Россия
В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения преемственности между начальным и основным звеньями школы в процессе непрерывного образования. На примере содержания курса «Окружающий мир» для начальных классов, разработанного с учетом познавательных возможностей и потребностей детей этого возраста, продемонстрированы пути и способы решения актуальной задачи развития биологического образования на следующей ступени школьного обучения.
биологическое образование, система непрерывного образования, содержательная согласованность, перспективы обучения.
Биологическое образование как важный компонент школьного образования представлено на всех его ступенях: начальной, основной, старшей. Это обусловлено значением биологического образования в познании живой природы и своего организма, т.е. решением задачи формирования экологической, генетической и гигиенической грамотности учащихся. Немаловажен и познавательный интерес младших школьников к живым существам, обитающим рядом с ними, а у старших школьников — к мировоззренческим проблемам, связанным с эволюцией мира живой природы, происхождением жизни, человека и др.
В системе непрерывного образования начальное образование рассматривается как самостоятельная и самоценная ступень. В ней закладывается система знаний и умений, на базе которых строится дальнейшее изучение систематических курсов физики, химии, биологии и географии. При этом обеспечивается содержательная согласованность и перспективность, целостное восприятие окружающего мира.
В начальной школе биологическое содержание включается в состав интегрированных естественно-научных курсов, что является вполне обоснованным как с позиции психологии, так и дидактики. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что целостность восприятия присуща человеку изначально. Особенно ярко это проявляется у детей младшего и среднего школьного возраста: сначала воспринимается объект в целом, затем различаются его отдельные свойства. Эта психологическая закономерность лежит в основе изучения интегрированного содержания на начальной ступени образования, что, в свою очередь, обеспечивает целостное восприятие объектов природы, формирование целостных представлений о свойствах тел живой и неживой природы, их взаимосвязях и взаимодействии.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
2. Виноградова Н.Ф. Универсальные культурологические умения как элемент содержания начального образования // Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества. - СПб.: Нестор-История, 2011.
3. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. 2008. № 2.
4. Калинова Г.С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы // Биология в школе. 2013. № 5.
5. Калинова Г.С. Естественно-научное образование в начальной школе // Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества. - СПб.: Нестор-История, 2011.
6. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.
7. Новиков А.М., Новиков Д.Л. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.
8. Хуторской А.В. Деятельностное содержание образования // Школьные перемены. - М.: ИОСО РАО, 2001.