Брянская область, Россия
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматривается проблема несовпадения мотивационных ожиданий, учебно-профессиональных установок слушателей старших курсов обучения в ведомственных вузах системы МВД с начальным практическим опытом в практических органах в ходе преддипломной практики на заключительном этапе обучения. Анализируются некоторые аспекты кризиса профессиональных ожиданий, выявленных при анкетировании слушателей по окончании преддипломной практики и необходимость определения направлений помощи в преодолении этого кризиса.
мотивация, профессиональная адаптация, личностный кризис, оптимизация учебного процесса, профессиональные реалии, профессиональный потенциал.
Главной приоритетной задачей высшего ведомственного образования на современном этапе является практикоориентированный подход. По этому поводу в научно-учебной среде ведется и по сей день немало споров об образе современной образовательной парадигмы в нашем ведомстве. Уже определен ФГОС Министерством образования, разработаны примерные и рабочие учебные программы, определен круг приоритетов учебно-методического и практического обеспечения учебных дисциплин. На выходе из вуза предполагается бакалавр, специалист, магистр, владеющие общими и профессиональными компетенциями, готовые к нестандартным и эффективным решениям, надежные и устойчивые к суровым реалиям будней правозащитников на страже закона.
Прикладному аспекту обучения придается сегодня в образовательной среде ведомственных вузов огромное значение. В связи с этим увеличена доля часов на практические занятия, моделирование прикладных навыков служебной деятельности в условиях, приближенных к реальным. Занятия проводятся совместно с сотрудниками практических органов, опытными мастерами, готовыми поделиться своим богатым профессиональным опытом, проводятся интегрированные межкафедральные учения, комплексные междисциплинарные экзамены, задействована интерактивная электронная среда и новейшие технологии, стоящие на службе правоохранительных органов.
При поступлении в Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя одним из существенных факторов выбора будущей профессии у абитуриента является представление о ней в самых общих чертах. Основой для создания образа будущей профессии служат семейные традиции, развитые социальные и духовные потребности, сопряженные с возможностями личностного потенциала, кинофильмы и их герои, публикации в СМИ, патриотические чувства, созревшие на подлинных событиях, профессиональная ориентация в школах, результат пропагандистской работы общественных и иных организаций и многое другое. На этой основе формируется мотивация выбора профессии и учебного заведения.
Весь процесс обучения в ведомственном вузе призван сформировать и развить компетентного специалиста, надежного и готового к современным требованиям социума и государства. Но в реальных условиях образовательной среды реализовать эту цель в полном объеме невозможно. Можно только оптимизируя учебно-воспитательный процесс, приблизить цель к результату, но достичь их совпадения и получить на выходе из вуза абсолютно компетентного и полностью готового ко всем реалиям службы выпускника – это утопия, миф.
На протяжении всего периода обучения в вузах системы МВД в сознании курсантов формируется не совсем полное и в определенной мере доктринальное представление о выбранной профессии, которое отличается некоторым романтизмом и наивностью. Учебники, пособия и обучающие практические программы, при всей адекватности их практических моделей служебной практике, содержат обучающие модули с конечными, а не интерактивными параметрами, (конечными на момент создания обучающих материалов), которые по прошествии времени внедрения их в образовательную среду устаревают или меняются. Возникает вопрос: а что тогда делают преподаватели, цель которых и есть донести до курсантов и слушателей адекватные времени и средствам изменения законодательства, практические модели прикладных действий, оптимизировать их к образовательной среде? На этот вопрос ответ ясен – все это делается, ведь в этой работе и состоит смысл преподавания, адекватного времени и реалиям. Но при всех стараниях профессорско-преподавательского состава совпадение цели обучения (100% компетентного специалиста, полностью готового к практической деятельности) с результатом не достижимо без реальной практики с полными полномочиями не вчерашнего выпускника, а сегодняшнего сотрудника в работе и полным объемом его ответственности за принятые решения.
Так, на подходе к преддипломной практике у наших слушателей-выпускников укореняется, большей частью, скажем так «академическое» понимание об их предстоящей работе. Но прохождение преддипломной практики в комплектующем органе создает новый рефлексивный критерий оценки самосознания курсанта в своей будущей и уже близкой профессии. Вот на этом этапе происходит переоценка всего приобретенного за 4,5 года в обучении, появляются страхи, сомнения, или, наоборот, утверждения в некоторых позициях, иначе расставляются приоритеты, строятся планы и прогнозы соотнесения себя и своей будущей профессии или конкретного места службы.
Завершающий этап обучения является знаковым для выпускника и показательным для профессорско-преподавательского состава и руководства образовательного учреждения. Анализ мнения выпускников на завершающем этапе обучения поможет скоординировать деятельность профессорско-преподавательского состава по оптимизации учебного процесса, наладить взаимодействие с кадрами комплектующих органов и оптимизировать практику.
По выходе на учебу слушателей 5 курса по окончании преддипломной практики было проведено анкетирование, в котором участвовали 50 человек.
Основной общей целью его ставилось изучение представлений о своей будущей профессии и своем месте в этой профессии у выпускников по окончании преддипломной практики. Частными задачами были:
– исследование меры совпадения этих представлений до и после прохождения практики;
– анализ уровня удовлетворенности обучением и практикой в Московском областном филиале МосУ МВД РФ им. В.Я. Кикотя.
Проведенное исследование не претендует на «истину в последней инстанции», отмечаем невысокую репрезентативность выборки, однако полученные результаты в рамках нашего филиала формируют определенное понимание итогов работы профессорско-преподавательского состава, понимание нашими выпускниками итогов своего обучения.
Одним из главных показательных вопросов анкеты стал «Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии?».
Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии?
1. Да, я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю свою будущую профессиональную деятельность.
2. Я представляю свою будущую работу только в общих чертах.
3. У меня очень смутное представление о выбранной профессии, но я надеюсь, что оно прояснится в начале практической деятельности.
4. Да, поэтому я сомневаюсь в правильности выбора мною специальности и будущей профессии.
5. Я еще об этом не задумывался.
6. Другое.
Значительное количество респондентов, 72%, ответили, что они уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность.
14% ответили, что представляют свою будущую работу только в общих чертах, что вызывает некоторые сомнения, так как по прошествии 4 лет обучения у всех курсантов не зависимо от уровня успеваемости все-же формируется определенное представление о том, что ждет их на службе. 4% респондентов выбрали позицию «Я еще об этом не задумывался». При анализе таких ответов напрашиваются следующие выводы: формализм при ответах на вопросы анкеты, либо в планах этих слушателей не значится продолжение работы в практических органах, и свое нахождение в учебном заведении они рассматривают как досадное недоразумение, которое разрешится после сдачи итоговой аттестации и защиты диплома.
Однако наибольшую тревогу вызывают 10%, которые своим ответом выбрали хорошее понимание содержания своей будущей профессии, однако в конечном итоге высказали осознанное сомнение в правильности выбора специальности и будущей профессии. Хочется надеяться, что их сомнения относятся не к выбору службы в правоохранительной сфере вообще, а к узкой специализации в рамках правоохранительной деятельности.
Другой вопрос анкеты предложил респондентам решить, достаточно ли они получили знаний для эффективной профессиональной деятельности.
Как Вы считаете, достаточно ли Вы получаете знаний для эффективной профессиональной деятельности?
1. Да, я считаю, что комплекс знаний по специальности отражает содержание и особенность профессиональной деятельности.
2. Я не задумывался над этим вопросом. Получаю те знания, которые мне положены по государственному образовательному стандарту.
3. Я считаю, что образовательная программа недостаточно полно отражает потребности профессиональной деятельности.
4. Я получаю недостаточно знаний, как по составу дисциплин, так и по структуре их учебных часов.
5. Другое
Здесь основные мнения разделились между двумя вариантами. 48% респондентов ответили, что комплекс полученных по специальности знаний в полной мере отражает содержание и особенности профессиональной деятельности. Ожидалось, что процент респондентов выбравших данный ответ будет больше, так как 72% заявили об уверенности в правильности своего выбора.
Ответившие, что образовательная программа недостаточно полно отражает потребности профессиональной деятельности, составили 38%. В совокупности эти две группы, рассудившие со знанием дела, вобрали в себя 86% всех респондентов. А теперь вернемся к первому вопросу. Прибавим к уже названным 72% уверенных в правильности выбранного жизненного пути, еще 10% – тех, которые при понимании сущности выбранной профессии выразили сомнение в правильности выбора. Разница в значениях по похожей корреляции со вторым составила всего 4 пункта.
Можно сделать вывод, что те, кто хорошо разобрался в сущности выбранной профессии, не зависимо от вывода о целесообразности своего выбора, со знанием дела рассуждают о соответствии образовательной программы потребностям профессиональной деятельности. Несколько огорчает то, что из числа уверенных в правильности своего выбора (их 72%), 28% оказалось тех, кто считает несоответствующими в полной мере учебные программы потребностям практики.
Следующим вопросом было предложено оценить уровень знаний, получаемых в нашем образовательном учреждении. Респондентам предоставили выбор по 4 критериям.
Как Вы оцениваете уровень компетенций, получаемых в МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну позицию))
Критерий |
Полностью удовлетворяет |
Частично удовлетворяет |
Не удовлетворяет |
1. Теоретических |
|
|
|
2. Общеобразовательных |
|
|
|
3. Практических, прикладных |
|
|
|
4. По дополнительным образовательным программам |
|
|
|
Удовлетворенность полученными общеобразовательными знаниями высказали 74% анкетируемых, о частичной удовлетворенности заявили 26%. Высокий уровень удовлетворенности обусловлен успешностью обучаемых по предметам общеобразовательного направления, так как подавляющее большинство поступает в учебное заведение прямо со школьной скамьи, и у них еще актуальны те знания, которые были получены по обществоведческим предметам в школе. По наблюдениям авторов исследования на начальных курсах, где высок процент общеобразовательных предметов, или созвучных с ними, большинство курсантов по инерции показывают хорошие результаты, имея неплохой школьный багаж.
Еще больше удовлетворенных группой теоретических предметов – 82%, остальные высказали частичную удовлетворенность. Основанием данного показателя можно предположить саму специфику теоретического обучения, когда получаемые знания представляют собой «вещь-в-себе», и их до поры не надо применять на практике, когда от принятого решения зависит конкретный результат. Специфика и действенность этих знаний как интеллектуального арсенала открывается там, где требуется неординарное мышление, нестандартное решение, творческих подход в реальных условиях служебной деятельности.
Противоположная картина вырисовывается, когда респонденты оценивают уровень практических компетенций в действии в период практики. 32% выразили удовлетворение этим параметром. Частичное удовлетворение уровнем полученных компетенций выразили 48% респондентов.
Оценивая суммарный показатель рассматриваемых параметров (в общем числе 80% опрошенных), стоит привести значение оценки вопроса о пройденной практике. Совокупность параметров, характеризующих отношение слушателей к преддипломной практике, приведена в следующем вопросе анкеты.
Как Вы оцениваете пройденные Вами практики?
(слушатели 5 курса делают акцент на преддипломной практике)
Критерий |
Полностью удовлетворен(а) |
Частично удовлетворен(а) |
Не удовлетворен(а) |
1. Соответствием будущей специальности |
|
|
|
2. Содержательностью работы, проводимого инструктажа |
|
|
|
3. Наличием необходимых помещений, ресурсов, оборудования, и т.д. |
|
|
|
4. Соблюдением норм безопасности и охраны труда |
|
|
|
5. Работой наставника (сотрудника практического органа) |
|
|
|
6. Работой руководителя практики (преподавателя филиала) |
|
|
|
Сложная структура вопроса обусловлена необходимостью комплексной оценки впечатлений, сложившихся у слушателей по итогам прохождения практики. Первым критерием оценки стал вопрос о соответствии пройденной практики будущей специализации. Полное удовлетворение пройденной практикой и ее соответствие выбранной специализации высказали 80% опрошенных. На наш взгляд, можно говорить о полной корреляционной зависимости между последними рассмотренными показателями. Напомним, что полное, либо частичное удовлетворение полученными практическими компетенциями выразили те же 80% респондентов.
Остальной перечень критериев, характеризующих рассматриваемый вопрос анкеты, отражает организационное и материальное обеспечение практики. Не обошли вниманием и вопросы личной безопасности слушателей на практике. Выделим два критерия рассматриваемого вопроса, которые могут представлять интерес. 90% респондентов выразили полное удовлетворение взаимодействием с наставником от практического органа, 6% были частично удовлетворены, лишь 4% высказали неудовлетворение работой своего наставника. Полное удовлетворение от взаимодействия с руководителем практики от филиала высказали 96%, остальные были частично удовлетворены. Слушателей, неудовлетворенных взаимодействием с представителями филиала, среди опрошенных не было.
Еще один вопрос анкеты, на который стоило обратить внимание, предлагал респондентам дать ответ о фактах привлечения их к выполнению несвойственных для вмененных по должности обязанностей. 34% опрошенных ответили, что в процессе прохождения практики такие факты имели место. Формат анкетирования не позволяет подробно выяснить данный вопрос, однако анализ дневников прохождения практики, со слов руководителей от филиала, не определяет такие мероприятия. Анализ показателей выводит на два возможных варианта интерпретации данных: 1) недостатки содержательной части инструктажа, о которой говорят 24% респондентов, частично удовлетворенных, либо неудовлетворенных содержательностью инструктажа, 2) не полное ознакомление слушателей с обязанностями по занимаемой должности в практическом органе, что обусловлено отнесением должностных инструкций к документам ограниченного доступа.
Рассмотрим еще два вопроса, в которых на наш взгляд, содержится смысловое содержание рассматриваемой нами проблемы.
На сколько совпали Ваши ожидания и представления о службе в ОВД с реальной практической деятельностью, с чем Вы столкнулись на практике?
- полностью совпали
- частично совпали
- полностью не совпали
На вопрос полноты совпадения ожиданий и представлений о службе в ОВД с реальными впечатлениями от практики, 54% заявили о полном совпадении сравниваемых параметров, 30% высказали мнение о частичном совпадении.
У 16% эти параметры не совпали. Таким образом, более 80% респондентов косвенно подтвердили высокое качество работы преподавателей филиала, которые формируют у курсантов адекватное понимание содержания выбранной профессии.
Немного не совпали с результатами показатели коррелирующего с рассматриваемым вопроса, в котором предложено сказать, повторили бы вы свой выбор ВУЗа и специальности сегодня.
Повторили ли бы Вы свой выбор специальности и вуза сегодня?
- да
- нет, т.к.______
70% сказали, что и ВУЗ и специальность остались бы прежними. 30% отказались бы повторить свой выбор.
К сожалению, формат данного выступления не позволяет полностью охарактеризовать результаты анкетного опроса, часть интересных вопросов осталась «за кадром», поскольку они характеризуют критерии обучения, не относящиеся напрямую к рассматриваемой в рамках сегодняшнего выступления теме. Проблема соотношения профессиональных ожиданий и реалий изучается специалистами социологами, психологами, педагогами и многими другими потому, что формирование специалиста в ведомственном вузе сопряжено с определенными личностными кризисами, отчасти порожденными самой ведомственной системой.
В этой связи уместно сослаться на исследование отечественного психолога Эвальда Фридриховича Зеера [1], заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Исходя из классификации, предложенной Э.Ф. Зеером, на этапе всего обучения личность переживает как минимум три профессиональных кризиса.
Кризис |
Факторы, обусловливающие кризис |
Способы преодоления кризиса |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) |
Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности |
Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки |
Кризис профессионального выбора (16-18 лет) |
Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности |
Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии |
Кризис профессиональных экспектаций (ожиданий) (18-20 лет) |
Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности |
Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии |
Специфика обучения в ведомственной системе обусловлена рядом факторов: наличием жесткого контроля за всеми сферами жизнедеятельности со стороны руководящего состава, соблюдением субординации, казарменным положением обучающихся, массой правовых регламентов деятельности. Помимо этих факторов, определенный психологический дискомфорт у курсантов может вызвать контракт, заключенный с МВД России об обязательном прохождении в течение пяти лет службы в органах внутренних дел. Все эти факторы в определенной степени ограничивают свободу личности и разностороннюю реализацию творческого потенциала в обучении и последующей профессиональной деятельности, хотя для некоторых данный факт может быть воспринят как благо, так как это является гарантией относительного социального благополучия.
Для тех курсантов, у кого кризис профессионального выбора сопровождается сильными внутренними противоречиями, обучение же будет восприниматься как принуждение, с последующим снижением мотивации к трудовой деятельности. Это одна из важнейших причин кризиса профессиональных ожиданий при обучении на заключительном этапе, особенно ярко это проявляется в период прохождения преддипломной практики. В это время осуществляется «вхождение» в профессиональную деятельность, знакомство со своими функциональными обязанностями. Одновременно происходит знакомство и с «негативными» сторонами профессии – высокой эмоциональной напряженностью условий труда, взаимодействием с различными категориями граждан, противодействием со стороны третьих лиц. Таким образом, практика с ее комплексным воздействием внешних факторов и внутренних противоречий может затруднить «вхождение» слушателей в профессию и способствовать возникновению личностно-профессионального кризиса вплоть до желания прекратить обучение. Соответственно, для того чтобы учебно-производственная практика стала твердой ступенью для последующего профессионального развития и самоопределения курсантов, необходимо создать условия, обеспечивающие эффективный выход личности из кризисных ситуаций. Так, по мнению автора одного из исследований этой проблемы А.С. Отрадновой [2, с.75–77], для этого необходима технология психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе преодоления кризисных ситуаций. Одним из важнейших компонентов такой технологии она видит наставничество, которое периодически будет сопровождать обучающихся на протяжении всех видов учебно-производственных практик.
А.В. Паврозин определяет специфику высшей военной школы и вузов МВД России следующим образом: «… это особая комплексная характеристика, представляющая собой совокупность воинских статусно-уставных и профессиональных требований и отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса» [3]. Поэтому наши усилия должны быть направлены не на приведение в абсолютное соответствие содержания программ обучения служебным реалиям – это недостижимая и не определяющая цель. Подтверждением такой позиции является предложение ректоров ведомственных вузов отказаться от профилизации ведомственного образования. Практика всегда будет опережать теорию, как и развитие самой науки опережает ее методологию. Наши усилия лучше сосредоточить на формировании технологии помощи преодоления кризиса вхождения в профессию на заключительном этапе обучения. Этот кризис – неизбежный и закономерный процесс объективного формирования и становления личности специалиста. Обойти этот этап развития личности не получится при любом соответствии обучающих программ практике.
Анализируя представленные показатели, можно сделать вывод о том, что в целом программа обучения в филиале отвечает требованиям подготовки грамотных специалистов по нашим специальностям. Нас, как преподавателей, не должна смущать цифра в 30% неоправданных ожиданий, нас должна вдохновлять цифра в 70% осознанно и ответственно заявивших о готовности к службе.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М. : Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Отраднова А.С. Профессиональные кризисы в формировании самоопределения обучающихся вузов МВД России // Педагогический журнал Башкортостана / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа), 2014, №3 (52).
3. Паврозин, А.В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе, 2003: дис. … на соискание ученой степени кандидата пед. н. cпециальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - URL: http://med-books.info/pedagogika-psihologiya-voennaya/professionalnaya-adaptatsiyaprepodavateley.html.