МЕСТО ГЕРМАНИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ТОВАРНОЙ ТОРГОВЛЕ: 2008–2017 ГГ.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются наиболее актуальные динамические характеристики места Германии в глобальной торговле. Исследование проведено на основе использования методов сравнительного и статистического анализа.

Ключевые слова:
товарная торговля, внешняя торговля, товарный экспорт / импорт, Германия, Федеративная Республика Германия.
Текст

 

В условиях развития глобализации принципиальное значение для многих стран приобретают вопросы сотрудничества и партнерства в международных отношениях, а также в выработке государственной внешнеэкономической политики. Международный обмен товарами и услугами, международная миграция населения относятся к числу наиболее традиционных форм международных связей, и в этих сферах Германия сейчас занимает ведущие позиции в мире [16, С. 124].

Внешнеторговые отношения с Германией являются одним из важных факторов устойчивого развития национальной экономики ведущих мировых лидеров. Нет страны в мире, которая может эффективно развивать производственные процессы на глобальном уровне в соответствии с возрастающими требованиями научно-технической революции. Только на основе использования международного научного и технического потенциала, различных межгосударственных объединений, преимуществ международного разделения труда, страны мирового сообщества могут успешно решать свои экономические проблемы.

Значимым аспектом внешнеполитического положения и дееспособности Германии остается результативность ее экономики. Являясь одной из наиболее развитых промышленных и торговых стран, обладающей тесными связями с остальным миром, Германия, учитывая экологический и социальный баланс своих интересов, не может существовать без качественно функционирующей системы мировой экономики (см. [17, С. 70]).

Ее роль в системе современной мировой торговли наглядно показывают данные табл. 1.

 

Таблица 1

Динамика глобального товарного экспорта, крупнейшие страны –экспортеры мира, 2008–2017 гг., млрд долл. США

 

Год / Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 

Мир

15734,5

12221,8

14909,5

17956,6

18206,1

18600,6

18648,2

16212,6

15702,0

17730,8

1.

Китай

1 350,0

1 127,2

1 486,4

1 807,8

1 973,5

2 148,6

2 243,8

2 142,8

1 989,5

2 263,3

2.

США

1 308,8

1 070,3

1 290,3

1 499,2

1 562,6

1 592,0

1 633,3

1 510,3

1 459,7

1 546,7

3.

Германия

1 389,7

1 070,2

1 216,3

1 432,0

1 376,6

1 434,2

1 480,3

1 307,8

1 318,5

1 448,3

4.

Япония

748,9

548,1

735,6

790,9

776,4

694,9

699,8

622,2

634,7

698,1

5.

Нидерланды

539,0

422,6

477,2

554,3

546,6

567,5

570,0

488,3

495,5

652,0

6.

Респ. Корея

432,9

363,9

463,8

587,1

603,6

618,2

613,0

542,9

511,8

573,7

7.

Гонконг (Китай)

354,2

316,6

388,9

437,7

468,4

506,2

515,7

505,7

502,5

550,3

8.

Франция

599,4

469,4

507,4

586,7

560,8

582,2

581,1

510,9

507,1

535,2

9.

Италия

529,3

395,7

435,2

505,8

484,9

503,3

516,8

450,4

453,8

506,2

10.

Великобритания

468,9

357,2

417,4

493,8

477,9

472,4

489,4

441,3

408,0

444,9

11.

Бельгия

312,9

240,5

271,3

323,4

300,7

312,7

310,3

253,4

274,5

429,5

12.

Канада

460,0

323,2

392,3

461,5

461,9

465,2

478,5

411,0

393,5

420,8

13.

Мексика

289,2

226,0

293,2

342,3

363,6

374,9

393,0

376,7

369,4

409,5

14.

Сингапур

354,8

287,9

371,4

441,0

442,8

447,7

442,7

379,6

361,6

373,2

15.

ОАЭ

239,2

191,8

213,5

302,0

359,7

371,0

343,2

300,5

298,6

360,0

16.

Россия

466,3

297,2

392,7

515,4

527,5

521,8

496,8

341,5

281,7

353,1

17.

Испания

281,8

227,7

252,7

300,3

288,2

312,7

317,5

277,3

280,9

320,5

18.

Тайвань

269,6

215,5

289,4

325,8

388,4

382,1

379,0

336,9

312,3

317,4

19.

Швейцария

251,1

217,2

277,2

346,0

332,8

373,4

329,6

303,1

318,1

299,6

20.

Индия

198,6

168,2

230,8

307,2

301,5

319,7

330,7

272,2

268,6

298,4

               

Источник: составлено на основе данных http://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения 12.06.2018)

 

Кризисы на мировых рынках, которые происходят регулярно, выявили взаимосвязь национальных экономик, демонстрируя значительный дестабилизирующий потенциал в социальном секторе. В интересах Германии развитие международных институтов в различных отраслях, таких как торговля, финансы, а также формирование обязательной правовой базы для успешного функционирования мировой экономики, ориентированной на рыночные принципы.

Анализ динамики мирового экспорта крупнейших стран-экспортеров показывает, что за период 2008–2017 гг. объем международной торговли товарами в абсолютном выражении увеличился с 15734,5 до 17730,8 млрд долл. США, то есть, более чем на 11%. В этот период наблюдалась высокая концентрация мировых торговых отношений, так как на 3 крупнейшие страны-экспортера (Китай, США, Германия) приходилось около 28–30% общей стоимости мирового товарного экспорта, а на ведущие 20 стран – около 71–73% [подсчитано автором по данным табл. 1; см. также сноски: 1–5].

С 2008 по 2017 г. произошла смена сил между ведущими странами-экспортерами товаров. Первоначальной перегруппировкой стала смена ведущего основного поставщика товаров США новым поставщиком – Германией,  поскольку экспорт ее занял первое место в мире в 2008 г. Затем, с 2009 г. по настоящее время крупнейшим в мире экспортером товаров становится Китай, оттеснив США, Германию на второе – третье места (здесь и далее см.: [12–15]).

Проведенный по аналогии с рассмотрением глобального экспорта анализ международного импорта товаров показал, что он увеличился в тот период с 15 476,9 до 17 952,2 млрд долл. США, то есть, более чем на 13%. На тройку крупнейших импортеров (США, Китай, Германия) приходится около 29–31% всего мирового товарного импорта, а на 20 ведущих стран – примерно 72,5% (см.: [1; 6–12].

В области мирового импорта товаров США остаются традиционным лидером (несмотря на некоторое снижение стоимости их импорта в 2009, 2013, 2015 и 2016 г.). На вторую позицию выдвинулся Китай (также с 2009 г.), на третью – Германия (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Динамика глобального товарного импорта, крупнейшие страны –импортеры мира, 2008–2017 гг., млрд долл. США

 

Год / Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 

Мир

15476,9

11930,6

14561,5

17548,0

17744,7

18027,4

18146,2

15865,2

15363,3

17952,2

1.

США

2141,3

1580,0

1939,0

2239,9

2303,7

2294,2

2385,5

2272,9

2209,6

2409,5

2.

Китай

990,1

883,6

1240,0

1579,1

1661,9

1789,6

1808,7

1566,6

1495,4

1841,9

3.

Германия

1119,4

874,1

1002,8

1204,8

1119,2

1151,9

1177,3

1018,2

1021,6

1167,1

4.

Япония

693,7

490,0

627,1

795,4

829,9

784,6

799,7

629,6

583,5

671,9

5.

Великобритания

643,1

491,9

567,6

645,5

650,3

659,8

692,3

622,3

636,4

644,1

6.

Франция

670,6

519,8

570,9

676,5

630,3

638,8

634,8

537,5

537,3

624,7

7.

Гонконг (Китай)

329,2

303,3

385,6

445,1

487,3

534,1

548,1

528,6

520,1

589,9

8.

Нидерланды

449,9

348,6

397,4

464,1

455,2

467,4

469,3

401,3

402,9

574,3

9.

Респ. Корея

420,7

316,1

415,8

558,0

554,1

535,4

524,1

420,6

391,3

478,5

10.

Италия

533,5

396,3

464,0

531,7

463,3

455,4

453,9

393,7

387,7

452,6

11.

Индия

323,9

256,4

360,0

475,5

503,0

480,6

473,5

409,1

376,2

447,2

12.

Канада

417,4

329,2

401,7

461,2

475,1

473,1

475,0

429,1

413,3

441,7

13.

Мексика

309,2

234,7

301,6

351,0

371,1

381,5

400,3

395,4

387,2

432,2

14.

Бельгия

327,6

245,2

275,8

337,0

313,1

321,5

317,3

251,8

273,3

403,1

15.

Испания

409,1

285,4

316,1

362,2

325,7

331,4

347,0

302,0

300,1

350,6

16.

Сингапур

313,3

240,6

309,4

367,6

371,6

372,7

361,0

296,7

278,8

327,6

17.

Швейцария

225,4

204,4

242,0

316,5

292,6

320,0

274,1

249,6

264,9

268,8

18.

ОАЭ

176,3

149,7

164,6

195,4

218,1

230,0

234,6

223,9

230,3

268,0

19.

Тайвань

240,5

176,1

252,4

286,1

338,8

327,5

318,8

264,1

242,9

259,5

20.

Россия

291,8

191,8

248,6

323,8

335,4

341,3

307,8

193,0

191,6

237,8

 

Источник: составлено на основе данных http://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения 12.06.2018)

 

Таким образом, было выявлено, что Германия на современном этапе входит в тройку мировых лидеров, как по экспорту, так и по импорту товаров. При этом три лидера сохраняют свои позиции в торговле на протяжении более 10 лет.

Весь мир захлестнула волна немецкого экспорта: продукция автопрома, других отраслей машиностроения, химической промышленности и т.д. Конечно, этому спросу способствуют знаменитое немецкое качество и сохранившаяся индустриальная мощь. Продукции немецкого машиностроения фактически нет альтернативы в мире на фоне деиндустриализации США, Великобритании и ряда других ведущих стран.

Высоким спросом пользуется продукция немецкого автопрома. Этот факт необходимо учитывать. Тем не менее, проблемы остаются. Ведущие немецкие экономисты считают, что столь крупное положительное сальдо во внешней торговле – повод для беспокойства, поскольку профицит Германии означает дефицит у ее торговых партнеров.

Но пока руководство Германии не готово к пересмотру своей экспортной политики. Оно отвергает как предложения США о переходе на двусторонние правила торговли, так и любые требования по увеличению импорта. В то время как Китай пытается снизить свой громадный профицит, Германия своей агрессивной внешнеторговой политикой наносит «ущерб» европейским, другим ведущим странам мира. Ни для кого не секрет, что ФРГ имеет положительный торговый баланс, начиная с 1952 г. Но до финансового кризиса 2008 г. это не представляло опасности для ее партнеров (см. также: [1]).

Все вышесказанное ставит руководство Германии перед дилеммой: как привести в норму торговый баланс, не подрывая позиции немецкого бизнеса. В противном случае стране угрожает серьезный конфликт – не только с США, но и с ее партнерами по Европейскому союзу.

Одним из вариантов решения является повышение зарплат, пенсий, потребительского спроса и импорта. Но в этом случае может вырасти «себестоимость» рабочей силы. В нынешней ситуации кроется и другая опасность: экспортная ориентация немецкой экономики столь велика, что любые потрясения на мировых рынках могут нанести Германии непоправимый ущерб. Это еще один аргумент в пользу стимулирования внутреннего спроса.

 

Список литературы

1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. 2018. № 5. С. 77-84.

2. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 6-22.

3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» // Власть. 2017. № 10. С. 105-111.

4. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 2 (10). С. 91-107.

5. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. // Власть. 2017. Т. 25. № 5. С. 91-97.

6. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.). // Международная экономика. 2017. № 4. С. 59-74.

7. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период // Власть. 2016. № 12. С. 32-39.

8. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. // Власть. 2016. № 4. С. 52-61.

9. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли // Современная Европа. 2016. № 1 (67). С. 85-94.

10. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов // Международная экономика. 2015. № 11-12. С. 37-50.

11. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского Союза в XXI в. // Власть. 2015. № 9. С. 53-57.

12. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером) // Власть. 2012. № 7. С. 139-143.

13. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования) // Власть. 2011. № 9. С. 160-165.

14. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М., 2005. 100 с. Сер. 161 Доклады Института Европы РАН

15. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: научное издание. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ИЕ РАН; Проспект, 2016. 384 с.

16. Лабусов М.В. Особенности внешнеторговой политики Германии на современном этапе // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 123-129.

17. Сафиуллин А.Р. Индустрия 4.0 и приоритеты развития экономики и общества в Германии // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 3 (79). С. 69-72.

18. UNCTADSTAT: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.unctadstat.unctad.org/EN.

19. World Trade Organization: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.wto.org.

Войти или Создать
* Забыли пароль?