Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Реализация Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. и новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», представляет уникальную возможность решить многие проблемы, связанные с реализацией идеологии стратегического планирования в Российской Федерации. Реализация стратегических решений и программ развития в Арктической зоне РФ позволит разработать механизмы согласования разного уровня.
Арктическая зона Российской Федерации, стратегическое планирование, государственно-частное партнерство.
В 2017 г. в России должна была появиться стратегия социально-экономического развития с горизонтом 2035 г. (далее – Стратегия 2035). В своей работе участники разных групп, ведущих работу по разработке Стратегии 2035, столкнулись с целым рядом проблем, что в результате не позволило разработать Стратегию-2035. По мнению авторов, ключевые из них:
– отсутствие четкого и даже примерного представления о структуре мировой и российской экономики на горизонте планирования (2030–2040 гг.). Это не позволяет обосновано спрогнозировать динамику мировой и российской экономики, что влияет на возможность прогноза роста российской экономики.
– Отсутствие желаемого образа будущего России, который бы позволил проектировать социально-экономическую модель. Неимение согласованного образа будущего затрудняет обновление общественного договора и вовлечение молодого поколения в проекты развития.
– Отсутствие представления о приоритетных рынках на горизонте планирования, что затрудняет формирование модели образования и выбора приоритетных направлений технологического развития.
В свою очередь, существует целый ряд проблем, который затрудняет реализацию принципов стратегического планирования в Российской Федерации. К таким проблемам, по мнению авторов, можно отнести:
– Отсутствие отработанной системы согласования документов стратегического планирования разного уровня, что затрудняет согласованность планирования и взаимоувязку документов стратегического планирования разного уровня.
– Отсутствие общепризнанных принципов стратегического планирования и соответствующих методических рекомендаций разного уровня. Это затрудняет вопрос согласования разноуровневых и разносекторальных документов, и разработку согласованных программ повышения квалификации региональных и муниципальных служащих, а также сотрудников организаций корпоративного сектора.
– Отсутствие системы сертификации консалтинговых компаний, работающих с документами стратегического планирования. Это затрудняет формирование общих подходов к организации стратегического планирования.
В этих условиях разворачивание работ по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [1] и новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [2], с одной стороны, требует специальных методических разработок, а с другой, может выступить в качестве пилотной площадки для отработки методологических, научно-исследовательских и административных инструментов стратегического планирования. По нашему мнению, начавшаяся работа по реализации ГП «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» представляет уникальную возможность решить многие проблемы, связанные с реализацией идеологии стратегического планирования в Российской Федерации.
В качестве ключевых направлений соответствующих разработок можно выделить следующие:
– механизмы и процедуры выработки и корректировки приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации (далее –АЗРФ);
– механизмы согласования стратегических ориентиров, программных решений и проектов, ориентированных на развитие АЗРФ;
– механизмы согласования деятельности, ведущейся на территории АЗРФ разными субъектами;
– механизмы мониторинга и контроля реализации стратегии и программы развития АЗРФ.
Ключевым вопросом здесь являются механизмы согласования деятельности разных субъектов. Круг субъектов, оказывающих влияние на развитие АЗРФ, очень широк и разнообразен: субъекты РФ, федеральные ведомства, государственные корпорации, крупный, средний и малый бизнес (включая зарубежный), зарубежные организации разного рода. Реализация стратегических решений и программ развития в этих условиях требует специальных механизмов согласования разного уровня – от межведомственных комиссий федерального уровня до проектных офисов, связанных с реализацией наборов отраслевых и / или территориальных проектов.
Механизмы согласования становятся особенно актуальными с целью реализации поручений Президента, которые следуют из его Послания Федеральному собранию Российской Федерации, 1 марта 2018 г. (далее Послание) [3]. В Послании поручается на основе Стратегии пространственного развития страны (в настоящее время существует только Концепция Стратегии пространственного развития) [4] подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Такой план особенно актуален для АЗРФ в силу неразвитости ее транспортно-логистической инфраструктуры [5].
Важной составляющей решений, которые могут быть апробированы в этой сфере, являются инструменты государственно-частного партнерства [6] и инфраструктурной ипотеки [7], обеспечивающие соучастие государства и бизнеса в решении конкретных задач территориального развития.
Очень важно специальное внимание к территориальной привязке стратегических инициатив. На региональном уровне механизмом такой привязки должны стать опорные зоны развития [8], на субрегиональном – минерально-сырьевые центры [9]. При этом надо учитывать, что данные проекты могут носить и межрегиональный характер. Условия жизни и деятельности в Арктике требуют также специального внимания к вопросам комплексного обеспечения жизнедеятельности отдельных территорий: их энергообеспечения, транспортной связности, полноты инфраструктуры, необходимой для деятельности, осуществляемой на их территории и т.п. Данная проблема также должна найти свое отражение при разработке стратегических документов АЗРФ.
1. "Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ 8 февраля 2013 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/
2. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"[Электронный ресурс]URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // [Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения 10.03.2018)
4. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года// [Электронный ресурс]- URL: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения 10.03.2018)
5. Балобанов А.Е., Воротников А.М., Майоров С.В. Роль транспортно-логистической инфраструктуры в реализации проектов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации // Журнал экономических исследований Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . - 2018. - Т. 4. - №. 2. - С. 17-27. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (дата обращения: 09.03.2018).
6. Воротников А.М. Актуальность реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Арктической зоны Российской Федерации // Журнал юридических исследований . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . - 2017. - Т. 2. - №. 3. - С. 65-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (дата обращения: 21.03.2018).
7. Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования//Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.
8. Смирнова О.О., Липина С.А., Кудряшова Е.В., Крейденко Т.Ф., Богданова Ю.Н. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика // АиС. 2016. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-opornyh-zon-v-arktike-metodologiya-i-praktika
9. Донской С.Е., Орлов В.П., Григорьев М.Н. Выделение минерально-сырьевых центров России в соответствии со «Стратегией развития геологической отрасли» и подходы к управлению их развитием. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.doc http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.ppt