Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены положения концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений в 1930-е годы. Впервые на системном уровне описано развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы, включая: менеджмент организации, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, логистику, управление качеством, финансовый менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент. Показано значение изучения процессов развития направлений менеджмента в 1930-е годы для современной экономики.
развитие, прикладные направления, менеджмент, 1930-е годы, современная экономика.
Практическая целесообразность методологического рассмотрения процессов развития прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы с точки зрения их значения для современной экономики обусловлена следующими базовыми посылами.
Во-первых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый влиянием совокупности социально-экономических факторов.
Во-вторых, развитие концепций менеджмента обусловлено влиянием циклических макроэкономических закономерностей, обусловленных сменой малых (деловых) циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет [1]. Именно в рамках цикла К. Жугляра происходит ряд значимых для хозяйственной деятельности организации изменений, требующих применения новых концепций управления [2]: спроса на продукцию предприятия; объемов товарных запасов предприятия; уровня загрузки производственных мощностей предприятия;объемов инвестиций в основные фонды предприятия; объемов запускаемых производственных мощностей предприятия и т.д.
В-третьих, признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [2, 3].
Базовую основу развития менеджмента в 1930-е годы, как известно, составили школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа человеческих отношений, получившая развитие в 1930–1950-е годы [4], в отличие от школ научного и административного управления принимала во внимание один из основных факторов, обеспечивающих успешность функционирования организации, – человеческий фактор.
Являясь неоклассической, школа человеческих отношений базировалась на применении знаний о межличностных отношениях, основанных на достижениях психологии и социологии [5].
В школе поведенческих наук на первое место вышли не методы построения межличностных отношений, а эффективность сотрудника как «боевой единицы» предприятия и предприятия в целом.
Именно на базе положений этих школ сформировалась концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (табл. 1) [13].
Таблица 1
Результаты систематизации концепций современного менеджмента, сменяющих друг друга с периодичностью 10-летних деловых циклов
Период формирования концепции |
Название концепции |
Основная идея концепции |
1900-е гг. |
Концепция научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы |
1910-е гг. |
Развитие концепции научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, позволяют повысить эффективности поточного производства при организации, реализации и контроле |
1920-е гг. |
Концепция административного управления |
Улучшение функционирования компании как замкнутой системы обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды |
1930-е гг. |
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений |
Основу роста производительности труда работников составляют приемы управления межличностными отношениями, направленные на повышение удовлетворенности работников результатами своего труда, которые не менее действенны, чем материальные стимулы |
1940-е гг. |
Концепция эмпирического или прагматического управления |
Не отрицая значения теоретических принципов управления базируется на практическом опыте эффективного управления |
1950-е гг. |
Концепция системного подхода |
Рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды, рационально адаптируясь к ней |
1960-е гг. |
Концепция поведенческого подхода |
Рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация и др.), формирующих процесс управления как некоторую линию поведения |
1970-е гг. |
Концепция ситуационного подхода |
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации |
1980-е гг. |
Концепция культуры управления |
Предполагает, что в условиях высокой рыночной конкуренции при примерном равенстве потребительских свойств и цен на однотипные товары разных производителей, большое значение имеет культура взаимоотношений с клиентами, внутрифирменная и межфирменная культура (культура управления) |
1990-е гг. |
Концепция инновационного подхода |
Ориентирована на постоянное обновление непрерывно морально устаревающего ассортиментного ряда продукции и технологий производства |
2000-е гг. |
Концепция управления по целям |
Предполагает трансформацию глобальной цели организации до уровня конкретного исполнительского уровня, адекватного выполняемым функциям |
2010-е гг. |
Концепция информационных технологий |
Те компании, которые быстрее и эффективнее внедрят в практику эффективности новейшие информационные технологии, получат конкурентные преимущества |
2020-е гг. |
Концепция комбинаторного подхода. |
Рациональные технологии управления будут базироваться на комбинированном использовании технологий управления, присущих пятому и шестому технологическому укладу при переходе от первого к последнему. |
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепций управления с позиций психологии и человеческих отношений в 1930-е годы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции управления в 1930-е годы
№ |
Направление прикладного менеджмента |
Характеристика развиваемых положений концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений |
1 |
Менеджмент организации |
Производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, но и в результате изменения характера отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе [6] |
2 |
Производственный менеджмент |
Развитие производственного менеджмента на базе концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений [6] с учетом: – теории примата психологических и социальных факторов в производительности труда [7]; – научной теории организации производственного процесса во времени, в том числе виды движения партии деталей по операциям [8]; – теории линейного программирования, обеспечивающего оптимальное распределение производственных ресурсов [9] |
3 |
Инновационный менеджмент |
Внедрение результатов исследования Ф. Гилберт и Л. Гилберт трудовых движений и достижений производственной психологии. Супруги Гилберт, исследуя технологические операции, разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации рабочих мест, их инновационному изменению [6] |
4 |
Логистика |
Фрагментарные проявления логистики на рынке продавца. Развитие производственной логистики на уровне предприятия в рамках разработанной теории организации производственного процесса во времени, включая виды движений партий деталей по операциям [10] |
5 |
Стратегический менеджмент |
Попытки формирования первых вариантов корпоративной культуры, основанной на стремлении обеспечить долгосрочную эффективность деятельности организации через комплекс мотивационных воздействий (в первую очередь, нематериальных) на работников как главную производительную силу |
6 |
Управление качеством |
Базируется на теории надежности и теории планирования экспериментов [11]. Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Теория планирования экспериментов предполагает составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах |
7 |
Управление персоналом |
Сглаживание противоречий, возникающих между работниками и работодателями на основе социального партнерства через профсоюзы [12] |
8 |
Финансовый менеджмент |
Развитие финансового менеджмента было направлено на решение следующих основных проблем: – определение источников и форм привлечения капитала на этапах создания и развития предприятий, включая вопросы эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций и др.); – формирование организационно-экономических основ эмиссионной деятельности компаний в целом; – развитие финансовых аспектов реализации различных организационных изменений в организации (диверсификации деятельности, интеграции, слияния, поглощения и т.д.); – развитие системы публичных оценок стоимости ценных бумаг компаний; – разработка системы индикаторов текущего состояния и динамики развития финансового рынка; – формирование основ технического и фундаментального анализа фондового рынка; – обоснование способов эффективного управления денежными потоками в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятий; – формирование методов диагностики банкротства предприятий. |
Таким образом, развитие прикладных направлений менеджмента в период 1930-х годов осуществлялось под влиянием концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений в следующих сферах: менеджмент организации, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, логистика, управление качеством, финансовый менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент.
Развитие прикладного менеджмента в 1930-е годы осуществлялось в условиях начала выхода мировой экономики из глобального кризиса 1920-х, обусловленного сменой III-го технологического уклада IV-м.
Быстрый рост экономической активности при этом сопровождался изменением взаимоотношений менеджмента и персонала, поскольку первые понимали, что вторые являются главной производительной силой, способной обеспечить успех компании в условиях конкуренции.
С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, следует ожидать, что черты концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, проявятся в концепции менеджмента 2030-х годов в условиях начала посткризисного развития VI-го технологического уклада (рис. 1).
Рис. 1. Концепции менеджмента, приходящиеся на периоды начала выхода из мировых экономических кризисов, обусловленного сменой технологических укладов в рамках циклов Н.Д. Кондратьева
Таким образом, с учетом циклических закономерностей развития концепций менеджмента следует ожидать, что научно-практические положения концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, наиболее ярко проявятся при выходе мировой экономики из кризиса 2020-х годов – в 2030-е годы.
1. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
2. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 64-68.
3. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 423-429.
4. Тебекин А.В. Теория менеджмента. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.
5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Экономистъ, 2005. - 416 с.
6. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.
7. Мэйо Э. Человеческие проблемы индустриальной цивилизации. 1933.
8. Непорент О.И. Технические основы календарного движения производства. Ч. 1 / Ленингр. пром. акад. им. тов. Сталина, Кабинет эконом. и орг. пр-ва. - Л.; М.: Стандартизация и рационализация, 1933. - 413 с.
9. Кантарович Л.В. Математические методы организации и планирования производства», 1939.
10. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления. // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. II. - № 1. - С. 375-380.
11. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). - 223 с.
12. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. Издание 2-е. - М.: КноРус, 2016. - 624 с.
13. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Монография. - Москва, 2016.