Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье анализируются взгляды психологов и педагогов на проблему развития детского творчества. Раскрываются условия, обеспечивающие успешную творческую деятельность младшего школьника. Приводятся примеры учебных диалогов, способствующих накоплению опыта восприятия детьми произведений искусства, а также заданий, стимулирующих творческую деятельность учащихся начальных классов.
детское творчество; воображение; фантазия; произведение искусства; творческие задания.
Номер журнала «Начальное образование», который Вы, уважаемый читатель, держите в руках, посвящен актуальной теме современного начального образования — воспитанию творческой личности, развитию творческой индивидуальности младшего школьника. В годы становления, развития и совершенствования советской системы образования идея использования творческого потенциала человека в деле строительства коммунистического общества, безусловно, декларировалась, но деятельность конкретной школы подчинялась требованиям коммунистической идеологии, в которой преобладал конформизм, то есть воспитание человека послушного, преданного идеям партии. Рождение творческой, критически мыслящей личности, отвергающей заданные образцы деятельности и поведения, происходило скорее вопреки, а не благодаря таким требованиям. Сегодня в соответствии с Законом РФ об образовании, Федеральным государственным стандартом учитель, образовательная организация получили возможность самостоятельно решать образовательные задачи: от отбора и планирования содержания обучения до построения индивидуальной траектории развития школьника. Этим обусловлено желание редакции журнала обсудить одну из самых сложных и актуальных направлений деятельности учителя — развитие творческой личности младшего школьника. В номере представлены материалы как ученых, предлагающих свои подходы к формированию творческих способностей детей, так и педагогов-практиков, которые делятся опытом своей работы. В частности, читатель познакомится со способами решения задачи развития творчества младших школьников на уроках окружающего мира, русского языка, математики и литературного чтения. Разговор об этой важной проблеме, безусловно, может быть продолжен — редакция ждет ваших писем, дорогие читатели.
От редакции
В конце ХХ в. автор статьи читал в Дамаске лекции по педагогике сирийским коллегам — преподавателям вузов, учителям, руководителям образования в Сирии. Одна из лекций была посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста в Советском Союзе. Описание подходов к развитию творчества (словесного, изобразительного, конструктивного, ролевого) в советской педагогике встретило со стороны аудитории резкое отрицание. Главная мысль оппонентов возникшей дискуссии состояла в следующем: творчество развить нельзя! Способность к воображению и фантазии наследуется и присуща далеко не всем людям. Можно лишь создавать для творческих индивидов условия, чтобы их наследственные качества проявились. Нельзя, да и не нужно разрабатывать методику развития творчества у всех детей. у тех из них, кто не проявляет стремления к творчеству, необходимо сформировать умения и навыки, которые помогут им в будущем заниматься любой практической деятельностью, основой которой является воссоздание усвоенных способов действий.
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997. - 91 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.
4. Глоцер В.И. Дети пишут стихи: книга о детском литературном творчестве. - М.: Просвещение, 1964. - 256 с.
5. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - 1964. - Вып. 6. - С. 46-92.
6. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С. 48-52.
7. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994. - 192 с.