Лесосибирск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
Россия
Россия
Лесозаготовительная промышленность напрямую зависит от климатических условий. Лесозаготовки ведутся на огромных территориях, занимающих почти половину территории страны. Климатические условия, в которых работают лесозаготовители, отличаются исключительно большим разнообразием. Кроме средних и экстремальных значений годового и суточного хода температуры, тепловой режим характеризуется также и другими показателями. В частности, для лесосечных работ имеют значение продолжительность устойчивых морозов и число дней с очень низкими температурами. Вывозка заготовленной лесной продукции так же зависит от климатических факторов, поскольку зачастую лесозаготовки ведутся в районах со слабой транспортной освоенностью и 80 % вывозки древесины производится по зимникам и Красноярский край здесь не исключение. Вопрос качества и сроков действия лесовозных дорог очень актуален для многолесных районов края. Наиболее остро проблема транспортной обеспеченности стоит для лесничеств, расположенных на севере Красноярского края и в зоне Нижнего Приангарья Общеизвестно, что климатические факторы значительно влияют на состояние и транспортные качества автодороги. Вопрос планирования сроков проведения тех или иных лесозаготовительных работ, а тем более планирование сроков возведения зимних автодорог, на прямую связан с погодными условиями. Правильное планирование предстоящих подготовительных, основных и завершающих работ, может дать значительную экономию времени, энергетических, трудовых и материальных затрат. В случае реализации лесозаготовительного процесса, для планирования сроков начала и завершения лесозаготовок, вывозки леса, продолжительности эксплуатации зимних лесовозных автодорог следует использовать вероятностно-статистические методы обработки информации. Основной целью данной работы является определение срока эксплуатации зимней лесовозной дороги на основе вероятностной оценки продолжительности зимнего сезона (на примере Енисейского района Красноярского края).
лесозаготовки, вывозка древесины, зимняя лесовозная дорога, планирование, статистика, климатические условия
1. Бурмистрова, О.Н. Математическая модель проектирования лесовозных автомобильных дорог с учетом климатических условий северо-западного региона[Текст] / О.Н. Бурмистрова, Е.В. Пластинина, М.А. Воронина // Изв. Коми науч. центра УрО РАН. - 2011. - № 8. - С. 79-84.; EDN: https://elibrary.ru/ONCVBN
2. Горбов, А.Ф. Строительство, содержание и эксплуатация зимних автомобильных лесовозных дорог в Северо-Западных районах страны[Текст] / А.Ф. Горбов - М.: Лесная промышленность, 1976. - 44 с.
3. Дорожные условия и режимы движения автомобилей [Текст] / В.Ф. Бабков, М.Б. Афанасьев, А. П. Васильев [и др.] - М.: Транспорт, 1967. - 227 с.; EDN: https://elibrary.ru/SWUSRK
4. Лобанов, Ю.В. Методы и модели управления транспортно-эксплуатационными качествами лесовозных автомобильных дорог[Текст]: автореф. дис... канд. техн. наук: 05.21.01 / Ю.В. Лобанов. - Воронеж: ВГЛТА, 2010. - 17 с.; EDN: https://elibrary.ru/QHFRNB
5. Лукашевич, В.M. Климатические условия как фактор для обоснования периода эксплуатации зимних лесовозных дорог[Текст] / В.М. Лукашевич, Л.В. Щеголева // Актуальные проблемы развития с лесного, комплекса: материалы; международной: научно- технической конференции 28-30 ноября 2005 г. - Вологда: ВТУ. - 2006. - С. 36-38.
6. Лукашевич, В.М. Методика планирования освоения лесных ресурсов с учетом сезонности лесозаготовок[Текст] / В.М. Лукашевич, Л.В. Щеголева //Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 8 (41). - С. 134-136.; EDN: https://elibrary.ru/THUFNZ
7. Мохирев, А.П. Обоснование проектирования сети лесных дорог на примере предприятий Нижнего Приангарья [Текст]: дис. … канд. техн. наук: 05.21.01: защищена 1.11.07 / А.П. Мохирев. - Красноярск, 2007. - 174 с.; EDN: https://elibrary.ru/NOWYLP
8. Мохирев, А.П. Проектирование сети лесных дорог на примере предприятий Красноярского края[Текст]: монография /А.П. Мохирев, О.В. Болотов. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 178 с.; EDN: https://elibrary.ru/QLCGDL
9. Шегельман, И.Р. Обоснование периода эксплуатации зимних лесовозных дорог [Текст] / И.Р. Шегельман, Л.В. Щеголева, В.М. Лукашевич // Изв. ВУЗов: Лесной журнал. - 2007. - № 2. -С. 54-57.; EDN: https://elibrary.ru/ICGWIX
10. Шегельман, И.Р. Подготовительные работы в отечественной системе лесопользования[Текст] / И.Р. Шегельман, В.М. Лукашевич. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 84 с.; EDN: https://elibrary.ru/SDVUVB
11. Bettinger, P. The key literature of, and trends in, forest-level management planning in North America, 1950-2001[Text] / Р. Bettinger, W. Chung, // Int Forest Rev - 2004. - № 6 - рр. 40-50. doihttps://doi.org/10.1505/ifor.6.1.40.32061.
12. Binkley, C.S. Integrating climate change and forests: Economic and ecologic assessments [Text] / C.S. Binkley, G.C. Van Kooten // Climatic Change - 1994. - № 28. - рр. 91. -110. doihttps://doi.org/10.1007/BF01094102.; DOI: https://doi.org/10.1007/bf01094102; EDN: https://elibrary.ru/BRNBUU
13. Forest industry environment nature: Trends. [Text] - Helsinki: CAFFI, 1991. - 70 p.
14. Goltsev, V. The impact of climate change on the technical accessibility of forests in the Tikhvin District of the Leningrad Region of Russia. [Text] / V. Goltsev, E. Lopatin // International Journal of Forest Engineering. - 2013. - Vol. 24: № 2. - рр. 148-160.
15. Wilson, L S. The world's changing climate - some issues for planners. [Text] / L S.Wilson //Long Range Plann - 1981. - № 14(5). - рр. 83-89. doihttps://doi.org/10.1016/0024-6301(81)90012-1.