В статье представлен авторский подход к определению профессиональной безопасности, модель подготовки к профессиональной безопасности на этапах «профильная школа-технический вуз». Дано теоретико-методологическое обоснование данной модели.
профессиональная безопасность, готовность к безопасной профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональной безопасности у специалистов технического профиля обусловлена с одной стороны стремительным развитием и усложнением наукоемких технологий в современных условиях информационно-индустриального общества, с другой стороны изменением требований к профессиям типа «человек-техника». Использование информационных технологий, нанотехнологий соединили существующую узкоспециализированную науку и отраслевую экономику в единую картину естествознания, но уже на новом уровне развития цивилизации, новом укладе промышленного производства. Возросшая роль «человеческого фактора» в масштабных авариях требует пересмотра подходов к подготовке специалистов технического профиля не только на информационно-знаниевом, но и на личностном уровне.
Основными причинами ошибок человека являются: слабая профессиональная подготовка, недостаток опыта, отношение к выполняемой работе, эмоциональное и физическое состояния, социальные факторы и пр. [1, с. 338]. Проблема безопасности человека в профессии многогранна и многоаспектна, в ее основе лежат как общие принципы, основанные на нравственно-ценностных аспектах, так и специфически профессиональные.
Цель нашего теоретико-методологического и экспериментального исследования направлена на разработку модели формирования готовности к профессиональной безопасности специалистов технического профиля.
1. Человеческий фактор: В 6 т. Т. 1. Эргономика - комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули и др.; Под ред. Г. Салвенди. - М.: Мир, 1991. - 599 с.
2. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
3. Ефимова Н.С. Профессиональная безопасность как психолого-педагогическая проблема подготовки специалистов // Журнал «Научно-технические ведомости СПбПГУ: Гуманитарные и общественные науки». - 2011. - № 4 (136). - С. 145-150.
4. Ефимова Н.С. Профессиональная безопасность как педагогическая проблема // Вестник МГПУ. - 2013. - № 3 (25). - С. 21-31.
5. Боликова Л.Ю., Шурыгина Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 573-575.
6. Крюкова Т.Б. Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электро-энергетической отрасли к деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2011.