ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №45 от 23 января 2018 года в качестве результата освоения образовательной программы определяет наличие у выпускника сформированных общих и профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций при проведении практических занятиях достаточно очевидно. Но в значительной мере процесс формирования компетенций должен проходить и при теоретическом обучении. С целью повышения эффективности этого процесса разработаны и используются различные методы и технологии изучения дисциплин междисциплинарных курсов профессиональных модулей в рамках проведения теоретических занятий. Совокупность этих методов и технологий составляет комплексный подход к формированию компетенций у обучающихся.

Ключевые слова:
профессиональные компетенции, практические занятия, теоретические занятия, комплексный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №45 от 23 января 2018 года в качестве результата освоения образовательной программы определяет наличие у выпускника сформированных общих и профессиональных компетенций.

Формирование профессиональных компетенций при проведении практических занятиях достаточно очевидно. Но в значительной мере процесс формирования компетенций должен проходить и при теоретическом обучении. С целью повышения эффективности этого процесса разработаны и используются различные методы и технологии изучения дисциплин междисциплинарных курсов профессиональных модулей в рамках проведения теоретических занятий. Совокупность этих методов и технологий составляет комплексный подход к формированию компетенций у обучающихся.

На теоретических занятиях в основном формируются общие компетенции и создаются предпосылки для формирования профессиональных компетенций.

При применении предлагаемых для рассмотрения методов и элементов технологий можно отследить формирование всех общих компетенций (ОК 01–ОК 11). Но особенно очевидно формирование таких компетенций, как:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 09. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В комплексный подход основан на использовании следующих методических приёмов и средств:

  •  входной контроль;
  •  применение проектора;
  •  эвристическая беседа;
  •  фронтальный опрос;
  •  адаптированный конспект с тестами;
  •  контрольное тестирование;
  •  применение информационно-коммуникационных технологий;
  •  доклад на занятиях;
  •  выполнение реферата;
  •  групповая работа;
  •  работа с учебником;
  • составление конспекта.

Применение всего этого комплекса в системе позволяет обучающимся в тот или иной момент проявить себя.

Входной контроль проводится только на первом занятии. Его результаты позволяют понять обучающимся, каковы их реальные знания. Входной контроль можно проводить перед изучением каждой темы, но это не даёт нужного результата (надо затратить много сил и времени, чтобы проанализировать, какие вопросы обучающиеся знают, а какие для них являются сложными; вывод будет субъективным).

Проектор используется для демонстрации рисунков, схем и таблиц при объяснении материала. Текст через проектор демонстрируется для конспектирования только в тех случаях, когда он имеет большую важность, даже если он есть в адаптированном конспекте. Кратко конспектируется только часть вопросов темы, остальные вопросы темы только объясняются.

Закрепить полученные знания по теме, и приготовится к контрольному тестированию обучающиеся могут по адаптированному конспекту с тестами, который размешен на сайте техникума. Здесь явно формируются ОК 01, ОК 02, ОК 09.

При объяснении материала хороший эффект включения в работу обучающихся даёт эвристическая беседа. Тратить время на эвристическую беседу столько, сколько обучающиеся могут отвечать на вопросы, можно только в том случае, когда есть адаптированный конспект. Например, задаётся вопрос: «А как вы думаете, почему зимой в тракторе холоднее, чем в автомобиле?». Чтобы ответить на этот вопрос, обучающимся надо последовательно вспоминать, какие двигатели устанавливаются на автомобилях и тракторах, какие особенности системы охлаждения имеют те или иные двигатели, как протекают процессы работы двигателя и у каких двигателей КПД выше. Идёт формирование ОК 04.

Фронтальный опрос проводится на втором и последующих уроках изучения темы. Фронтальный опрос стимулирует самостоятельную подготовку студентов дома, дисциплинирует студентов, даёт возможность отрабатывать умение выражать свои мысли (формирование ОК 02). В какой-то момент казалось, что фронтальный опрос не актуален, но это не так.

Адаптированный конспект используется обучающимися не только для самостоятельной внеаудиторной подготовки, но и на уроке во время подготовки к фронтальному опросу. Он необходим, потому что не все вопросы записаны в тетрадь, а часть обучающихся могла отсутствовать на занятиях, и у этих студентов нет записей. Обучающиеся пользуются адаптированным конспектом на компьютере (формирование ОК 09). Также студенты используют адаптированный конспект при подготовке к контрольному тестированию, которое проводится после изучения основной части темы по тестам.

После контрольного тестирования рассматриваются дополнительные материалы, относящиеся к теме; и, если вопросов нет, начинается изучение новой темы. Дополнительные материалы могут рассматриваться и до контрольного тестирования.

Часть изучаемого материала не входит в адаптированный конспект. Этот материал объясняется полностью и конспектируется обучающимися. На следующий урок конспект не проверяется, а проверяются знания.

После изучения всего материала темы обучающимся даётся групповое задание для выполнения в классе. В зависимости от осваиваемого модуля задания могут носить элементы предпринимательства (формирование ОК 11). Оценивается это работа не только по конечному результату, но и по активности работы на занятии.

Тем студентам, которые не освоили тему, предлагается подготовить реферат по вопросу изучаемой темы. Задание предлагается двум студентам. После подготовки ими реферата, проверки преподавателем с последующей доработкой, студенты делают сообщение, демонстрируют рисунки и поясняют их, а также излагают теоретический материал. Оценивается содержание материала, умение работать с информационно-коммуникационными средствами, оформление реферата и само выступление. При этом методе обучения формируются практически все общие компетенции.

Список литературы

1. Анисимов А.П., Юфин В.К. Экономика, организация и планирование работы автомобильного транспорта: учебник для техникумов авт. спец. - М.: Транспорт, 2014. - 328 с.

2. Галиев И.Г. Техническая эксплуатация автомобилей: Краткий конспект лекций. - Казань: Приволжский федер. ун-т, 2014. - 71 с.

3. Шестопалов К.К. Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: учебник. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 318 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?