АО «НЕОЛАНТ» (направление "Умный город", руководитель)
Россия
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Рассмотрены перспективы развития телемедицины как в рамках развития «Умных арктических городов», а также возможность формирования на базе телемедицинских систем цифровой системы здравоохранения Арктики.
телемедицина, цифровое здравоохранение, умный арктический город, Арктика.
В современном мире «Умные города» начинают свое бурное и активное развитие в мире, так по расчётам экспертов консалтинговой компании McKinsey, к 2020 году в мире будет около 600 «Умных городов», а еще через пять лет эти города будут генерировать почти две трети мирового ВВП [1].
В основном развитие «Умных городов» сегодня направлено на развитие, оптимизацию и повышение эффективности в таких областях, как: городская инфраструктура и среда, ЖКХ, транспорт, экология. Большинство проектов, инициатив и мероприятий широко используют и применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для того, чтобы максимально повысить эффективность городского управления и способствовать устойчивому социально-экономическому развитию в динамично изменяющихся условиях.
Здравоохранение также подвергается широкой трансформации с внедрением инновационных и ИКТ-технологий. ИКТ-технологии делают его более эффективным, более доступным, а главное позволяют перейти на модель проактивного (профилактического) обслуживания. С развитием «Умных городов» здравоохранение в привычном виде начинает уходить в прошлое. На смену обычной системе здравоохранения приходит «Цифровое здравоохранение». Только в США в 2016 г. было инвестировано чуть более чем 2 млрд долл. в 151 компанию, которые занимаются «Цифровым здравоохранением» [2].
Цифровое здравоохранение – это система здравоохранения, построенная на ИКТ-технологиях и соответствующей аппаратно-технической инфраструктуре, которые обеспечивают максимальную производительность, эффективность и доступность в процессах медицинского обслуживания и лечения пациентов, за счет применения аппаратно-технических и программных средств, а также обработки больших данных и предоставления их в цифровом виде на любых доступных устройствах.
Одним из самых востребованных и перспективных элементов цифрового здравоохранения является телемедицина. Особенно такие форматы очень важны на протяженных территориях и в регионах со сложными климатическими и природными условиями.
Одним из пилотных регионов, где телемедицина должна стать приоритетным направлением развития – это Арктическая зона РФ (далее – АЗРФ). Развитие Арктики является одной из приоритетных и стратегических задач развития России. Арктика сегодня это не только огромный потенциал неосвоенных территорий, – это стратегическая ресурсная база, которая, по сути, является гарантом высоких темпов экономико-промышленного развития и лидерства Российской Федерации на международной арене.
Правительство РФ понимает всю важность освоения данной территории и высоко оценивает перспективы, которые может дать эффективное социально-экономическое развитие АЗРФ.
Основными драйверами развития Арктики России сегодня являются государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» до 2025 г. [3], а также реализация поручений Президента Федеральному собранию от 01.03.2018 и исполнения Указа N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], подписанного Президентом 7.05.2018 г. В рамках данных инициатив на территории Арктики планируются следующие мероприятия:
- Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития АЗРФ.
- Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике.
- Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов АЗРФ.
- Устойчивый естественный рост численности населения России.
- Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (а к 2030 г. – до 80).
- Увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа.
- Ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
- Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности (уровень инфляции не должен превышать 4 процентов).
- Создание в базовых отраслях российской экономики высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, опирающегося на современные технологии и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Реализовать такие обширные задачи возможно только комплексно, реализуя ключевые проекты и мероприятия в определённых точках или зонах. В Арктике такими точками могут быть города, которые должны стать «Умными арктическими городами», учитывая амбициозные цели и планы развития данного региона.
Развитие телемедицины в условиях АЗРФ имеет свои особенности. Громадные расстояния, слабое развитие транспортной инфраструктуры, суровый климат – всё это не позволяет содержать полностью оснащенные медицинские центры в каждом населенном пункте. В итоге, военные, несущие службу на военных базах, нефтяники и газовики, работающие вахтовым методом, оленеводы, кочующие с оленьими стадами в тундре и не привязанные к определенному месту жительства, другие категории жителей АЗРФ оказываются отрезанными от квалифицированной и своевременной медицинской помощи.
В таком контексте телемедицина может стать одним из основных способов оказания качественных медицинских услуг, предупреждения серьезных заболеваний, а также сохранить жизнь и здоровье жителям Арктики. А с учетом новых трендов развития Арктики она становится важнейшим компонентов развития здравоохранения в АЗРФ.
Важно также учитывать, что внедрение концепции «Умный арктический город», которая является адаптивной, то есть может масштабироваться на населённый пункт любого размера, позволит сделать телемедицину базовым стандартом оказания первой медицинской и профилактической помощи в АЗРФ.
Стратегия развития телемедицины по такому сценарию – это развитие ее через реализацию проектов по созданию «Умных арктических городов», которые в дальнейшем позволят сформировать единую систему «цифрового здравоохранения» в Арктике, где телемедицина будет одним из важных компонентов по оказанию помощи для труднодоступных районов, вахтовых поселков и военных гарнизонов. В такой схеме большие административные центры могли бы выступать поставщиками базовой инфраструктуры и выступать дата-центрами по хранению медицинских данных. Моногорода, которые в будущем будут трансформировать и дифференцировать свою социально-экономическую деятельность и профиль развития, могли бы выступать как узлы по обеспечению связи и коммуникаций для масштабирования сервисов телемедицины и максимально широкого охвата удаленных районов. А маленькие поселения и вахтовые поселки с помощью каналов спутниковой связи и спутникового интернета будут оказывать услуги медицинского обслуживания посредством цифровых и спутниковых сервисов телемедицины (рис. 2.).
Такая модель в будущем позволит практически полностью перейти на профилактическое медицинское обслуживание населения АЗРФ. Оказание медицинской помощи (физической) непосредственно врачом будет происходить только в крайних и тяжелых случаях.
Данные модели очень отлично подойдут рабочим в вахтовых поселках и военных гарнизонах, где с помощью «умных» устройств и приложений можно дистанционно осуществлять мониторинг и профилактику пациентов, при этом будут формировать индивидуальные медицинские данные, которые будут храниться в цифровых медицинских картах, что в дальнейшем может позволить вообще перейти на предиктивное медицинское обслуживание. Скорее всего, именно такие населенные пункты должны стать пилотными для реализации проектов в области «Умной телемедицины».
В такой парадигме «Умные арктические города» будут выступать основными центрами сбора, обработки и хранения медицинских данных, где основным инструментом сбора данных будет являться как раз телемедицина.
Но прежде чем начать активное внедрение телемедицины в АЗРФ необходимо проанализировать основные аспекты ее функционирования [5, 6, 7]:
1. Актуальность. Телемедицина или фельдшерско-акушерские пункты. Дистанционное лечение или привлечение специалистов для работы в труднодоступных арктических территориях. Нужно ли развивать новую медицинскую инфраструктуру, включая телемедицину или достаточно улучшить существующую. Что лучше, выгоднее и эффективнее.
2. Реальность. Какие технологии уже используются сегодня на изолированных территориях. Какие вопросы ставят медики разработчикам мед. оборудования и что разработчики хотят от медиков. Какие задачи для телемедицины на изолированных территориях видит Минздрав России. Правовые и финансовые аспекты, вопросы защиты персональных данных. Как преодолеть скептицизм в отношении применения новых технологий среди жителей региона.
3. Перспективы. Какие технологии могут применяться дистанционно для оказания медицинской помощи в АЗРФ. Какие заболевания могут диагностироваться. Как услуги телемедицины могут быть интегрированы в мобильные приложения. Какие потенциальные риски несёт развитие телемедицины. Перспективы развития направления.
Учитывая данные факты, можно с уверенностью сказать, что реализация проекта по развертыванию телемедицины на просторах АЗРФ должна носить централизованный и системный характер. В связи с этим проекты, инициативы и мероприятия по данному направлению должны быть взяты под государственный контроль и надзор.
По мнению авторов, что развитие телемедицины в АЗРФ должно быть увязано с развитием «Умных арктических городов», что должно подразумевать комплексное развитие населенных пунктов в Артике и формирование соответствующей государственной программы, которая должна быть аналогичной программе развития Дальнего Востока. Дополнительно, чтобы такие вопросы как внедрение телемедицины и распространение ее на весь Арктический регион решались максимально быстро, оперативно и эффективно, требуется создание специального государственного органа исполнительной власти – Министерства по развитию Арктики. Такой формат позволил бы консолидировать разрозненные усилия по развитию АЗРФ как со стороны субъектов АЗРФ, так и заинтересованных лиц из частного сектора.
Дополнительно авторы хотели бы подчеркнуть, что при реализации таких проектов, как телемедицина и подобных должны активно применяться инструменты и механизмы ГЧП [7] для привлечения дополнительных инвестиций, инновационных технологий и независимой экспертной оценки, что будет способствовать не только быстрой реализации проектов, но и устойчивому развитию Арктического региона РФ в целом.
1. Urban world: Mapping the economic power of cities. [Электронный ресурс] // McKinsey Company. - March 2011. - URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/urbanization/urban-world-mapping-the-economic-power-of-cities
2. Цифровое здравоохранение - где в нем бизнес, а где мыльный пузырь? [Электронный ресурс] // Forbes. - 24.02.2017 г. - URL:http://www.forbes.ru/tehnologii/339101-cifrovoe-zdravoohranenie-gde-v-nem-biznes-gde-mylnyy-puzyr
3. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Правительство РФ. - 07.09.2017 г. - URL: http://government.ru/programs/236/events/
4. Об обеспечении реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] // Правительство РФ. - 23.05.2018 г. - URL: http://government.ru/orders/selection/404/32628/
5. Телемедицина - новый инструмент здравоохранения в Арктике // [Электронный ресурс] https://telemedicina.ru
6. Телемедицина в Арктике: миф или реальность // [Электронный оесурс]https://med.vesti.ru/articles/doctors_patients/telemeditsina-v-arktike-mif-ili-realnost/
7. Воротников А.М. Финансирование развития телемедицины в Арктике. В кн. Арктическая телемедицина, Нарьян-Мар, 2018: материалы III Международной научно-практической конференции. 22-23 ноября 2018. Нарьян-Мар: ООО «Типография ДЛЯ ВАС», 2018. - 150 с.