Oбсуждаются аспекты морально-нравственной подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью на современном этапе общей гуманитаризации высшего образования.
Релайтер; морально-нравственный аспект; профессиональное мировоззрение.
Гуманитаризация высшего образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, уровень подготовки которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, духовность. На наш взгляд, в процессе подготовки современного специалиста в сфере рекламы и пиара особенно необходимо больше внимания уделять нравственным аспектам.
«Двадцать первый век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем», – предрекал грядущее Д. Лихачев. Необходимость «гуманитарного» скачка – прогресса в области миропонимания обусловлена потребностью в модернизации не только образования, но и всего общества. Об этом говорил и Эйнштейн: «Невозможно решить проблемы на том уровне мышления, на котором мы их создавали».
По мнению большинства аналитиков, новый этап развития человечества, трансформирующийся из предыдущего информационно-технологического этапа, будет характеризоваться уже не только технологиями, но и нравственно-духовными и культурными факторами. Именно они на этом отрезке развития будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.
PR-индустрия появилась в России около 20 лет назад. В первые годы жизни на российской земле PR выполнял исключительно прикладные функции. Основными задачами PR-специалиста образца 1990-х было: написать пресс-релиз, разослать его журналистам, организовать выход публикации. Постепенно набирая опыт и авторитет, взрослея в политических баталиях, public relations стали брать на себя решение более масштабных задач. Связи с общественностью перешли в ведение топ-менеджеров, а собственники и руководители бизнеса перестали финансировать PR по остаточному принципу. Так, объем рынка PR в России в прошлом году составил 1,99 млрд долл., а в 2010 г. ожидал дальнейший рост (на 12%, по оценкам специалистов). Но, в «лихие 1990-е», когда PR как профессия в нашей стране только зарождался, на рынке процветали неквалифицированные специалисты, стараниями которых отрасль обросла огромным количеством негативных стереотипов. Слово «пиарщик» в России приобрело негативный оттенок и ассоциируется с «проходимцами с большой дороги», которые банально врут – и избирателям, и своим заказчикам. Такие взгляды устарели и не соответствуют сегодняшнему уровню развития профессии. «Разруха, – как говорил известный персонаж булгаковского “Собачьего сердца” профессор Преображенский, – начинается в головах». За 1990-е и 2000-е в умах людей «разрегулировались» нравственные ценности. И именно пиарщики в этом во многом повинны, обрушивая потоки лжи в ходе избирательных компаний и информационных войн коммерческих структур. Все это разрушает ментальное ядро российской нации, уклад жизни, нравственные ориентиры. Это может привести к ослаблению морально-нравственных основ профессионального мировоззрения деятельности специалиста. А ведь без этих основ, без четкого морального обоснования социальной значимости своей работы не может быть настоящего специалиста. Но «…уходят в прошлое хрестоматийные мотивационные стереотипы американских идеалов XIX века» [6]. Актуализация морально-нравственного аспекта в гуманитарной составляющей подготовки молодых кадров поможет восстановить репутацию профессии и исключить недобросовестные практики. Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. По мнению академика РАЕН Алексея Подберезкина «Духовность, «российский дух», нравственность, «сила духа» и другие близкие понятия имеют фундаментальную ценность, как для всей нации, так и особенно для ее творческого класса… Духовность – это высшие возможности человека, не зависящие уже ни от среды, ни – нередко – от него самого» [4].
1. Давыдов Ю. Улыбка - новая валюта [Электронный ресурс] / Slon.ru Деловые новости и блоги - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://slon.ru/blogs/yudavidov/post/247516/, свободный.
2. Иванова В. Европейские уроки о будущем [Электронный ресурс] / Российская Ассоциация по связям с общественностью- Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.raso.ru/articles/article25602.html, свободный.
3. «Пиарщики» переходят на службу народу [Электронный ресурс] / Российская Ассоциация по связям с общественностью. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.raso.ru/articles/article23581.html, свободный.
4. Подберезкин А. Духовность - как критерий для креативного класса [Электронный ресурс] / VIPERSON. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=538185&soch=1, свободный.
5. Подберезкин А. Эффективная элита, образование и наука [Электронный ресурс] / VIPERSON. - Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=526634&soch=1, свободный.
6. Фитуни Л.Л. Предисловие к русскому изданию книги Д. Перкинса «Исповедь экономического убийцы». - М.: Претекст, 2008. - С. 7.