СЦЕНАРИЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ «ЛФК И МАССАЖ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Модульный экзамен предполагает оценку сформированности компетенций, формируемых в процессе обучения дисциплинам модуля. Рассматриваемый модуль «Физическая реабилитация» входит в учебный план магистрантов, обучающихся по направлению 49.04.01 «Физическая культура», профиль подготовки «Адаптивная физическая культура», и включает дисциплины медико-биологической и практико-ориентированной направленности. Оценку сформированности компетенций осуществляет комиссия преподавателей и работодателей на основе разработанных критериев с помощью метода кейс-стади. Экзаменационные задания выполняются и презентуются в группах по 4-5 студентов, что также позволяет оценить умение работать в команде

Ключевые слова:
модульное обучение, адаптивная физическая культура, профессиональные компетенции, кейсы, критериальное оценивание
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение (обращение к студентам магистратуры):

Вы закончили обучение по модулю «ЛФК и массаж в адаптивном спорте».

    1.  Цель вашего обучения на данном этапе – сформировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для выполнения профессиональных действий, направленных на сопровождение и реабилитацию спортсменов-инвалидов, проведение с ними рекреационных мероприятий.

В соответствии с профессиональным стандартом инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и спорту [5] вам будут вменены в обязанность следующие функции (текст приводится в редакции Профессионального стандарта):

 

Обобщенная трудовая функция 3.2

Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом

 

Трудовая функция 3.2.1

Организация и проведение мероприятий активного отдыха с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп

 

Трудовая функция 3.2.3

Методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта

Обобщенная трудовая функция 3.3

Проведение и сопровождение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп – членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту

 

Трудовая функция 3.3.1

Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре (ЛФК) и общей физической подготовке (ОФП) с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)

 

Трудовая функция 3.3.2

Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время специального тренировочного и соревновательного процессов

 

    1.  В процессе обучения Вы должны были:
  •  сформировать навыки разработки программ реабилитации и рекреации спортсменов-инвалидов, контроля их эффективности и разработке системы мер по безопасности спортсменов во время соревнований;
  •  развить умения, необходимые старшему инструктору-методисту адаптивной физической культуры в руководстве персоналом, оказывающим реабилитационные и рекреационные услуги спортсменам-инвалидам различных категорий и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
  •  усовершенствовать навыки проведения занятий с включением ЛФК и массажа.

Поставленные перед вами задачи решались в рамках следующих дисциплин:

1. Адаптивный спорт. Состояние и перспективы развития научных исследований.

2. Научные основания для разработки тренировочных программ в адаптивном спорте.

3. Спортивный массаж при различных видах инвалидности.

4. ЛФК в индивидуальном тренировочном процессе.

5. ЛФК и массаж в комплексной реабилитации пациентов, перенесших ампутации конечностей.

6. Массаж при заболеваниях нервной системы.

7. Косметический массаж.

8. ЛФК и массаж в комплексном лечении нарушений обмена веществ.

9. Биоэтика и принципы доказательности в научных исследованиях с участием человека в качестве испытуемого.

 

Промежуточная аттестация по модулю проводится в форме экзамена. В качестве технологии экзамена предусмотрена технология «кейс-стади», в которой для проверки знаний, умений и навыков используется решение ситуационных задач.

Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.

Конкретная ситуация, включаемая в кейс-метод, – это описание определённых условий из жизни, ориентирующее экзаменуемых на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения [1]. Для работы слушателям представляется письменная информация произвольного объёма и степени подробности о ситуации; в ней фиксируется фактическая сторона дела: что, где, когда происходит, кто включён в ситуацию, каковы внешние условия и дополнительные ограничения, влияющие на ситуацию [3; 4].

На данном экзамене применяются кейсы со структурированными вопросами: после основного текста с описанием ситуации идёт перечень вопросов.

Ситуационные задания (кейсы) проверяют сформированность компетенций как внутри одной дисциплины, так и нескольких дисциплин модуля [2].

С помощью этого метода студенты должны проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Для выполнения задания студенты делятся на группы по четыре-пять человек (в зависимости от количества студентов в группе).

Каждой группе дается свое задание. На выполнение задания отводится 30 минут.

Решение может быть дано в устной и (или) краткой письменной форме. При обсуждении задания координатор записывает все возникающие мнения (идеи). Затем они обсуждаются, и выбирается общее решение.

Каждая подгруппа докладывает результат своей работы, аргументируя сформированный набор знаний, умений и навыков.

Каждый ответ обсуждается и оценивается с точки зрения правильности, полноты, самостоятельности.

В процессе выполнения задания вам будет необходимо выполнить следующие действия:

  •  провести мозговой штурм;
  •  принять участие в дискуссии;
  •  составить программу реабилитации;
  •  устно ответить на вопросы кейса;
  •  привести пример упражнений лечебной гимнастики

 

За каждое оцениваемое качество студент может набрать от 1 до 5-20 баллов (см. Приложения 1-2):

  1.  знания по дисциплинам, аргументированность предложений (1-20 баллов);
  2.  логика, структура и грамотность изложения вопроса (1 -15 баллов);
  3.  полнота ответа (1 -15 баллов);
  4.  работа с информацией (1 -15 баллов);
  5.  владение терминологией (1 -15 баллов);
  6.  полезность для группы (1 -20 баллов).

 

Баллы присуждаются после выслушивания всех групп по вышеназванным параметрам и скорости выполнения задания.

Решение выносится членами экзаменационной комиссии по разработанной балльной шкале.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, набравшему 50 и менее баллов;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, набравшему от 51 до 65 баллов;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, набравшему от 66 до 80 баллов;

Оценка «отлично» выставляется студенту, набравшему от 81 до100 баллов.

 

Задания группам.

  1.  Ваша группа сопровождает мужскую сборную команду РФ по пауэрлифтингу среди ампутантов класса А2. Сборная после участия в соревнованиях находится на переходном этапе тренировочного процесса. На базе имеется манеж, плавательный бассейн, тренажерный зал, универсальный спортивный зал, зал борьбы, зал бокса, зал художественной гимнастики, зал общефизической подготовки, фитнес-зал, залы хореографии, конференц-зал.

Разработайте и презентуйте для них программу мероприятия активного отдыха.

Ответьте на вопросы:

  1.  На какие правила техники безопасности надо обратить внимание при подготовке данного мероприятия?
  2.  Перечислите простейшие функциональные пробы, которые могут быть использованы для экспресс-оценки функционального состояния наиболее задействованных органов и систем организма в процессе данного мероприятия.
  3.  Объясните роль активного отдыха в реабилитации инвалидов.

 

  1.  Ваша группа сопровождает мужскую сборную команду РФ по баскетболу на инвалидных колясках. Сборная после участия в соревнованиях находится на переходном этапе тренировочного процесса. На базе имеется корт, тренажерный зал, универсальный спортивный зал, зал борьбы, зал общефизической подготовки, зал хореографии, открытая спортивная площадка, конференц-зал.

Разработайте и презентуйте для них программу мероприятия активного отдыха.

Ответьте на вопросы:

  1.  На какие правила техники безопасности надо обратить внимание при подготовке данного мероприятия?
  2.  Перечислите простейшие функциональные пробы, которые могут быть использованы для экспресс-оценки функционального состояния наиболее задействованных органов и систем организма в процессе данного мероприятия.
  3.  Объясните понятие «качество жизни», факторы на него влияющие и способы оценки.

 

  1.  Ваша группа сопровождает мужскую сборную команду РФ по мини-футболу ВI (тотально слепые). Сборная после участия в соревнованиях находится на переходном этапе тренировочного процесса. На базе имеется корт, тренажерный зал, универсальный спортивный зал, плавательный бассейн, зал общефизической подготовки, зал хореографии, открытая спортивная площадка, конференц-зал.

Разработайте и презентуйте для них программу мероприятия активного отдыха.

Ответьте на вопросы:

  1.  На какие правила техники безопасности надо обратить внимание при подготовке данного мероприятия?
  2.  Какое техническое оснащение и сопровождение требуется для занятий мини-футболом ВI (тотально слепые).
  3.  Какие существуют виды адаптивного спорта для слепых.

 

  1.  Ваша группа проводит и сопровождает групповые и индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре в школе адаптивного спорта для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).

Разработайте и презентуйте для них программу одного группового занятия по лечебной физической культуре. Определите общие и частные задачи, средства, формы ЛФК.

Ответьте на вопросы:

  1.  Перечислите методы оценки эффективности занятий по ЛФК в зависимости от поставленных задач (приведите пример).
  2.  Какое техническое оснащение и сопровождение требуется на занятиях по ЛФК для глухих и слабослышащих.
  3.  Охарактеризуйте принципы классификации в адаптивном спорте.

 

  1.  Ваша группа проводит и сопровождает групповые и индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре в школе адаптивного спорта для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Разработайте и презентуйте для них программу одного группового занятия по лечебной физической культуре. Определите общие и частные задачи, средства, формы ЛФК.

Ответьте на вопросы:

  1.  Перечислите виды массажа, применяемые в комплексной реабилитации лиц, перенесших ампутации конечностей.
  2.  Перечислите простейшие функциональные пробы, которые могут быть использованы для экспресс-оценки функционального состояния наиболее задействованные органов и систем организма в процессе занятия.
  3.  Назовите международные спортивные организации, установившие свои правила для классификации спортсменов-инвалидов.

 

Экспертная комиссия после презентации ответа группами выносит консолидированное решение по оценке освоения модуля магистрантами на основе разработанных критериев (см. Приложение 1 и 2) и озвучивает оценки экзаменуемым.

Список литературы

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - 2010. - №4 - С. 61-69.

2. Зверева М.В., Бобкова С.Н. Внутридисциплинарный и междисциплинарный контроль формирования компетенций в процессе модульного обучения по новым образовательным стандартам в педагогическом вузе / Педагогические технологии совершенствования образования в спортивных вузах: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции-форума «Физическая культура и спорт: наука, образование, практика». - Москва: МГПУ, 2016. - С. 52-58.

3. Зверева М.В. Методические рекомендации к проведению семинаров по курсу «Основы здорового образа жизни в предшкольном образовании» с использованием кейс-технологий / Слагаемые педагогической практики: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 227-233.

4. Зверева М.В. Кафидов И.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилю подготовки «Адаптивная физическая культура», с использованием модульного обучения блока медико-биологических дисциплин // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 1 (53). - С. 5-11.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 526н «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту».

Войти или Создать
* Забыли пароль?