Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие института государственной службы связывают, прежде всего, с совершенствованием ее кадровой политики, борьбой с коррупцией, внедрением этических норм, технологий управления карьерой служащих. Данные проблемы являются наиболее значимыми ограничениями социально-экономического и политического развития государства и при их решении следует существенное внимание уделить социально-психологическому благополучию и климату самих служащих государственных органов власти с целью минимизации негативных явлений психологического сопровождения их профессиональной деятельности. С целью определения специфики формирования социально-психологического климата в органах государственной власти, работники которых должны быть ориентированы на решение значимых задач государственного строительства, авторским коллективом было проведено исследование в Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ. Путем применения теста «Пульсар», теста «Интегральная удовлетворенность трудом», разработанного А.В. Батаршевым, метода наблюдения и личной беседы авторами была частично опровергнута гипотеза о том, что жесткая формализация деятельности государственных служащих, в том числе регламентированность действий, давление начальства, рутинность, акцент на дисциплинированность и высокий уровень персональной ответственности, является доминирующим фактором нарушения социально-психологического климата в государственных органах власти. В ходе исследования было выявлено, что социально-психологический климат в коллективе государственного органа власти можно охарактеризовать как благоприятный и неустойчивый. Коллектив служащих — достаточно зрелая группа, способна выполнять производственные задания, несмотря на достаточно распространенное явление: «текучесть кадров». Авторы по результатам проведенных тестов характеризуют современного государственного служащего как эффективного, целеустремленного, энергичного, постоянно повышающего свой уровень знаний, заинтересованного в эффективной работе, что идет в разрез с устаявшемся в обществе имидже государственного служащего.

Ключевые слова:
социально-психологический климат, государственная служба, удовлетворенность трудом.
Текст

ВВЕДЕНИЕ
Система федеральных органов исполнительной власти призвана осуществлять государственное управление в соответствующих сферах жизни общества, что делает актуальными вопросы служебного поведения и формирования
социально-психологического климата в коллективах служащих государственного аппарата. «Эрозия этики государственной службы, проблемы в области планирования кадровой преемственности, отсутствие компетентного руководства» рассматриваются как наиболее значимые ограничения социально- экономического и политического развития страны [18]. Снижение коррупции, развитие плюралистичности государственного управления, ориентация на потребности граждан является наиболее значимым вектором модернизации государственной службы в современных условиях [20]. При этом акцент исследователей на социальное и психологическое самочувствие служащих государственных органов исполнительной власти объясняется рядом причин, среди которых можно выделить необходимость минимизации негативных явлений психологического сопровождения их профессиональной деятельности, в связи с общественной значимостью и публичным характером осуществляемых действий [2]. Во взаимодействии общества и административного аппарата на протяжении нескольких десятилетий сложился следующий парадокс: большинство членов общества при опросах отмечают в целом удовлетворенность оказываемыми государственными услугами, но в тоже время негативно характеризуют самих государственных служащих [16; 19; 23]. Оценка обществом служебной деятельности сотрудников аппарата государственного управления и формирование в общественном мнении социально-психологического образа служебного поведения чиновничества как автономной от населения социально-профессиональной группы, имеет негативное влияние на формирование имиджа госслужащих [14]. К социально-психологическому портрету современного госслужащего следует добавить такой штрих, как «бюрократический» характер служебного поведения. По мнению современных исследователей, данная характеристика представляется нормой для большей части современного чиновничьего аппарата [18]. Важным моментом, определяющим специфику формирования и развития социально-психологического климата в государственных органах исполнительной власти, является возможность использования в личных интересах работников административного ресурса, которое дает замещение государственной должности в государственном аппарате, порождая тем самым своекорыстие и взяточничество. По мнению В.В. Моисеева и В.Н. Прокуратова, сами по себе административные возможности не являются негативным явлением, однако отрицательным представляется тот факт, что укоренившееся в сознании чиновников убеждение, что в современных условиях российской действительности возможность безнаказанно использовать административный ресурс в личных целях является нормой [4]. Это оказывает самое деструктивное и угнетающее воздействие на функционирование государственного аппарата и формирование социально-психологического климата в коллективе. Данное положение дает основание для вывода, что потенциал социально-психологического климата современного российского чиновничества направлен не на служение народу, а получение привилегий и удовлетворение личных нужд за счет интересов общества.

Список литературы

1. Батаршев А.В. Интегральная удовлетворенность трудом. В кн.: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов (ред.). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

2. Биликтуева Е.Б. Современное состояние кадров государственной гражданской службы // Социология в ситуации социальных неопределенностей: Тезисы докладов І Конгресса Социологической ассоциации Украины. - Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2009.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 692 с.

4. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. - Орел: АПЛИТ, 2012. - 428 с.

5. Петровский А.В., Ярощевский М.Г. Теоретическая психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 496 с.

6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

7. Amy S. (2002) Wharton and Mary Blair-Loy. The “Overtime Culture” in a Global Corporation: A Cross-national Study of Finance Professionals’ Interest in Working Part-time. Work and Occupations; vol. 29, 1: pp. 32-63.

8. Baltes B.B., Zhdanova L.S., Parker C.P. 2009. Psychological climate: A comparison of organizational and individual level referents. Human Relations, vol. 62 (5), 669-700. DOI:https://doi.org/10.1177/0018726709103454.

9. Barck-Holst P., Nilsonne Å., Åkerstedt T. and Hellgren C. (2015) Reduced working hours and stress in the Swedish social services: A longitudinal study. International Social Work.

10. Berkovich Izhak. The corrupted industry and the “wagon-wheel effect”: A cross-country exploration of the effect of government corruption on public service effectiveness. Administration and Society, 2015. vol. 48 (5), 559-579.

11. Boyne G. & Gould-Williams J. 2003. Planning and performance in public organizations: An empirical analysis. Public Management Review, vol. 5 (1), 115-132. URL: http://dx.doi.org/10.1080/146166702200002889

12. Brehm J.W. A theory of psychological reactance. New York: Academic Press. 1966.

13. Fragkou P. Training Civil Servants to ERMIS IT system for the purposes of Directive 2006/123/EC/[ Text] / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. P. 430 - 437.

14. Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V. (2017) Bureaucrat image in Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics Volume VIII. Issue 3 (25), Summer 2017 Journal’s. URL: https://doi.org/10.14505/jarle

15. Kyriacou C. (2001) Teacher Stress: Directions for future research. Educational Review. Volume 53, Pages 27-35.

16. Matei A., Matei L. (2014) Instructional design for administrative sciences. A case study for civil servants training [ Text] / Procedia - Social and Behavioral Sciences, P. 1930-1933.

17. Mathies C., Ngo L.V. 2013. New insights into the climate-attitudes-outcome framework: Empirical evidence from the Australian service sector. Australian Journal of Management, vol. 39, 473-491. URL: http://dx.doi.org/10.1002/mar.20829

18. Magbadelo J.O. Reforming Nigeria’s Federal Civil Service: Problems and Prospects. [Text] // India Quarterly. 2016. V. 72, Issue 1, pp. 75-92.

19. Pratama A.P., Ghazali A., Putranto N.A.R., Iswari K.R., Wisesa A., Febriansyah H. Civil Servants’ Competence in Indonesia: Suggestions for Future Research in the Context of Business [Text] / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. P. 371-377.

20. Pyper R., Burnham J. The British Civil Service: Perspectives on ‘Decline’ and ‘Modernisation’. [Text] // The British Journal of Politics and International Relations. 2010, Vol. 13, Issue 2, pp. 189-205.

21. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life / C.D. Ryff // Current Direction in Psychological Science. 1995. - № 4. - P. 99-104.

22. Rogach O.V., Frolova E.V., Kirillov A.V., Bondaletov V.V. & Vinichenko M.V. Development of Favourable Learning Environment and Labor Protection in the Context of Harmonization of Social Interaction of Educational System Objects. IEJME - MATHEMATICS EDUCATION. 2016. Vol. 11, No. 7, 2547-2558.

23. Walle S. de van, Roosbroek S. van, Bouckaert G. Trust in the public sector: is there any evidence for a long-term decline? // International Review of Administrative Sciences. - 2008. - Vol. 74. - № 1. - Р. 47-64.

24. White Т.Н. The making of the president. New York: Bantam Books. 1972.

Войти или Создать
* Забыли пароль?