотят уладить спор между сотрудниками и выберут для этого современный и эффективный метод медиации.

Итак, должен ли руководитель, менеджер обладать врожденными качествами медиатора, или, наоборот, инструментарий профессионального медиатора — табу для руководителя?

Список литературы

1. Махтельд Пель. Приглашение к медиации: Практ. рук. О том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009.

2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

3. Орлова Л.В. Особенности применения медиации как технологии урегулирования конфликтов // Известия академии управления: теория, стратегии, инновации. Самара. № 2. 2012. С. 45-49.

4. Орлова Л.В. Медиация в предпринимательском сообществе. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции: IV Чтения, посвященные памяти известного белорусского и российского учёного-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя «Актуальные вопросы экономического развития: теория и практика». Гомель: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 2012. С. 119-121.

5. Анита фон Хертель. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в Вашей жизни / Пер. с нем. Н. Бабичевой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. 272 с.

6. Сталберг Дж., Лав Л. Третий голос. Успешная медиация конфликта. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2014.

7. Шамликашвили Ц. Азбука медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011.

8. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / Пер. с нем. Л. Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007.

9. Folberg J., Taylor A. Mediation. A Comprehensive Guide to Resolving Conflicts without Litigation, Jossey-Bass Publishers, San Francisco-Oxford, 1984.

10. Moore Christopher W.. The Mediation Process. Practical Strategies for Resolving Conflict, Jossey-Bass Publishers, San Francisco, 1986.

11. Mediation Training Institute, Conflict Transformation: A vision and skills for peacemaking and conflict resolution in our daily lives (Mediation Training Manual), Mennonite Conciliation Service, Akron, PA (USA), 1988.

12. Климентов В.Л. Медиация в схемах и таблицах: Учеб. пособие. М.: Радуница, 2011.

13. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры в ситуации конфликта: Учеб. пособие. СПб., 2010.

14. Шамликашвили Ц. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учеб. пособие. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013.

15. Кеннеди Г. Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах / Пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?