ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Реализация полномасштабных социальных программ для национальных компаний является их добровольным волеизъявлением, в то время как наличие военно-социальной работы является обязательным видом деятельности в вооруженных силах РФ. В самом общем виде военно-социальная работа представляет собой деятельность по реализации установленных законодательством социально — экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты. В связи с непрерывным реформированием военной системы появляется все большее количество неурегулированных в правовом и организационно-экономическом отношении вопросов реализации социальных гарантий и компенсаций, что снижает привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров, а в стратегическом плане может отразиться на обороноспособности страны в целом. В связи с чем вопросы совершенствования военно-социальной работы, реализации льгот и компенсаций, социальных мероприятий, нацеленных на удержание военнослужащих и их развитие, представляются очень важными и актуальными.

Ключевые слова:
социальная политика, военно-социальная работа, компенсации, льготы, мониторинг положения военнослужащих, социальная защита, меры социальной поддержки.
Текст

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБхОдИМОСТИ
РАСШИРЕНИя МЕР СОцИАЛьНОй
ПОддЕРЖКИ ВОЕННОСЛУЖАщИх


Социальная защита персонала на сегодняшний день обладает обязательным законодательным минимумом льгот, гарантий и компенсаций, установленных государством для работников. В данном контексте социальная ответственность предполагает выполнение руководством хозяйствующих субъектов предъявляемых к ним обязательных и дополнительных экономических, правовых и морально-этических требований. В настоящее время можно выявить повышенную заинтересованность работодателей в реализации дополнительных социальных продуктов с целью формирования стабильно работающих коллективов. Вместе с тем коммерческие компании, стремящиеся сформировать узнаваемый HR-бренд на рынке труда, привлечь и удержать профессиональных работников, самостоятельно принимают решение о расширении базовой части государственной социальной защиты работников. К таким обязательным социальным затратам в соответствии с российским законодательством работодателя относят оплату отработанного времени или выполнения объема работ, расходы по выплате страховых взносов в социальные фонды, выходные пособия уволенным сотрудникам, оплата неотработанного времени (отпусков, больничных листов), различные виды доплат и компенсаций, связанных с привлечением работников к сверхурочным работам, выполнению опасных или вредных работ [13, с. 151]. Руководители коммерческих компаний направляют дополнительные финансовые средства на формирование программ совместного отдыха, повышают заинтересованность в результатах труда за счет индивидуального премирования, предусматривают обучение, карьерный рост и другие виды стимулирования деятельности и развития подчиненных, образуя отдельную социальную подсистему управления персоналом. Между тем в военных организациях, в силу их государственной принадлежности, бюджетного финансирования и иного некоммерческого предназначения, связанного-
прежде всего с защитой государственных интересов, реализация идентичных дополнительных мер социальной поддержки персоналастановится недоступной. Однако подобное направление деятельности, выходящее за пределы мер социальной защиты, установленных государством, в войсках тоже имеется и называется военно-социальной работой (ранее обозначалась как социально-правовая работа) [11]. Наряду с государственной социальной защитой, военно-социальная работа также носит обязательный, нормативно закрепленный порядок реализации. Кроме этого, государство предусматривает ряд гарантий и компенсаций, которые распространяются только на военнослужащих и членов их семей. Прежде всего, это денежные выплаты, вещевое, медицинское и пенсионное обеспечение, страховка жизни и здоровья, а также льготы по налогообложению. Также социальная работа в Вооруженных Силах заключается в проведении организационных, культурно-досуговых и памятных мероприятий, оказании помощи в трудоустройстве, определении в детские сады, школы и иные учебные заведения членов семьи. Данные мероприятия не требуют дополнительных затрат из государственного бюджета. Основным источником средств для их реализации могут выступать спонсорская помощь и благотворительность. Тем не менее привлекательность военной службы, как показывает практика, основана больше всего на семейных идеалах, личных ценностных ориентирах или обязательных социальных нормах, установленных государством для
военнослужащих. С учетом масштабного реформирования Вооруженных Сил вопрос социальной защищенности и мотивации военнослужащих серьезно актуализировался. Появляются неурегулированные в правовом отношении меры реализации социальных гарантий и компенсаций, часть социальных программ могут вообще не выполняться, что негативно влияет на привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров. Так, при проверках воинских частей и подразделений1, несмотря на проводимую работу, были выявлены факты незнания командирами: нужд, стремлений и запросов подчиненных, их социально-демографических данных, количества реализованных и нереализованных социальных гарантий. 

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

4. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

5. Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

6. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

7. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей».

8. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей».

10. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».

11. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 г. № 165 «О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России».

12. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров. - М.: Кнорус, 2016. - 205 с.

13. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 427 с.

14. Кистень А.М., Москалев И.Е. Методы спецназа для руководителей: Практическое руководство по формированию эффективных команд на основе управленческой системы воинских подразделений специального назначения / А.М. Кистень, И.Е. Москалев. - М., 2012. - 199 с.

15. Корякин В.М. Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики: учебное пособие для военных кафедр гражданских вузов. - М., 2004. - 105 с.

16. Крылов А.Н. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели - мораль - успех - устойчивое развитие / А.Н. Крылов. - М., 2014. - 87 с.

17. Кузнецов В.А. Военно-социальная работа: методология, теория, практика: Учебное пособие для вузов Министерства обороны Российской Федерации. - М, 2000.

18. Лаврентьева И.П., Кузнецов В.В., Григорьев В.В. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 135 с.

19. Михалкина Е.В. и др. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2013. - 448 с.

20. Чертополох А.А. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. - М., 2004. - 145 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?