ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТРАКТОВОК И ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе проведенного автором диссертационного исследования по теме: «Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста» представлены обобщенные результаты теоретического и сравнительного анализа трактовок понятий «среда» и «образовательная среда» в области философии, психологии, педагогики.

Ключевые слова:
образовательная среда; подходы и модели образовательной среды; развивающая предметно-пространственная среда; развивающая среда, воспитательная среда.
Текст

 

1. ВВЕДЕНИЕ. Интерес к понятию «образовательная среда»  наблюдается последние два десятка лет. Анализ современных психолого-педагогических исследований на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по шифрам  специальностей: 13.00.01 и 19.00.07 в период с 1 января 2012 г. по 2018 г. показал, что среди более 2000 работ «образовательной среде» посвящены менее 2% исследований.  Можно было бы сделать вывод о разработанности данного понятия, так как даже при запросе в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «образовательная среда» открывается более 40 млн результатов. Однако при более детальном анализе  подходов к  понятию «образовательная среда» были обнаружены различные трактовки в исследованиях данного понятия.  Эти различия позволили нам обратиться к анализу  подходов к понятию «образовательная среда» в психолого-педагогических исследованиях.

2. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопрос о создании специально организованной среды для передачи социокультурного опыта подрастающему поколению описали еще античные философы Сократ, Платон и Аристотель. К. Маркс одним из первых отметил важность влияния среды на становление личных особенностей человека в процессе передачи выработанных человечеством ценностей, т.е.  социокультурного опыта. Дж. Дьюи обосновал социальную среду как «предпосылку, основу и условие существования, функционирования и развития образования». Н.Н. Иорданский описывает среду «не как мертвый или даже живой объект наблюдения, а как процесс воздействия на нее, изменения ее именно людьми». [3, с. 3–8].

В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «среда» рассматривается через следующие категории: развивающая предметно-пространственная среда, развивающая среда, воспитательная среда, образовательная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С.Л. Новоселова, Л.А Парамонова, Н.Н. Поддъяков,  А.М. Фонарев [11]).

Развивающая средаэто особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. [13]).

Воспитывающая среда это естественная стихия воспитания, которая заимствована из процессов непреднамеренной социализации и состоит в целенаправленном воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют (М.И. Рожков, Н.Н. Нагайченко и др. [9]).

Образовательная среда позиционируется как:

1) система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития (А.М. Новиков [10, с. 134]);

2) часть социокультурной среды, в условиях которой достигаются цели и смыслы образования (Л.С. Выготский, К. Левин, У. Бронфенбреннер, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова и др.);

3) целенаправленно созданная система взаимовлияний и взаимодействия окружения (социального и пространственно-предметного) с субъектом. В рамках этого окружения происходит формирование личности и открываются возможности для ее развития (В.А. Козырев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.И. Ясвин и др.).

3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материалов исследования были взяты психолого-педагогические исследования, посвященные изучению понятия «образовательная среда» и  опубликованные в монографиях, диссертационных исследованиях, журналах, тезисах конференций и пр. (более 500 источников).

В качестве методов исследования использовались: теоретический и сравнительный анализ публикаций по проблеме исследования, терминологический (в том числе семантический) анализ понятий.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализ существующих исследований понятия «образовательная среда» позволил систематизировать и выделить следующие подходы и модели образовательной среды:

Экологоличностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. Под образовательной средой (или средой образования) он подразумевает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [14].

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, разработанная В.В. Рубцовым, основана на системе B.C. Библера, где знание построено как диалог между взрослым и ребенком. «Среда в образовании является специфической организацией, обеспечивающей развитие и функционирование человека, фактически передачу каких-то норм жизнедеятельности от взрослого к ребенку» [7].

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым. В данной модели образовательная среда, наряду с образовательными институтами и образовательными процессами, представлена как часть образовательного пространства, которое, с одной стороны, является производным от них, а с другой, к ним не сводится. «Образовательная среда – это те социокультурные формы предметности, которые входят или могут входить в содержание образования» [4, с. 89].

Рефлексивно-средовой подход, разработанный М.И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, А.В. Волоховым, Т.Н. Гущиной, Т.В. Машаровой, М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришман и др. В основе данного подхода лежат идеи единства субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов рефлексии. [1, с. 56].

Психодидактическая модель образовательной среды, разработанная В.В. Давыдовым, В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.И. Пановым и др., рассматривается в рамках парадигмы развивающего образования. Под образовательной средой понимается «система (или совокупность) влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия как еще не проявившихся способностей учащихся и педагогов, так и для развития уже проявившихся у них способностей, в соответствии с присущими каждому из них природными задатками, интересами и склонностями, с одной стороны, образовательными целями данного учреждения, с другой» [12, с. 69–70].

В рамках психосистемно-экологической модели, разработанной Г.А. Ковалёвым и др., жизненная среда представляет собой спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека [5].

Следовательно, понятие «образовательная среда» рассматривается с точки зрения различных авторских подходов и моделей, в каждом из них можно обнаружить взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. Данные условия всегда предполагают присутствие обучающегося в образовательной среде, их взаимоотношения и взаимодействие окружения с субъектом.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В рамках нашего исследования «образовательная среда» рассматривается в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в которой среда понимается как социальное явление, «...потому что там, где среда выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные мотивы. В отношении к ней человек всегда пользуется социальным опытом. Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в очень узком ограниченном и условном смысле» [2].

Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в философии, педагогике, психологии позволяет определить образовательную среду как условия трансляции ребенку социокультурного опыта.

Организация образовательной среды строится на интегративной основе системы принципов, выделенных И.А. Лыковой для построения вариативных моделей образовательной среды:

– диалектического единства интеграции и дифференциации;

– анропоцентризма;

– культуросообразности;

– природосообразности [8, с. 75].

И.А. Лыкова обоснованно доказывает, что эти принципы применимы к построению и функционированию модели образовательной среды: с одной стороны, они обеспечивают ее целостность, с другой – позволяют отдельным ее компонентам функционировать.

Образовательная среда понимается как гибкая система специально организованных в пространстве и времени условий взаимодействия субъектов образовательных отношений, направленных на достижение целей образовательной деятельности. Универсальный характер термина «образовательная среда» в современных условиях может быть представлен только на основе философских категорий «пространство», «время», «количество», «качество», «движение», «развитие» в их целокупности [6], что будет обосновано в дальнейшем исследовании В.В. Кожевниковой под научным руководством И.А. Лыковой в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве» (проект 25.9403.2017/БЧ).

 

Список литературы

1. Воспитание и стратегия жизни ребенка : коллективная монография /под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2016. - 158 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: педагогика-Пресс, 1996. Стр.56

3. Иорданский Н.Н. Организация детской среды. М. : Работник просвещения, 1925. - 102.

4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах.»: Издательство ПСТГУ; Москва; 2013. - С. 432

5. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. N1.

6. Кожевникова В.В. Моделирование образовательной среды по вектору амплификации развития детей раннего возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 2017.

7. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. /Под ред. Рубцова В.В. М., 1996

8. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: Дис. … докт. пед. наук. М., 2009.

9. Нагайченко Н.Н. Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников /Н.Н. Нагайченко //Ярославский педагогический вестник - Том II (Психолого-педагогические науки) - № 3 - 2010 - С. 94-97.

10. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. [Текст] / А.М. Новиков. - М.: ЭГВЕС, 2013. - 268 с.

11. Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

12. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с.

13. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. - М., 1997.

14. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?