с 01.01.1994 по настоящее время
Новомосковск, Тульская область, Россия
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета (кафедра Экономики, финансы и бухгалтерский учет)
Новомосковский институт российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева (доцент)
Новомосковск, Тульская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 700 Общие вопросы
В статье рассматриваются актуальные вопросы социально-экономической устойчивости регионов России. Определяется значение экологической составляющей проблемы потребления и эксплуатации природных ресурсов страны. Анализируются программные документы законодательной и исполнительной власти РФ в связи с экологическими аспектами концепции устойчивости. Определяются современные приоритетные направления инвестиционной поддержки и финансирования субъектов федерации в составе федеральных округов РФ.
устойчивое развитие, правовая база, природные ресурсы, федеральные округа, экологические проблемы, субъекты федерации, инвестиционная политика
В настоящее время для российского государства одними из приоритетных становятся задачи, связанные с решением вопросов, возникающих в связи с переходом страны к устойчивому социально-экономическому развитию [1].
Данная стратегия признана во всем мире [8], утверждена Президентом [3] и Правительством РФ [6] в программных документах, согласованных с основными направлениями современной международной и национальной политики России, и входящих в ее состав регионов разного ранга (федеральных округов, субъектов федерации и т.д.) [9]. Согласно основным положениям программных документов [2], наряду со стимулированием экономического роста в стране необходимо уделять большое внимание охране, восстановлению окружающей среды, развивать прогрессивные, ресурсосберегающие отрасли народного хозяйства, функционирующие на основе инновационных технологий и процессов воспроизводства. В соответствии с государственными региональными программами «Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия» [6].
Устойчивое развитие предполагает не только стабильный рост экономики, увеличение благосостояния общества без нанесения существенного невосполнимого ущерба окружающей среде, но и внимание к судьбе будущих поколений. Эти общие глобальные цели должны реализовываться всеми государствами мирового сообщества, а на территориях этих государств - региональными или территориальными субъектами.
Рассматривая динамику экономики России в целом и ее регионов, целесообразно отметить увеличение вклада каждого региона в прирост национального богатства, повышение качества жизни людей посредством совершенствования национальной и региональной политики. При этом особое внимание следует обратить на проблемы социально-экономического развития макро регионов (рисунок 1) - федеральных округов (крупнейших единиц территориального деления) с учетом возникающих экологических проблем [4].
Рисунок 1. Карта федеральных округов РФ
Современные условия свободного рынка, рост конкуренции, высокая обеспеченность ресурсами, в том числе, информационными, позволяют федеральным округам, и входящим в их состав субъектам федерации, получить большие возможности для развития, как в пределах страны, так и на мировых рынках. Наряду с этим, макро регионы активнее подвергаются влиянию мировых экономических кризисов, а современные мировые тенденции развития хозяйства провоцируют дальнейшее разрушительное воздействие на природу. Рыночный механизм не только способствует устойчивому социально-экономическому развитию, но и является источником ряда социальных, национальных, экологических проблем.
Все перечисленные выше проблемы значимы и оказывают непосредственное влияние на хозяйство страны и качество жизни населения, но проблемы охраны окружающей среды представляются наименее очевидными на фоне стремления к ускорению экономического роста, менее существенными, как показывает практика, при государственном планировании, но именно эти проблемы несут колоссальную скрытую угрозу будущим поколениям. Это обстоятельство обязывает государство и население приступить, наконец, к эффективной деятельности по их решению.
Российское государство в настоящее время представляет собой обширное социально-экономическое пространство с исключительно разнообразными климатическими и погодными условиями, этническими и демографическими проблемами, геополитическими интересами [5]. Ситуация с окружающей природой в большинстве регионов обостряется с каждым годом. Главными причинами неутешительной динамики являются:
- наличие разнообразного и активно эксплуатируемого в течение длительного времени природно-ресурсного потенциала на основе устаревших технологий;
- высокий уровень урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного развития;
- значительная концентрация населения и производства в центральных и традиционно промышленных районах;
- нерациональная и недопустимо высокая степень использования почвенных, водных и лесных ресурсов, нередко с применением устаревших, «варварских» технологий;
- неэффективная деятельность энерго- и ресурсоемких отраслей, напрямую загрязняющих окружающую среду;
- безответственное отношение общества к серьезным экологическим проблемам, непонимание значительной частью населения страны остроты, актуальности и важности экологических проблем, в том числе, недооценка того обстоятельства, что негативные изменения происходят уже во всех компонентах природного комплекса страны.
Очевидно, что перед органами управления федерального и регионального уровня, деятелями науки, образования и культуры, организациями, охраняющим природу и здоровье людей, общественным объединениями стоят первоочередные задачи разъяснения гражданам нашего государства опасности и рисков недопустимых последствий разрушения биосферы.
Разрушаются экосистемы, причем, особенно уязвимыми становятся густонаселенные центральные регионы, перегруженные производствами, где в недостаточной степени разработаны технологии сбережения и воспроизводства природных ресурсов и биосферы в целом. В группу экологических рисков, также следует отнести регионы, удаленные от геополитического центра, не вносящие значимый вклад в национальное производство и валовой внутренний продукт. Эти регионы, как правило, не располагают достаточными трудовыми ресурсами, характеризуются слабо развитой инфраструктурой и транспортной обеспеченностью, и, в связи с этим, не привлекают внимание инвесторов и не имеют достаточно средств для проведения природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
На основе концептуальных программных положений, законных подзаконных актов, фактических и статистических социально-экономических данных следует выделить некоторые основные направления государственного финансирования и приоритетных назначений частных инвестиционных проектов, с учетом того, что в настоящее время в экономике выросла роль простых ресурсов - земли, воды, дикой природы и т.д. [7].
Очевидно, что формирование комфортной среды обитания людей и оптимизация системы расселения, предотвращение угрозы дальнейшего оттока населения в более успешные районы в значительной мере определяется благоприятной экологической ситуацией.
В структуре отраслей народного хозяйства предпочтительно развивать экологически чистые технологичные производства с минимизацией отходов, постепенно комплексно и системно сокращая антропогенную нагрузку на природу.
Посредством мер налоговой и инвестиционной политики следует способствовать внедрению новых технологий, «в соответствии с которыми при внедрении и использовании экологически чистых, энергосберегающих технологий будут предоставляться соответствующие льготы по налогу на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами» [6].
Среди первоочередных мероприятий природоохранного и природовосстановительного характера на территории субъектов федерации, входящих в состав федеральных округов, необходимо выделить увеличение площадей ООПТ, рекреационных зон, защиту атмосферного воздуха, очистку и нейтрализацию сточных вод, охрану водных ресурсов и почвенных покровов, а также защиту лесных массивов, рекультивацию земель. Согласно государственным региональным программам «Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия» [6].
Существенная роль должна отводиться тем отраслям экономики, которые по своему содержанию способствуют устойчивому региональному развитию. Такой комплексной и перспективной отраслью в настоящее время является туризм, отличающийся своей постоянной актуальностью среди российских и иностранных потребителей, и, как следствие того, экспортоориентированностью, малой подверженностью экономическим кризисам и высокой гуманистической, культурной и социальной значимостью. Среди видов туризма, поддерживающих концепцию устойчивости, следует выделить экологический и рекреационный, познавательный и историко-культурный, образовательный и научный, спортивный и оздоровительный туризм.
Основу действий по переходу к региональному устойчивому развитию будут составлять «новые методы территориального планирования» [6], ведения народного хозяйства, «землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения.
Устойчивое развитие, по решению Конференции ООН [10], подразумевает изменяющиеся во времени процессы освоения природных ресурсов, прогресса производства, науки и техники, инвестирования в экономику, институциональные изменения, социальные преобразования. Согласно его содержанию процесс устойчивого развития определяется постоянно выраженным во времени ростом экономики страны. Чтобы получить возможность разрабатывать реальную стратегию на будущее и строить объективные прогнозы, необходимо анализировать состояние экономики и в настоящее время, и в прошедшие периоды, иными словами, осуществлять непрерывный мониторинг следующих основных экологических, социальных и экономических показателей страны, таких как [9]:
- объем валового внутреннего продукта (ВВП),
- объем валового регионального продукта (ВРП),
- объем ВРП на душу населения;
- объем инвестиций в основной капитал;
- объем инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «добыча полезных ископаемых»;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «обрабатывающие производства»;
- объем строительных работ;
- объем услуг связи, оказанных населению, в расчете на одного жителя;
- объем продукции сельского хозяйства;
- инновационная активность организаций;
- число использованных передовых производственных технологий;
- густота железнодорожных путей общего пользования;
- густота автомобильных дорог с твердым покрытием;
- отправление грузов железнодорожным транспорта общего пользования;
- перевозки грузов автомобильным транспортом;
- внешнеторговые отношения:
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Подводя итог вышеизложенному материалу, следует заключить, что дальнейшее совершенствование экологической и социальной составляющей производственного роста регионов, включая все региональные уровни государства, является одним из важнейших условий устойчивого развития.
Направленная законодательная, управленческая поддержка и детальная проработка мероприятий по решению сопровождающих экономический рост экологических проблем во взаимосвязи с научно обоснованным и введенным в ближайшее время механизмом мониторинга эколого-социально-экономических показателей государства создают необходимые условия сохранения и приумножения биологического, ресурсного и человеческого потенциала в настоящем и будущем. Эти мероприятия не только содействуют улучшению качества жизни российского населения и устраняют региональные проблемы и территориальную дифференцированность, но и способствуют дальнейшей интеграции России в международное сообщество стран, отличающихся высокотехнологичными и сберегающими биосферу производствами.
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ // Российская газета.- 2014. - Федеральный выпуск № 6418.
2. Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента от 04.02.94 г. № 236 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 6. - Ст.436
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Указ Президента Российской Федерации от 01.04.96 г. № 440 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1572
4. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // "Собрание законодательства РФ". - 2000. - № 20. - Ст. 2112.
5. Климатическая доктрина Российской Федерации. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 861-рп. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 51. - Ст. 6305.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р. // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №47.- Ст.5489.
7. Российский статистический ежегодник 2016. - М.: Росстат, 2016. - 725 с.
8. Брутланд Г.Х. Наше общее будущее. Доклад комиссии ООН по окружающей среде и развитию. 1987. - М.: Прогресс, 1988. - 150 с.
9. Галкина Г.С. Механизм мониторинга устойчивого развития федеральных округов // Практический маркетинг. - 2015. - № 3. - С. 12-18.
10. Rio declaration on environment and development 1992, Report of the United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I), p. 3-7.