РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объективная необходимость инновационного развития на сегодняшний день требует наличия в стране четко проработанной и действующей национальной инновационной системы. В частности, особо остро стоит вопрос формирования эффективной инфраструктуры, обеспечивающей активную разработку и использование результатов исследований. В статье обосновывается необходимость акцентирования большего внимания на высшие учебные заведения, как основного элемента национальной инновационной системы государства, обеспечивающего как развитие экономики, так и улучшение благосостояния общества в целом.

Ключевые слова:
национальная инновационная система, образование, инновационное развитие, вузы, экономика знаний.
Текст

XXI в. можно охарактеризовать как век информационного развития, усиления влияния и роли интеллектуальной собственности и инноваций, технологического прорыва фактически во всех сферах жизни современного человека, если говорить о прогрессе. В связи с этим, не удивительно, что с начала XXI в. все больше и больше внимания государства уделяют созданию и развитию своих национальных инновационных систем (далее – НИС), что является вполне адекватным ответом на глобальные вызовы нашего времени.

Россия, полагаясь в основном на свой сырьевой экспорт, впервые столкнулась с экономической проблемой в лице мирового финансового кризиса 2008–2009 г. Пожалуй, именно это стало отправной точкой в осмыслении необходимости смены направления экономического развития в сторону инноваций и человеческого интеллектуального капитала [1]. В результате, в 2014 г.  было принято решение о реализации в России Национальной технологической инициативы [2].

Однако если говорить о ситуации в Российской Федерации, можно заметить, что до сих пор присутствует сильное отставание от развитых стран, в частности в экономическом секторе. Основная причина заключается в следующем: экономика страны естественно опирается на инновационную составляющую стратегии развития страны, однако ярко наблюдается тенденция низкой инновационной активности отечественных предприятий в различных отраслях экономики. На то существует целый ряд причин, в том числе данная проблема объясняется тем, что в России до сих пор достаточно низкая инвестиционная привлекательность и активность научных организаций. Качество условий, предлагаемых для проведения научных исследований, редко соответствуют современным требованиям, что, естественно, по нашему мнению, влечет за собой проблему слабого финансирования данного сектора. (Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ в 2015 г., уровень инновационной активности предприятий в России составляет порядка 10%, что на фоне других стран, участвовавших в исследовании, а именно таких государств, как Германия, США, Великобритания, Нидерланды, Япония и другие, данный показатель является не самым благоприятным) [3].

Помимо этого, конкретно в Российской Федерации существует злободневная проблема, связанная непосредственно с созданием эффективной национальной и, в том числе, региональной инфраструктур, обеспечивающих активную разработку и использование результатов исследований для развития инноваций  и многих других аспектов жизни общества.  В результате, в связи с неразвитостью НИС, в стране складывается серьезная проблема, связанная технологическим отставанием. В своем послании Федеральному собранию Президент России В.В. отметил [4], что одна из важнейших задач, стоящих перед страной – это преодоление технологического отставания. И это должно воплощаться в законодательстве как общеотраслевом, так и, собственно, финансовом. В настоящее время в мире стремительно нарастает скорость технологических изменений, она идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.

Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и финансово-бюджетных и политико-правовых возможностей страны, а в результате – потерю государственного суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития [4]. И тут, как никогда велика роль ВУЗов, их участия в НИС.

Наиболее широко распространенная трактовка понятия НИС определяет ее как совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ; а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и опираются на национальные традиции, политические и культурные особенности [5].

НИС должна быть подчинена основным принципам системы, которые представляют такие аспекты, как целостность, целенаправленность, оптимальность путем применения наиболее экономичных методов использования ресурсов, соподчиненность элементов системы, исходя из целей и задач, координация всех элементов системы и пр.

Важно также отметить, что для здорового функционирования НИС необходимо, чтобы она объединяла в себе весь потенциал государства, организаций научно-технической и образовательных сфер, предпринимательского сектора, финансово-кредитной сферы в целях реализации всех результатов интеллектуальной деятельности с направлением на развитие экономики страны и благосостояния в целом. Это напрямую транслируется на тот факт, что НИС – это, по сути, система взаимосвязанных институтов, таких как предприятия, научные организации, вузы, фонды и другие, предназначенная для создания, хранения и передачи знаний и навыков, которые и определяют новые технологии, инновационное будущее страны.

В связи с этим, становится вполне очевидным, что такие образовательные структуры, как ВУЗы заявлены как один из основных элементов непосредственно в самом определении НИС. Возникает вопрос, почему же роль ВУЗов в развитии НИС до сих пор оставалась недооцененной, а сами вузы в конкретном контексте были отброшены на второй план?

Подобный вопрос вполне оправдан. Образование, по всей своей сути, – это процесс передачи и получения знаний и навыков, а в более узком понимании сферу образования можно определить как место, где знания, информация и инновации зарождаются, развиваются, придаются критическому мышлению и в результате приводят к зарождению чего-то нового. Именно на передаче и развитии знаний строилась человеческая цивилизация.

Во всем развитом мире образование, в особенности высшее, становится все более мощной силой, определяющей развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, в виду своей неразрывной связи с наукой, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благополучия народа.

Если говорить в идеале о том, почему роль ВУЗов является одной из важнейших в НИС, стоит отметить то, что именно ВУЗы оказывают наибольшее влияние на инновационное развитие государства.

В первую очередь, именно благодаря ВУЗам создается и развивается система подготовки кадров, в частности кадров для инновационной деятельности. Помимо этого, ВУЗы – это, как уже упоминалось ранее, источник научно-технических разработок и инновационных идей в целом. Ну и в конечном итоге, именно в ВУЗах сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал любого государства.

Однако основная проблема в России сводится к тому, что на сегодняшний момент не существует полного понимания концепции инновационного университета, предпринимательского университета, то, что в мире известны, как Университеты 3.0 [6,7] Как правило, помимо государственных и частных научно-исследовательских организаций и лабораторий, фундаментальными и прикладными исследованиями занимаются университеты. В случае Российской Федерации факт отставания России от всего мира не обошел стороной систему образования. Согласно исследованиям британской компании Pearson, проведенным в 2016 г., среди 50 стран, заявленных в анализе, Россия заняла 34 позицию с индексом эффективности национальной образовательной системы менее 50%. Большинство высших учебных заведений России давно перестали соответствовать требованиям современности [8]. Ситуация в более крупных университетах, безусловно, значительно лучше. Согласно рейтингу организации Center for World University Rankings (CWUR), Московский государственный университет занял 97 позицию среди 1000 мировых вузов в 2017 г. [9].

Безусловно, заявлять, что в стране совершенно ничего не делается для совершенствования системы образования, невозможно. По большей мере это было бы неправдой. Уже сегодня существует ряд высших учебных заведений, производящих свою деятельность под наименованием НИУ – научно-исследовательский университет. Присваивая статус НИУ, государство подталкивает данные университеты на развитие инновационной структуры, позволяющей осуществить генерации, а далее реализацию новых технологий. Более того, в настоящее время в России активно реализуется Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы», в том числе и в части модернизации системы высшего образования. В рамках Федеральной целевой программы идет формирование сети региональных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и получивших название – опорные. Применительно к образовательной системе региональный опорный университет – это образовательное учреждение высшего образования, являющееся основным (центральным) для конкретного субъекта Российской Федерации, образовательными программами охватывающего по максимуму весь спектр деятельности региона. По мнению российских властей, создание подобных образовательных организаций является одной из главных целей развития высшего образования на ближайшие 5 лет. России уже определены 33 опорных университета, которые получают финансирование из федерального бюджета.

Целевая модель опорного университета:

    Центр притяжения талантов и генерации лидеров изменений

    Региональный научно-инновационный центр

    Центр формирования региональной элиты

    Источник позитивных изменений городской и региональной среды.

Программа преобразований в опорных университетах охватывает следующие направления деятельности:

  –  модернизация образовательной деятельности;

 – модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;

– развитие кадрового потенциала;

–    модернизация системы управления университетом (в т.ч. управления изменениями на этапе объединения вузов);

– модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;

– развитие местных сообществ, городской и региональной среды.

В программе опорных вузов не могут участвовать вузы из Москвы и Санкт-Петербурга, а также университеты, которые уже получают дополнительное финансирование по программе 5-100 (программе по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых образовательных центров).

Создаваемые университетские центры должны будут закрепить новую роль университета как центра технологического и социального развития региона. Первая модель направлена на технологическое развитие региона и предполагает выстраивание взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом, работу по приоритетам научно-технологического развития, т.е. активное участие в НИС региона. Вторая модель направлена на развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства, городской среды, поиск новых решений совместно с региональной властью в рамках реализации социальной политики.

Важно, что модели университетских центров должны соответствовать повестке губернаторов, стратегиям развития регионов, а также учитывают направления, зафиксированные в Стратегии научно-технологического развития России [10], «дорожных картах» Национальной технологической инициативы. Задачи технологического и социального развития регионов обозначены в качестве приоритетных в Основах новой государственной политики регионального развития [11].

Перед университетами сегодня стоит вызов – определить свою роль в социальном и технологическом развитии региона. Особое внимание должно быть уделено эффективным механизмам взаимодействия опорных вузов, университетов – участников Проекта 5-100 с предприятиями и организациями региональной экономики, социального сектора. Важно, что университеты являются главными поставщиками кадров и компетенций для региональных экономик. Свою роль в формировании позиции ВУЗов как участников НИС должны сыграть и новые приоритетные проекты в сфере высшего образования, принятые в конце 2016 г. («Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда»), и 2017 г. (приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»).

Тем не менее, встает ряд вызовов, требующих решений для обеспечения благополучного развития отечественной инновационной инфраструктуры.

В первую очередь, основной проблемой является оптимизация взаимодействия науки и образования с промышленными предприятиями. Условия, которые предоставляют современные вузы России, не всегда обеспечивают необходимую платформу для реализации университетских проектов. Говоря об общей тенденции, можно утверждать, что большинство российских вузов теоретико-ориентированные, в некоторой мере больше аналитические, нежели прикладные.

Обоснованно будет утверждать, что одним из основных замедляющих процесс решения данной проблемы фактором в данной ситуации является то, что в России роль высших учебных заведений до сих пор остается недооцененной и ограничивается сугубо «обучающей» функцией. Это действительно огромная проблема, так как потенциал данного института как основного элемента в НИС, который содействует расширенному воспроизводству знаний, а также оказывает информационную поддержку процессу трансфера результатов исследования и разработок, невероятно велик. Международное сообщество, в частности, развитые страны, такие как США, уже давно подчеркивают определяющую роль развития вузов в совершенствовании инновационных процессов, понимая, что их неразвитость создает колоссальные барьеры как для НИС в целом, так и для функционирования ее составляющих, что в совокупности ведет к торможению тех процессов, которые определяют благополучие общества и уровень развития страны.

На данный момент, начиная с законодательного уровня, встают барьеры для развития данного сектора в Российской Федерации. По данным, проведенного РАНХИГС в 2016 г., исследования российские научные организации и вузы практически не заинтересованы в капитализации созданной ими интеллектуальной собственности [13]. Это обосновано последующими за подобным решением дополнительными расходами, а также существующим в стране дефицитом специалистов по охране интеллектуальной собственности, в связи с чем возникают некоторые проблемы с коммерциализацией интеллектуальной собственности.

Вторая проблема, которая четко наблюдается в сфере образования, в частности высшего образования, это недостаточно проработанная система финансирования. Данный вопрос требует, в первую очередь, изменений на законодательном уровне. Рассматривая США как пример, где научно-исследовательская роль университетов наиболее ярко проявлена, ВУЗы США на протяжении нескольких лет занимают лидирующие позиции в рейтингах как самые инновационные и влиятельные, то можно увидеть, что около половины бюджета выделяется непосредственно на научную деятельность. Переняв концепцию традиционного университета из Старого Света, Америка модернизировала свою систему образования, создав многофункциональный институт, выполняющий как образовательную функцию, так и научно-исследовательскую, тем самым придав структуре большую ценность, в том числе экономическую. Таким образом, было достигнуто не только повышение качества образования в целом (именно прикладные знания в итоге отразятся на будущих результатах потенциальных кадров), но и увеличился вклад в инновационное развитие страны и мира в целом [14].

Так или иначе, шаги в сторону инновационного развития ВУЗов как одного из основных составляющих НИС делаются уже сейчас. Безусловно, предстоит преодолеть множество вызовов, однако сам факт возрождения ценности образования вполне может привести к позитивным изменениям. Реформирование системы образования в России, как минимум высшего профессионального образования (хотя, безусловно, реформирование необходимо на всех уровнях образования), может стать новым, прогрессивным шагом, который, возможно, станет решающим в вопросе развития страны в ближайшие несколько лет, если не десятилетий. Необходимо полностью начать реализовывать интеллектуальный ресурс страны, создавать условия для его развития внутри страны, а не допускать очередную «утечку мозгов». Старые методы перестают работать, мир движется дальше, то же самое касается и развития нашей страны.

Необходимо выстроить сквозную систему образования: ССУЗ-ВУЗ-ДПО (подготовка кадров высшей квалификации). ВУЗом может быть либо региональный опорный университет, либо ведущий региональный вуз. Обязательными элементами такой образовательной системы должны стать бизнес-инкубаторы и технопарки, которые могут быть созданы при  ВУЗе или предприятии, взаимодействующим с ВУЗом. Создание такой целостной системы подготовки кадров позволит готовить современные креативные кадры для экономики.

В настоящее время система подготовки кадров в России не способствует решению задачи преодоления технологического отставания, поставленной Президентом в Послании-2018 Федеральному собранию. Образовательные учреждения живут своей жизнью и решают свои задачи, различные институты поддержки бизнеса, в первую очередь, создаваемы Минэком РФ (бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринга, дизайна, кластерного развития) – своей и практически между собой не взаимодействуют в рамках НИС. В России нет образования в сфере «технологического предпринимательства», за редким исключением: Москва, Санкт-Петербург и т.д. Необходимо поменять систему подготовки кадров в интересах развития экономики страны.

Основой региональной системы образования должны стать региональные опорные университеты и другие передовые вузы (прообразы университетов 3.0 и 4.0). А институты развития, такие как (бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринга, дизайна, кластерного развития, промышленные и инновационные технопарки, промышленные и инновационные кластеры и т.д.) составные элементы НИС,  должны действовать во взаимодействии с ними. Применительно к образовательной системе, региональный опорный университет – это образовательное учреждение высшего образования, являющееся основным (центральным) для конкретного субъекта Российской Федерации, образовательными программами охватывающий по максимуму весь спектр деятельности региона. По мнению российских властей, создание подобных образовательных организаций является одной из главных целей развития высшего образования на ближайшие 5 лет.

В результате создания такой системы подготовки кадров в соответствии со Стратегией пространственного развития позволит:

1.         Организовать подготовку кадров, конкретно необходимых для развития региона.

2.         Ускорить развитие технологического предпринимательства в регионе.

3.         Позволит более полноценно использовать институты развития, перечисленные выше.

4.         Ускорит преобразование опорных университетов и других ВУЗов в полноценные Университеты 3.0 и 4.0 благодаря участию институтов развития в коммерциализации результатов научной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны,  влиянию институтов развития, инновационных запросов на процесс обучения и формирования программы научных исследований в этих вузах [15, 16].

5.         Послужит развитию МСП в регионе, в том числе и инновационному.

6.         Даст ощутимый толчок развитию НТИ в регионе и в стране в целом.

7.         Все это в результате будет одним из важнейших факторов преодоления технологического отставания.

Список литературы

1. Gokhberg L., Roud V. How to Design a National Innovation System in a Time of Global Innovation Networks: A Russian Perspective//S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsh-Vincent The Global Innovation Index 2016 - Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2016.

2. Национальная технологическая инициатива. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году //http://asi.ru/nti/

3. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: статистический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 320 с.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // [Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения 10.03.2018)

5. Федеральный образовательный портал ЭСМ [Электронный ресурс]: http://ecsocman.hse.ru/text/33651919/

6. Головко Н.В., Дегтярева В.В, Мадюкова С.А. Предпринимательский университет и теория Тройной спирали // Высшее образование в России. 2014. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-universitet-i-teoriya-troynoy-spirali (дата обращения: 06.05.2018).

7. Андрюшкевич О.А, Денисова И.М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // ЭНСР. - 2014. - №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predprinimatelskih-universitetov-v-innovatsionnoy-ekonomike (дата обращения: 06.05.2018).

8. Pearson: Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2016 [Электронныйресурс]: http://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info

9. CWUR 2017 - World University Rankings [Электронныйресурс]: URl:http://cwur.org/2017.php

10. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/

11. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" http://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/

12. Сказочкин А.В. О состоянии инноваций в Российской Федерации/ А. В. Сказочкин [и др.] Научно-исследовательский журнал «Экономические исследования и разработки» - РАНХиГС, 2016.// [Электронный ресурс]URL: http://edrj.ru/article/22-03-16

13. Неборский Е.В. Университеты США как образовательные и научные центры/ Е. В. Неборский - Калининград: Вестник Балтийского фед. ун-та им. И. Канта, - 2011. - №4. - С. 154 - 160.

14. Модель для сборки университетов 4.0: что делать вузам, чтобы выжить в меняющемся мире//[Электронный ресурс] URL:http://www.sib-science.info/ru/heis/konferenciya-5-100-universitety-22092017

15. Университет 3.0 - центр науки, образования и технологического предпринимательства//[Электронный ресурс]URL:http://inno.nsu.ru/facts/2016-05-30.htm

Войти или Создать
* Забыли пароль?