ПОЛЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИНТЕРВЬЮЕРА: ПРИМОРСКИЙ РАЙОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражены яркие, живые впечатления интервьюера, побывавшего с целью проведения социологического опроса в некоторых прибрежных поселениях Приморского района Архангельской области. Описание образа жизни деревенского населения, дополненное справками, включающими статистические и другие данные об исследуемых территориях, позволяет увидеть объемную картину социальной ситуации, складывающейся в северных деревнях. В заключении отражены основные проблемы, более всего беспокоящие население прибрежных территорий, а также мнение опрошенных местных жителей о необходимых мерах по обеспечению развития экономики и инфраструктуры населенных пунктов прибрежной зоны. За процентами и столбиками гистограмм, отражающих социальную информацию, стоят живые люди с их особенностями, мироощущением, радостями и бедами, именно эту сторону социологического исследования удалось показать в статье.

Ключевые слова:
Арктическая зона, население прибрежных территорий, социологический опрос, Онежское поморье, Архангельская область.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Самое главное, чем Север не может

не тронуть сердце каждого русского человека, –

это то, что он самый русский.

Д.С. Лихачев

 

Мое путешествие в Нижнюю Золотицу началось. Теплоход «Беломорье» медленно отошел от причала Морского-речного вокзала г. Архангельск и взял курс на север. Все пассажиры вышли на палубу проводить взглядом удаляющийся берег, стоящие суда, лесозаводы, плоты леса. В этих местах я побываю впервые.

После выхода теплохода из Северной Двины в Белое море я отправился знакомиться с соседями, которые тоже выходят в Золотице. О них я узнал из списка помощника капитана, при посадке. Дорога долгая, за разговорами с попутчиками время пролетит быстрее.

Среди соседей была пожилая пара. Плыли они в Нижнюю Золотицу в свой дом, на родину супруга – Ивана Сергеевича. Дом ему достался от отца, погибшего во время войны. Дом старый, поэтому все время в нем что-то надо ремонтировать. Иван Сергеевич сетовал, что стройматериалы в деревню доставить очень проблематично – «дороги-то нет». А морем доставлять неудобно – очень много перегрузок и соответственно денег за них. Ивану Сергеевичу 77 лет, жизнь у него нелегкая. На двоих с женой Ириной Петровной у них восемь внуков – по четыре у каждого. Один из внуков учится в институте в Санкт-Петербурге на платном отделении и Иван Сергеевич всю свою пенсию (17 000 руб.) отправляет ему, а сам живет на пенсию жены (15 000 руб.). Одежду себе он давно не покупает, что-то донашивает за внуками, что-то за сыном, но выглядит опрятно. А когда-то был чиновником в сфере строительства.

 

Нижняя Золотица: Владимир

 

Практически незаметно прошли 10 часов пути до Нижней Золотицы. Судно замедлило ход. Теплоход в Золотице встает на рейд и с него до берега как-то надо добираться, а это примерно километр. От берега начали отчаливать моторные лодки. На первую меня не посадили, сославшись на отсутствие спасательного жилета. Вторая лодка пришла за молодежью, которая весь путь провела на палубе. Когда лодочник узнал, что из вещей у меня одна сумка, согласился принять меня на борт. На море было неспокойно  и холодно, благо плыть недолго. Молодежь направлялась в Верхнюю Золотицу и их высадили на другом берегу реки Золотица (дорога шла оттуда). К нам в лодку подсел мужчина, и мы отправились в Нижнюю Золотицу. Оказавшись на берегу, я спросил у спутников, как пройти к общежитию. Лодочник ответил, что Володя (так зовут севшего к нам в лодку мужчину) проводит меня, нам по пути.

Владимир пригласил меня к себе поужинать: «Пойдем, рыбы поедим». По дороге мы заглянули в общежитие, которым оказался частный неказистый дом с большими окнами без занавесок. Дом был на замке. «Пойдем к заведующей, она отомкнет» – сказал Володя и зашел в ближайший дом. Из разговора я услышал, что сегодня в общежитии выкрасили пол, и сельсовет об этом был извещен.

Володя позвал меня ночевать к себе, сказал, что у него натоплено – не замерзнем. Дом его стоял неподалеку. Это был небольшой домик с маленькой кухней и двумя комнатами, в одной из которых еще не был положен пол. Построен был давно, но стройматериалов в деревне нет, поэтому и пола нет. В доме сравнительно чисто, для одиноко живущего мужчины. Володя накрыл на стол: большая тарелка с вареной горбушей, сковорода с жареной горбушей, чай, деревенский хлеб, который хранится в холодильнике. Я подумал было, что у них с хлебом плоховато и поэтому они покупают его впрок и хранят в холодильнике. А потом понял – Володя живет один и целую буханку ему сразу не съесть, а по половинке в деревне не продают.  И чтобы хлеб не зачерствел, он хранит его в холоде. За едой потек разговор. Живет один Володя уже 15 лет, в разводе, двое детей: сын и дочь; давно уже нигде не работает – по его словам работать официально в Нижней Золотице негде. Я спросил, на что он живет. «Рыбой» – был ответ – «что наловим, тем и питаемся, то и продаем, на то и живем».

Наступила полночь – пора спать. Мне, как дорогому гостю, была предоставлена хозяйская кровать. Спалось прекрасно. Уже в  5.30 утра в дверь постучали, и на пороге показался высокий плотный мужчина, очень удивившийся моему присутствию. Он пришел позвать Володю разгружать судно, прибывшее из Архангельска с товаром в магазин. «Какая-никакая деньга в дом» – согласился Володя; мне же предложил еще поспать и к восьми часам прийти на устье, чтобы найти попутный транспорт до Верхней Золотицы. «А как же дом запереть?» – спросил я. – «Батог к дверям поставь и ладно». Батогом в поморских деревнях называют большую нетолстую деревянную палку.

В назначенное время я был на устье. Мимо шла моторка, и кто-то с противоположного берега окликнул, чтобы меня перевезли. Этот был Владимир. Когда я оказался на том берегу, он меня встретил и попросил водителя, стоявшего неподалеку УАЗика, груженого продуктами, довезти меня до Верхней Золотицы. Водитель – неразговорчивый местный житель Сергей молча сел в машину и завел ее. На все мои вопросы он отвечал немногословно, в основном «да» или «нет». Дорога до Верхней Золотицы была в плохом состоянии. Ехать всего десять километров, но это расстояние мы преодолевали полчаса. Я был сильно удивлен стоимостью проезда, назначенной водителем – пятьсот руб. И это попутно. На что получил ответ, что это и так со скидкой, а без нее стоимость была бы тысяча руб.

Александра Семеновна на все вопросы отвечала очень эмоционально. После опроса я посетовал на стоимость проезда до них. Александра Семеновна стала защищать водителя, мол, где он может еще подзаработать. Впоследствии я узнал, что Сергей ее гражданский муж.

Степан Николаевич – очень строгий пожилой мужчина, с порога заявил, что если я из партии «Единая Россия», то сразу могу быть свободным. Опрос Степана Николаевича затянулся – на каждый вопрос анкеты у него находилась история из жизни. У него интереснейшая жизнь и есть чему поучиться. По окончании опроса Степан Николаевич удостоверился, все ли я отметил в анкете, как он говорил, и удовлетворенно улыбнулся.

Мужчина, 31 год. Живет один в частном доме, и вся его жизнь состоит в работе, перемежающейся с выпивкой. Работает разнорабочим в колхозе. Заработки небольшие, но на алкоголь хватает. Каждый день он бывает пьяным уже на протяжении нескольких месяцев, а может быть и лет (со слов его соседей).

Василий Николаевич после опроса пригласил к себе в гости на обед. Без рыбы не обошлось, в Верхней и Нижней Золотице это основное блюдо, на этот раз меня угощали жареной камбалой и вареной горбушей. На десерт были блины с малиновым вареньем. После обеда он нашел для меня бесплатный транспорт до Верхней Золотицы – квадроцикл. Время пути до Нижней Золотицы сократилось вдвое и составило всего пятнадцать минут.

По приезду на берег я зашел на дизельную электростанцию и попросил перевезти меня на другой берег. Дизелист ответил согласием, но мотор его  лодки был разобран, и мне нужно было немного подождать, пока он его соберет. В ожидании я гулял по берегу и рассматривал местные пейзажи. Вдруг на другом берегу заметил шевеление чего-то большого. Приглядевшись, понял, что это тюлень, нежившийся на берегу. Решил подойти поближе, чтобы рассмотреть его, но, завидев меня, тюлень сполз в реку. Вернувшись обратно к причалу, я увидел, что тюлень вынырнул на середине реки, огляделся и снова выполз на берег. Тюлень, скорее всего, был сытый, потому что его основной корм – горбуша, в этих местах водится в изобилии. Вскоре дизелист вынес мотор и перевез меня на другой берег.

У двери дома Владимира стоял батог, а это означало, что хозяина нет дома. Оказывается, и по сей день во многих деревнях Поморья не закрывают дома на замок, подопрут батогом и все знают, что хозяев нет дома [5]. Я отправился разыскивать его по деревне, встретил на берегу, мы вместе вернулись и перекусили оставшейся рыбой, которую не доели накануне. Володя отправился договариваться о моей доставке на теплоход, а следом за ним пожаловал гость. Это был мужчина, который уже заглядывал с утра – Петр – предприниматель, владелец двух местных магазинов. Семья Петра живет в Архангельске и приезжает в Нижнюю Золотицу только на лето. Сам он ездит в Архангельск каждую неделю: «три дня в Золотице, три дня в Архангельске, день на дорогу».

Пришло время прощаться, до отправления теплохода оставалось полчаса. Принять от меня оплату за питание Владимир наотрез отказался, да еще и вручил мне полный пакет горбуши. На крыльце меня ожидал мальчик, чтобы проводить до берега к лодке.

Теплоход: возвращение

 

На берегу было многолюдно. Вместе со мной до теплохода добиралась молодая семья с двумя детьми. Лодочник пригласил меня в лодку, я поблагодарил, за мной должна была прийти другая лодка. Вот и моя лодка пристала к берегу, и мы направились в сторону теплохода, который, в этот раз встал на рейд довольно далеко – около трех километров от берега. Я спросил лодочника, чем ему обязан за перевоз, на что получил ответ, что он «человек добрый и возит всех за так».

Пассажиров на теплоходе собралось не слишком много. Вместе с нами, зашедшими в Нижней Золотице, было человек пятнадцать. Погода стояла безветренная, море было спокойным, поэтому теплоход шел быстро и довольно скоро мы пришвартовались к причалу Морского-речного вокзала города Архангельск. Так завершилось мое путешествие в МО Зимне-Золотицкое.

 

Патракеевка

 

Теплоход «Куя» должен был отойти в 19.15 от пристани в Соломбале. Я прибыл на пристань в 18.30. Как вскоре оказалось – не зря – успел занять удобное место в так называемом пассажирском салоне. Этот теплоход переделан из грузового в пассажирский и то, что было раньше грузовым отсеком, теперь стало пассажирским салоном. Ровно в 19.15 теплоход отошел от причала и взял курс на Патракеевку.

Поначалу многие пассажиры расположились на палубе, но как только теплоход повернул в корабельное русло реки Северная Двина, ветер изменился, на палубе стало холодно, и все спустились в пассажирский салон. В нем тут же стало душно – вентиляция в грузовом отсеке не предусмотрена. А дверь на палубу не откроешь – брызги летели прямо в салон. Так и провели 3,5 часа до прибытия к месту назначения.

На причале в деревне было многолюдно, многих встречали родственники. Я отправился на съемную квартиру – мое временное место дислокации. Здесь я как будто окунулся в девяностые: мебель, посуда, бытовая техника, книги. 

Опросы проходили в трех деревнях: Патракеевке, Наволоке и Горке. Сначала я отправился в Наволок – деревня за рекой, через которую вел мост. После прошелся по Патракеевке, но все респонденты попросили прийти после обеда.  Тогда я пошел в деревню Горка, что в трех километрах от Патракеевки. Погода была отличная. Респонденты тоже долго меня не задержали. Для завершения опроса не хватало одного респондента по квотной выборке и мне подсказали, что можно опросить Елену Павловну – приветливую одинокую пенсионерку, проживающую в центре деревни. Ответив на вопросы, она предложила мне чаю с вкуснейшим морошковым вареньем. Я, конечно, не смог отказаться.

Производственные предприятия есть только в Патракеевке. Дорожного сообщения с административным центром района нет. С городом Архангельск из постоянного транспортного сообщения только теплоход «Куя». В сезон распутицы (апрель-май и конец октября–декабрь) какая-либо транспортная связь отсутствует полностью. С мая по октябрь из Архангельска три раза в неделю ходит рейсовый катер. С января по март открыт зимник, по которому ходит частный пассажирский автотранспорт [6].

Эти деревни находятся поближе к Архангельску, чем Верхняя Золотица и люди в них уже более закрытые. Основное, что более всего бросается в глаза – разобщенность между людьми и муниципальной властью, кто-то и хотел бы оказывать помощь муниципалитету, но чем и как не знает.

 

Пертоминск

И снова в путь. Теперь я еду в Пертоминск через Луду на автомобиле из Северодвинска по Онежскому тракту. Через 15 километров асфальт закончился, и началась гравийная дорога, по которой я проехал 67 километров до развилки на Луду и Онегу, и еще 20 километров до Луды. Дорога отвратительная, местами скорость движения приходилось снижать до 20 км/ч. Весь путь занял около двух часов.

Список литературы

1. Зимний берег // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Паспорт Приморского муниципального района [Электронный ресурс] // URL: https://old.dvinaland.ru/region/mo/primorsk.php (дата обращения 03.05.2018)

3. Смирин В.М. Звери в природе / В.М. Смирин, Ю.М. Смирин. - М.: Изд-во МГУ. 1991. - 256 с.

4. Энциклопедия водоемов: Белое море (бассейн Северного Ледовитого океана) [Электронный ресурс] // URL: http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/entsiklopediya-morej/1755-beloe-more-bassejn-severnogo-ledovitogo-okeana (дата обращения 27.04.2018)

5. Мосеев И. Поморы и Поморье [Электронный ресурс] // Архангельский край. - 21.08.2011- URL: https://archsity.wordpress.com/2011/08/21/поморы-и-поморье/ (дата обращения 20.04.2018)

6. МО "Патракеевское" [Электронный ресурс] // МО "Приморский муниципальный рай-он" -URL: http://www.primadm.ru/mop/patra.php (дата обращения 10.04.2018)

7. Булатов В.Н. Поморье [Текст] / В.Н. Булатов // Высшее образование в России. - 2004. - №6. - С. 145-147.

8. Гемп К.П. Сказ о Беломорье / К.П. Гемп - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. - 239 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?