Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Cовременный мир потребительских товаров есть мир сложных товаров. Сложность современного товара выражается не в особенностях его потребления, а в особенностях всего процесса его производство и потребления, который включает четыре этапа создания и поддержания стоимости: предтоварный этап, на котором товар создается мысленно; этап производства; торговый этап и этап долгосрочного потребления, на котором товар может существовать долгое время за счет того, что его потребительная стоимость поддерживается соответствующими производственными процессами. Создание современного товара под силу, прежде всего, транснациональным компаниям, в силу чего деятельность последних становится экономической основой существующих политических процессов в мире и связанных с ними конфликтов между странами.
современный товар, предмет длительного пользования, транснациональная компания (ТНК), этапы формирования стоимости товара, научно-технический прогресс (НТП), мировой рынок.
Современное производство конечного продукта, т.е. производство, прежде всего, предметов потребления, есть преимущественно производство товаров длительного пользования, а не производство продуктов питания или даже одежды, что было характерно до начала XX века. Поэтому с научной точки зрения, под современным товаром желательно понимать не товар вообще, а прежде всего товар длительного пользования (средство труда или предмет потребления). Он отвечает следующим признакам:
•• процесс его потребления (использования) растянут во времени;
•• товар создается крупными коллективами работников;
•• товар имеет сложное внутреннее строение и воспроизвести такой товар уже не под силу отдельному человеку;
•• является результатом научно-технического прогресса в том понимании, что его создание уже невозможно без труда соответствующих научных коллективов и их «нематериальных» разработок;
•• производство товара включает множество технологических этапов, которые не просто реализуются последовательно друг за другом, но еще обычно рассредоточены в пространстве в силу разнообразных, в конечном счете, экономических причин;
•• процесс производства такого товара преимущественно состоит из рабочего периода, т.е. это результат преимущественно затрат во времени человеческого труда, а не действия преимущественно природных процессов, как это характерно для исходных сырьевых товаров природного происхождения.
Однако нельзя не видеть, что для такого рода современного товара характерно усложнение процессов не только его производства, но и процессов его конструирования и использования (потребления). Производство материальных благ под влиянием НТП меняется не только само по себе, но и через характер создаваемых товаров, как товаров длительного и коллективного (общественного) пользования, оно меняет и сам процесс потребления, превращая его в более сложный процесс, требующий определенных знаний и умений и со стороны отдельного потребителя и даже со стороны самого государства. Усложнение процесса производства и потреб-
ления современного товара выражается в следующих ключевых моментах.
а) Возрастает роль процессов доставки (перевозки, связи) как в самом производственном процессе, так и в доведении товаров до потребителей. Речь идет о невозможности сконцентрировать процесс производства в одном месте и в одной компании (или только у одного участника рынка) в силу того, что конечный товар становится результатом соединения разных его составных частей. Проблема заключается не в эффективности поставки исходного
сырья или материалов, а в оптимальности поставки, прежде всего, комплектующих изделий, число которых может исчисляться тысячами изделий. Производство пространственно разобщается на самостоятельно существующие части. В результате резко возрастает роль и значение транспортных процессов (доставки) и связанных с ними процессов обмена информацией (связь) в производственном процессе отдельного товара.
1. Галанов В.А., Галанова А.А. Перспективы государственного капитализма в России // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2017. - № 1 (25).
2. Гарнов А., Гарнова В., Топчий В. Малый бизнес в России: тенденции инновационного развития // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 71-75.
3. Гарнова В.Ю., Васильченко Д.Д. Инвестиции в производство: опыт Канады и возможности его использования в экономике современной России // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2014. - №. 1. - C. 7-13.
4. Гарнова В.Ю. Рыночная экономика: эволюция субъекта предпринимательства // Научно-практический журнал «Вестник АКСОР». - 2014. - № 1 (29). - С. 227-235.
5. Дементьев В.Е., Новикова Е.С., Устюжанина Е.В. Место России в глобальных цепочках создания стоимости // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 1. - С 17-30.
6. Макаров В.Л. Проектная экономика: главный стимул для инноваций // Экономические проблемы развития революционных технологий. Нанотехнологии. - 2012. - С. 21-29.
7. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 452 с.
8. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.