Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Усиление коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам отражается в том числе и в подходе к обучению грамматике. В настоящее время речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом грамматические навыки и умения занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных. Необходимо использование таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям. Одним из таких методов является функциональный. В статье представлено систематическое описание стратегии функционально направленного обучения грамматической стороне речи; приводится обоснование ведущей роли коммуникативной компетенции в достижении цели практического владения иностранным языком и языковой компетенции, её составляющей части — грамматики.
функциональный подход, коммуникативная компетенция, грамматические навыки, языковая компетенция, грамматика, лексические навыки.
В настоящее время в связи с приобретением иностранными языками статуса средства мирового общения проблема оптимизации обучения иностранным языкам и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» (Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. A common European Framework of reference). Идея создания такого документа возникла в 1991 г. Необходимость его появления объясняется изменившимися геополитическими условиями. Концепция новой Европы — Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 г. был объявлен «годом языков». «Общеевропейская компетенция» не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа — помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения. Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти и о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов, или о вариативных технологиях. Рассмотрим категории прагматического и педагогического планирования. Если взять за основу обучающую цель, «способность к коммуникации на иностранном языке» [6, с. 271], то категории традиционного описания языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.) будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы. Прагматически планировать — это значит признавать, что занятия должны подготовить к практическому использованию изучаемого материала. Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться не только и не столько в количестве выученных слов и структур, сколько в умении использовать их в процессе коммуникации. При этом эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся. Иными словами, обучение должно быть личностно ориентированным.
1. Баранова Е.Н. О подготовке к межкультурному языковому общению [Текст] / Е.Н. Баранова, Е.П. Дупленко. - М.: Педагогика, 1998. - № 1. - 276 с.
2. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ [Текст] / Ж.Л. Витлин // ИЯШ. - 2000. - № 5. - 312 с.
3. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранного языка [Текст] / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1980. - С. 109-112.
4. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество [Текст] / В.А. Синицын / Праздник творчества на уроках русского языка // РЯШ. - 2000. - № 6. - 236 с.
5. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.И. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - С. 224-227.
6. Лаптева О.А. Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике [Текст] / О.А. Лаптева. - М., 1990. - С. 269-273.
7. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике [Текст] / Р.П. Мильруд // ИЯШ. - 2001. - № 6. - С. 312-316.
8. Пассов Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 1985. - С. 284-289.
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 1997. - С. 314-318.
10. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 1997. - 336 с.
11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 1989. - С. 285-291.
12. Петровский А.В. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности [Текст] / А.В. Петровский // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - № 5. - М., 1979. - С. 274-292.
13. Фадеева С.А. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике [Текст] / С.А. Фадеева, В.О. Юсупов // РЯШ. - 2000. - № 4. С. 163-172.
14. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи [Текст] / С.Ф. Шатилов, А.А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1991. - С. 248-254.
15. Brumfit C.J., Johnson K. The Communicative Approach in Language Teaching. Oxford University Press. 1991, pp. 173-182.
16. Harmer J. Teaching and Learning Grammar. Longman Group, UK Limited. 1987. 357 p.
17. Richards J.C., Rogers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press. 1993. 367 p.