сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В данной статье авторы рассматривают вопрос о роли профориентационной деятельности в формировании кадров для обучения и последующей службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Раскрываются основные проблемы, связанные с закреплением кадров на службе в органах внутренних дел после получения профильного образования. Анализируются причины оттока молодых сотрудников на первых годах службы. В развитие темы, авторы показывают взаимосвязь профориентационной деятельности с подготовкой профессионального сотрудника органов внутренних дел, отвечающего современного требованиям государства и общества.
профориентационная деятельность, образование, воспитание, профессионализм, органы внутренних дел, полиция, социальные отношения.
Современная жизнь диктует ярко выраженную необходимость для подрастающего поколения уже в школе выбирать свой путь профессиональной деятельности и вести активную подготовку к получению соответствующего образования. Поэтому профориентация среди выпускников общеобразовательных организаций в настоящее время очень актуальна.
Особую значимость профориентационная работа приобретает с задачами, связанными с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного состава органов внутренних дел, созданием устойчивого и высокопрофессионального кадрового ядра, способного эффективно решать сложные оперативно-служебные задачи.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-П, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 21 ноября 2013 г. N 1865-О).
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающим требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установлено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Необходимо отметить, что в приказе МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» особое внимание при отборе граждан на службу в органы внутренних дел уделяется профессионально-ориентационным мероприятиям, проводимым с населением по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел. Нормативно предусмотрено проведение информационно-организационных и профессионально-ориентационных мероприятий. К первым относится информирование населения о порядке поступления на службу в органы внутренних дел и условиях службы посредством публикации в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов внутренних дел и в сети «Интернет» (об адресах электронной почты, номерах телефонов кадровых подразделений), а также посредством размещения наглядной информации о порядке поступления на службу и наличии вакантных должностей. Профессионально-ориентационные мероприятия проводятся в общеобразовательных организациях с учащимися, в воинских частях – с военнослужащими, а также в иных организациях с гражданами.
Отвечать современным требованиям и успешно выполнять служебные обязанности способен лишь человек, который владеет комплексом специальных знаний, практических умений и навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки. Набор этих требований обусловлен, прежде всего, содержанием профессионального образования.
Решение этой важнейшей задачи осложняется рядом причин. Одна из них, как показывает практика, недостаточная эффективность системы профориентационной деятельности на службу (учебу) в органы внутренних дел, в результате чего значительная часть абитуриентов образовательных организаций МВД России ориентирована не на дальнейшую службу в качестве следователя, оперативного сотрудника и т. д., а лишь на получение престижного юридического образования.
Анализ теоретической литературы (Г.Д. Бабушкин, А.Ф. Караваев, А.С. Петрова, И.В. Солдатов, Н.В. Яджин и др.), показал, что в МВД России сложилась и функционирует система профориентации на службу в ОВД и учебу в ведомственные вузы. Формы профориентационной работы достаточно многообразны, однако в большей своей части это разнообразие проявляется в профессиональном просвещении. В ходе многочисленных мероприятий среди выпускников средних школ, лицеев и других образовательных организаций до потенциальных кандидатов на учебу в образовательные организации системы МВД России доводится информация по условиям поступления и обучения, однако крайне недостаточно информации о самой профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, образуя тем самым некий пробел, вакуум объективной информации в процессе формирования образа предстоящей профессии.
По нашему мнению, в профориентации главную роль играет взаимодействие педагогических коллективов образовательных организаций с подразделениями МВД России и выработка совместного алгоритма, предполагающего учет таких педагогических составляющих, как склонности, способности и потребностями учащихся. При этом взаимодействие всех составляющих компонентов профориентации (педагогического коллектива учебного заведения, самих учащихся и их родителей, общественных организаций, профориентационных служб) должно строится с позиции диалогического подхода, предполагающего равноправие собеседников и их оптимальное участие в этом процессе, когда каждый из них имеет возможность принять участие в анализе ситуации. В таком случае в полной мере будет обеспечиваться свобода, самостоятельность выбора учащимся профессионального пути при непрерывной, хорошо скоординированной, коллективной, слаженной, согласованной поддержке учреждений разного уровня, поэтому можно ожидать повышения степени ответственности и безошибочности принимаемых решений.
Таким образом, система ориентации школьников на обучение в образовательной организации системы МВД России нуждается в совершенствовании. В изменяющихся социально-экономических условиях образовательная среда также меняется, что оказывает огромное влияние на процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Необходимо отметить, тот факт, что ужесточение конкуренции на рынке труда и образовательных услуг подталкивают профориентационную деятельность на путь рекламирования рыночной престижности труда, отчуждения его от человека, формирования «рыночных личностей».
Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить наиболее значимые факторы для проведения профориентационной деятельности органов внутренних дел:
- целостная система требований общества и государства к образовательным организациям по подготовке специалистов определенного направления, которая должна конкретизироваться в целях и задачах обучения и воспитания;
- система деятельности образовательной организации, определяемая учебными планами и программами, через которые реализуются требования к специалисту конкретной квалификации;
- система компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе обучения и воспитания.
Следует отметить, что за последние годы в образовательных организациях системы МВД России сформирован комплекс учебных специальностей, отражающий актуальные проблемы оперативно-служебной деятельности: Юриспруденция, Правоохранительная деятельность, Судебная экспертиза, Радиотехника, Информационная безопасностъ телекоммуникационных систем, Государственное и муниципальное управление, Управление персоналом и др.
Приведенные выше примеры являются свидетельством обновления содержания образования в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел.
При этом необходимо отметить, что произошедшие изменения в деятельности органов внутренних дел неизбежно привели к расширению спектра специальностей и специализаций, что предопределяет поиск новых подходов к профориентационной деятельности органов внутренних дел.
Необходимо подчеркнуть, что под профессиональной ориентационной деятельностью в органах внутренних дел понимается система информационно-организационных, профессионально-ориентационных мероприятий, проводимых органами внутренних дел во взаимодействии с образовательными организациями, осуществляющими учебно-воспитательную работу, направленную на усвоение подрастающим поколением необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизиологических характеристиках профессии полицейского.
Таким образом, можно выделить основные задачи при осуществлении профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях:
- в процессе учебно-воспитательной деятельности формирование у учащихся положительного отношения к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, разъяснение ее основных положений;
- отбор кандидатов на учебу в образовательные организации МВД России с учетом их деловых и личностных качеств, а также в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел.
Особо хотелось бы остановиться на вопросе профориентационной деятельности среди сотрудников органов внутренних дел, поступающих в Академию управления МВД России на факультет подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Управление персоналом» и факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров.
В одном из своих интервью Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев подчеркнул, что «повышение профессионализма и качества кадрового состава полиции – приоритетная задача»[5] руководящего состава МВД России, в связи с чем необходимо развивать профессионально-педагогическую компетентность самих руководителей.
Действительно, значительная роль в решении поставленных задач принадлежит руководителям органов внутренних дел, от управленческой и педагогической компетентности которых во многом зависят как эффективность деятельности по борьбе с преступностью, укреплению законности и правопорядка, так и отношение населения к этим органам. Руководитель – это также и педагог, ежедневно решающий множество задач по профессиональному обучению, воспитанию и развитию персонала органов внутренних дел, и от того, насколько он успешен, целеустремлен, мотивирован к этой деятельности, зависит и успешность его сотрудников.
Анализ практики вступительных испытаний показывает, что поступающие в Академию управления МВД России руководители и сотрудники различных подразделений МВД России имеют слабое представление о предстоящей учебе. По результатам вступительной кампании 2018 года можно отметить, что из двухсот кандидатов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Управление персоналом» только 30% обладают полной информацией об образовательной организации высшего образования, в которой предстоит обучаться. 50% кандидатов не смогли ответить на вопросы входного контроля, касающиеся правоохранительной тематики. Также комиссией была отмечена слабая ориентированность кандидатов в вопросах политики государства. Треть кандидатов невразумительно формулировали цели поступления на обучение и стоящие перед ними задачи.
Ряд руководителей не смогли ответить на вопрос о необходимых личностных и деловых качествах современного руководителя органов внутренних дел.
Хотелось бы отметить, что, демонстрируя на вступительных испытаниях достаточно слабые знания, 90% кандидатов имеют завышенную самооценку и позиционируют себя успешными людьми.
Кандидаты, поступающие на факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, как правило, не имеют четко сформулированных научных интересов и их мотивация во многих случаях носит не научный, а бытовой характер.
Требует совершенствования система отбора кандидатов на обучение, учитывающая современные инновационные и информационные технологии. Профориентационную работу необходимо проводить последовательно и заблаговременно. Важна взаимосвязанная и взаимообусловленная работа кадровых подразделений на местах и образовательной организации. Тем более в современных условиях широко используются дистанционные образовательные технологии, способствующие интерактивному взаимодействию, особой территориальной и временной характеристикой получения необходимой информации. При удаленности кандидатов на обучение от образовательного центра при осуществлении профориентационной работы должны учитываться следующие факторы:
- дидактическое обеспечение информационными материалами;
- возможность общения;
- определенные формы контроля владения полученной информацией.
Одним из важнейших условий модернизации на современном этапе развития образования также является профилизация образовательных организаций высшего образования МВД России путем создания на их основе научно-методических и учебно-научных центров по наиболее востребованным направлениям оперативно-служебной деятельности. Это позволит решить важную проблему подготовки профессиональных научно-педагогических кадров по профильным дисциплинам, существенно повысить эффективность проводимых научно-практических конференций и семинаров, позволит создавать и развивать научные школы, обеспечить взаимодействие ученых и практиков.
1. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2016.
2. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2017.
3. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2017 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2018.
4. Вылегжанина Е.А., Ковалев Е.С. Профориентационная работа среди школьников на примере ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» г. Кемерово // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 436-438. - URL https://moluch.ru/archive/122/33792/
5. Колокольцев В. «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» / беседовали Е. Маетная, Е. Карачева // Известия. 2012. 24 мая.
6. Петрова А.С., Шелепова М.А. Совершенствование системы профессиональной ориентации на учебу и службу в органы внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2(3). С. 104-109
7. Черникова Т.В. Профессиональная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2006.