Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
В статье рассматриваются тенденции развития технологии оценивания учебных достижений учащихся в отечественной педагогике в исторической ретроспективе с XV до начала XXI в. Анализируются взгляды отечественных педагогов на проблемы оценивания учебных достижений школьников.
педагогическая оценка, отметка, содержательная оценка, учебные достижения учащихся, образовательные результаты, особенности оценки по ФГОС НОО.
Педагогическая оценка сопровождает цивилизацию с того момента, когда от одного человека другому были переданы первые знания. Она появилась вместе с необходимостью передачи социокультурного опыта в специально организованных для этого условиях. В свою очередь формы передачи опыта в истории развития школы менялись: беседа, работа в мастерских, вербальное наставление, система классно-урочного обучения и др. Оценка возникла в виде одобрения (или неодобрения) деятельности обучающегося со стороны учителя и выражалась в форме оценочных суждений.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ XV — XVII вв.
Историю педагогической оценки в европейской культуре можно проследить с XV в., когда оценивание результатов учебных достижений учащихся стало сопровождаться неким «документальным» подтверждением. В иезуитских школах XV в. успешных учеников поощряли специальными знаками отличия: жетонами, ленточками, их имена записывали на красную или мраморную доски. Многообразны были и наказания: от сверхурочных работ до позорящего характера «ослиных ушей», «дурацких колпаков», «адской лестницы» и т.п. [7, с. 22].
По утверждению А. Петрищева, первым, кто в XVI в. ввел балльную систему оценок как способ подстегнуть соревнование и возбудить честолюбие учащихся, был Клаудио Аквавива — генерал ордена иезуитов [6, с. 74]. Учебный год заканчивался экзаменами, в ходе учебы контроль был постоянным: ежемесячно проходили письменные испытания, на основании которых учеников делили на две группы. Высшей отметкой считался один балл, и в соответствии с полученной оценкой все ученики делились на разряды: «Худших сажали на последние скамейки. Лучшие становились помощниками учителя. Они обязаны были ежедневно до начала занятий спрашивать пять прикрепленных к ним учеников по заданным урокам, в специальном нотнике ставить им отметки, а потом на уроке докладывать о результатах учителю, который проверял методом опроса правильность выставленных отметок» [7, с. 22].