Россия
В настоящей публикации представлены итоги Международного научно-практического Конгресса «Дети в душевной беде. Травмапедагогика», проходившем в Московском педагогическом государственном университете. Раскрыты детские психические травмы и их последствия. Определена роль гражданского общества и науки в профилактике травмирующих воздействий на ребенка и в реабилитационной работе с детьми, пережившими серьезные стрессовые ситуации.
детская психологическая травма, травмапедагогика, психология травмы, арт-терапия, психотерапия.
Детская психическая травма – негативное событие, которое ребенок воспринимает как жизненно важное. Последствия неразрешенной травмы могут быть опустошительными для детской души ребенка. Она может повлиять на обыденное поведение и восприятие жизни, что часто приводит к возникновению разного рода зависимостей, неспособности принимать самостоятельные решения, разрыву межличностных и социальных отношений. Детская травма может стать пусковым механизмом при возникновении реальной физической боли и болезненных симптомов, а также может подтолкнуть ребенка к целому ряду поступков, ведущих к саморазрушению его личности, и имеющих часто трагические последствия.
Возникающие противоречия и конфликты на самых разных уровнях общественной жизни: военные действия и терроризм, природные катаклизмы, экономическая неустойчивость, неправомерно жестокое обращение взрослых с детьми, различного рода физическое или психологическое насилие в группе сверстников оказывают травмирующее действие на незащищенное и открытое детское восприятие окружающего. С душевной травмой дети и подростки часто остаются наедине.
Но травма не должна стать приговором.
Например, усилиями гражданского общества Германии в XXI в. успешно развивается и получает широкое распространение травмапедагогика. Травмапедагогика – низкопороговый метод работы с детьми и подростками, который открывает им новые шансы на самоопределяемую жизнь посредством интегрированной в их жизнь травмапедагогической поддержки. К действенным методам относятся терапия разными видами искусств, педагогика переживаний.
Детским психическим травмам, их последствиям, роли гражданского общества и науки в профилактике и реабилитации был посвящен Международный научно-практический конгресс «Дети в душевной беде. Травмапедагогика», проходивший с 15 по 17 ноября в Москве. Организаторами Конгресса выступил Германо-Российский Социальный Форум «Петербургского диалога» в партнерстве с общественной организацией «Громадсько коалиция допомоги» (Украина), «Центра свободной педагогики» и общественной организации «Цисарткела» (Грузия). Главным партнером Конгресса, на площадке которого проходили все мероприятия, стал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), собравший несколько сотен участников из Германии, Украины, Грузии, Республики Молдова, Армении, Кыргызстана, более 30 регионов нашей страны от Москвы до Владивостока.
Цели и задачи Конгресса были обращены к:
- передаче актуальных специальных знаний о различных последствиях душевных травм детей и молодежи, в частности, о долгосрочных последствиях, например, переход из жертвы в преступника (связь «жертва-преступник»);
- обмену практическим опытом из разных рабочих контекстов травмапедагогики, инициированию многостороннего сотрудничества между специалистами на консультационных платформах;
- созданию пула профессиональных знаний и компетенций по травмапедагогике для применения специалистами и мультипликаторами, работающими в области социальной работы, образования, арт-терапии, медицины, психологии;
- созданию постоянной многосторонней специализированной конференции экспертов по детским травмам и их лечению педагогическими методами и методами арт-терапии.
Работа Конгресса выстроилась по трем направлениям: психотерапевтическое, нейробиологическое и гуманистическое – именно в таких аспектах рассматривался обсуждаемый феномен.
Торжественное открытие Конгресса прошло 15 ноября в исторической аудитории № 9 Главного корпуса МПГУ. Организаторы и руководители Социального форума Анне Хофинга и канд. пед. наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства МПГУ Тамара Николаевна Исаева, открывая мероприятие, обозначили важность профессионального общения в области педагогики травмы, получившей развитие и широкое распространение в XXI в. в Германии и мало известного направления в России.
С приветственным словом к собравшимся обратился ректор, д-р ист. наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков. Он отметил очень давние культурные связи России и Германии. Тема детства, целостности личности красной нитью проходит через творчество мыслителей обеих стран, и поэтому особенно важно, обращаясь к их наследию, создавать новые направления совместной работы для помощи пережившим серьезные стрессовые ситуации.
С открытием работы участников Конгресса поздравил Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в России господин Рюдигер фон Фрич Зеенхаузен. Обратившись к истории ХХ в., он назвал его веком катастроф, последствия которых довлеют над целыми народами и поколениями. И именно поэтому так важна консолидация научного сообщества, чья работа позволит не только изучить глубину этих последствий, но и помочь в деле предотвращения глобальных конфликтов. От имени украинских коллег выступила Тамара Николаевна Блекот (общественная организация «Громадьська коалиция допомоги», г. Киев). Она поблагодарила за приглашение и отметила, что социальная тематика – поле для продуктивного диалога специалистов разных областей для облегчения жизни страдающих детей. Представитель грузинской делегации Марина Николаевна Шостак (Центр свободной педагогики, г. Тбилиси) в своем выступлении сказала о том, что проблема психологической травмы в современном мире приобретает все больший размах и уже становится проблемой социальной, поэтому поиск методов нивелирования ее последствий должен стать направлением совместной работы.
Высокий интерес к работе Конгресса констатировал заместитель начальника воспитательной и социальной работы с осужденными ФСИН России Юрий Петрович Сибиль; он пожелал собравшимся успехов в разработке методик, способных помочь возвращению осужденных к социально адекватной жизни. Также были зачитаны приветственные слова Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ Татьяны Николаевны Москальковой, Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, патрона Социального Форума Михаила Александровича Федотова.
Первый доклад как введение в педагогику травмы был сделан профессором Аннеттой Штрек-Фишер (Высшая школа психоаналитики, г. Берлин). В докладе была раскрыта специфика работы с травмированными детьми. Уделив большое внимание нейробиологическому аспекту: включению цепи эндокринных, нейрохимических и психофизиологических процессов, которые в конечном итоге влияют на когнитивные способности человека, Аннетта Штрек-Фишер представила обширную картину сложной, комплексной проблемы, которую решают совместно психологи и педагоги в русле разных теоретических подходов.
Актуальную ситуацию помощи травмированным детям в России, Грузии, Украины в своих выступлениях осветили Елена Леонидовна Альшанская (Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член ОПРФ), Мария Сергеевна Свир (координатор проекта Травли.net БФ «Галчонок»), Тамара Николаевна Блекот (общественная организация «Громадьська коалиция допомоги», г. Киев), Марина Николаевна Шостак (Центр свободной педагогики, г. Тбилиси), Лариса Григорьевна Пыжьянова (канд. психол. наук, экс-заместитель директора Центра экстренной помощи МЧС России, психолог детского хосписа «Дом с Маяком», г. Москва).
В заключительном докладе первого дня конгресса Алексея Сергеевича Обухова (канд. психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва), было представлено обобщение опыта работы группы психологов МПГУ с детьми Беслана. Докладчик раскрыл ряд психологических тонкостей и важных нюансов в поддержке травмированных детей и взрослых, используя фотографии с места трагедии и рисунки ее свидетелей.
Последующие два дня Конгресса проходили на базе дефектологического факультета Института детства МПГУ. Пленарные доклады ведущих экспертов и специалистов Германии в области травмапедагогики раскрыли само понятие и методы работы с последствиями детской травмы. Все докладчики отмечали, что формирование идентичности является ключевой позицией травмапедагогики.
Лукас Малле (объединение «Друзья искусства воспитания» Р. Штайнера) в своем пленарном докладе познакомил участников с неотложной педагогической помощью в чрезвычайных ситуациях. Л. Малле поделился опытом работы в команде коллег в зоне военных действий и местах природных катастроф и охарактеризовал травму как физическое напряжение, как душевную рану, как шоковое состояние испуга, как нарушение социальных отношений, как переживание, близкое к смерти. По его мнению, потеря душевных и физических границ, нарушение ритма являются сопутствующими симптомами травмированного ребенка. Выделяя три фазы травматического состояния: острую, посттравматическую реакцию, посттравматическую ситуацию и расстройство, Л. Малле показывает возможности педагогической работы в каждой фазе, которая должна быть направлена на формирование социальной компетенции и положительного социального опыта.
Юлии Биалек (Институт травмапедагогики Северной Германии) в своем пленарном докладе раскрыла особенности различных концептов травмапедагогики. Она отметила, что травмапедагогика не статическая тема, она находится в постоянном развитии. Согласно Ю. Биалек, травмапедагогика – это комплекс современных методов педагогической помощи при травмах и неотложной педагогической помощи в чрезвычайных ситуациях, эффективные технологии работы с травмированными детьми и подростками. Докладчик описала состояние и поведение травмированного ребенка. Внимание является базовой потребностью травмированного ребенка. Выстраивание специальных безопасных условий в повседневности, когда внутренний душевный мир в руинах – это режим, распорядок, ритмичность, стабильность, восстановление душевного равновесия, веры ребёнка в людей, выстраивание добросердечных отношений, образование некого островка безопасности для ребёнка в социуме.
Ева Расс (Институт травмапедагогики Северной Германии) уделила внимание перинатальным и ранним детским травмам привязанности, которые часто провоцируют психосоматику. Она отметила, что травма – это всегда беспомощность, потеря контроля, оцепенение, изоляция, нарушение коммуникаций, дальнейшей привязанности, формирование чувства вины у ребёнка и аутоагрессия. Травма останавливает ребёнка в развитии. Очень важно понимать, что ребёнок не может самостоятельно обнаружить, залечить свою травму и излечиться. Он только может стать агрессивным, нетерпимым, невыносимым или наоборот стать тихим, робким, незаметным, чтобы его не трогали, или вести себя несоответственно своему возрасту. Только взрослый (родитель или замещающий его взрослый, психолог, психотерапевт, травмопедагог) может помочь залечить душевную травму ребёнка, успокоить, вернуть в отношения и вернуть доверие к себе, людям и миру.
Человеческий мозг является социальной конструкцией, и на его формирование влияет опыт конкретных межчеловеческих отношений и привязанностей. Поэтому при работе с травмированными детьми чрезвычайно важно окружать ребенка в посттравматический период факторами, которые оказывают на него регулирующее влияние. Причем влияние этих факторов наиболее действенно в стрессовых обстоятельствах, когда аффекты наиболее выражены. Это значит, что взрослые, окружающие ребенка, должны обладать определенными компетенциями, чтобы обеспечить необходимое регулирование. То есть, повседневная жизнь, дающая ребенку чувство защищенности, становится «терапевтической средой», в которой проходит процесс взросления. Это предъявляет высокие требования к членам семьи ребенка и терапевтам-профессионалам, поскольку они сначала должны справиться с собственным аффектом, чтобы затем оказать на ребенка регулирующее влияние, не лишая его при этом чувства защищенности. То есть, еще до принятия необходимых педагогических мер ребенку надо предоставить регуляторную помощь, поскольку нейронная система, перерабатывающая аффект (правое полушарие мозга), лишь тогда перекидывает мостик в левое полушарие, когда в действие вступают разум и язык.
Доклад Мартина Штраубе (Международный институт для неотложной педагогической помощи и травмапедагогики, г. Карлсруе) содержал всесторонний анализ нарушений в развитии ребенка из-за психической травмы. Он отметил, что развитие ребенка зависит от стабильных связей с окружающими его людьми. Как и другие докладчики М. Штраубе в своем выступлении подчеркнул значение привязанности в развитии идентичности взрослеющего ребенка. Нарушение привязанности лишает ребенка опоры в установлении отношений с миром, делают его уязвимым в негативных влияниях среды. Он переживает опасность и не понимает происходящего вокруг. Докладчик выделяет четыре варианта сценария для установления взаимодействия с ребенком в ситуации травмы: помощь, поддержку, конфронтацию, развитие (стимуляцию). Большое значение М. Штраубе отводит искусству, как эффективному средству исцеления травматического и посттравматического состояния.
Отличительной особенностью Конгресса стала организация и проведение большого количества мастер-классов и 15-минутных практических упражнений со всеми участниками перед пленарными докладами. На площадке Конгресса работали 38 мастер-классов, проводимых немецкими и российскими специалистами, где участники смогли познакомиться с разнообразием практических методов работы с детской травмой и, прежде всего, средствами художественной деятельности и искусства: музыкой, лепкой, живописью, рисованием, театром, рассказыванием историй, сказок.
Себастьян фон Чамер и Остен (Специализированная наркологическая клиника «Семьгномов», г. Залем на Боденском озере) провел мастер-класс «Упражнения на укрепление доверия и акробатика для подростков».
Потеря восприятия тела, беспомощность и чувство одиночества являются признаками травмы. Ангедония и травматизация лишают пациента способности доверять окружающему миру, людям и самому себе. Были показаны варианты стабилизации, регулировки и укрепления организма. Речь шла о способности вновь почувствовать и осознанно ощутить свое тело. По мнению автора, с помощью искусной игры и движения можно вновь обрести радость, научиться удивляться своим и чужим способностям. С помощью простых упражнений на доверие, таких как, например, балансировка с предметами или шестами, жонглирование мячами и акробатика (пирамид), тело может пережить новые ощущения, испытав больше, чем только повседневные стереотипные движения. Это дает возможность почувствовать себя, свой баланс, равновесие в себе и окружающих. Для успешных занятий акробатикой и для баланса необходима уверенность, они же придают чувство защищенности. С помощью акробатики мы постараемся осознанно отнестись к себе и преодолеть страхи.
Моника Герцель Штраубе (Международный институт для неотложной педагогической помощи и травмапедагогики, г. Карлсруе) провела мастер-класс «Педагогика переживания в работе с травмированными детьми». На мастер-классе были представлены совместные педагогические упражнения и игры, хорошо зарекомендовавшие себя в разных регионах мира в экстренной педагогической помощи с людьми, переживающими травму. Игры, ритмы, ритуалы, движение и возникающее с их помощью чувство общности помогают снять зажимы, характерные при травмах.
Шарлотте Кюблер-Шёнинг (Международный институт для неотложной педагогической помощи и травмапедагогики, г. Карлсруе) провела мастер-класс «Травмапедагогика и травматерапия на основе конференции о ребенке» Биографический диалог развития.
В ходе занятия участники Конгресса имели возможность познакомиться с упражнениями и методами «детской конференции», которые позволяют педагогу или терапевту более эффективно помогать травмированному ребенку преодолевать последствия душевной травмы. Эта методика, для которой характерно глубокое уважение к индивидуальности ребенка, требует особой атмосферы доброжелательности и разнообразия подходов.
Участники познакомились на практике с четырьмя приемами диалога:
• активное слушание;
• уважительное отношение к ребенку как принципиальная позиция;
• «пока еще не знаю» как принципиальная позиция;
• осознанное ведение беседы.
Биография каждого человека – это история развития личности, история жизненных трудностей, суть и смысл которых необходимо выявить в ходе работы с травмированным ребенком. Если суметь понять его индивидуальную историю, то ребенок с душевной травмой почувствует себя защищенным, воспоминания о травме станут менее острыми и можно будет спланировать следующие педагогические и терапевтические меры.
Таким образом, «травмапедагогику можно согласовать с биографией ребенка, чтобы осознанно и целенаправленно способствовать его выздоровлению, опираясь при этом на сопереживание, наблюдения и размышления», – сообщила Ш. Кюблер-Шёнинг.
Лукас Малл (Объединение «Друзья искусства воспитания Р. Штейнера», г. Карлсруе) провел мастер-класс «Неотложная педагогическая помощь в ЧС». На мастер-классе обсуждались основы психотравматологии и вальдорфской педагогики, чтобы с их помощью на практических упражнениях познакомиться с потенциалом педагогики в экстренных ситуациях, который можно использовать в сегодняшние кризисные времена. Речь при этом шла не только о техногенных катастрофах, войнах или миграционных кризисах, но и о повседневных вызовах, с которыми мы сталкиваемся в школах, лечебно-педагогических и социальных учреждениях, а также в кризисных социальных ситуациях и в бедных кварталах. Особое внимание было уделено практическим упражнениям, движению, педагогике переживаний, упражнениям на доверие и играм; методике снятия травматического ступора; использованию в групповой работе методов терапии расстройств поведения с учетом специфики травмы. Участники приглашались к обмену идеями, играми и методиками, ведь часто наша культурная среда хранит в себе множество ценных образов, которые можно использовать в работе.
Ульрике фон Чамер и Остен (Свободная школа помощи при воспитании г. Вейлхейм) провела мастер-класс «Не интенсивные эмоции, а физическое ощущение ключ к излечению травмы». Эвритмия. Одним из важнейших последствий травм является разделение тела и души. Полностью исцелить травму можно, только если в терапии будет участвовать и тело, играющее важную роль при возникновении травмы. Человек, переживающий травму, ощущает собственное тело как нечто отдельное от себя и бесчувственное. Нормальные реакции ориентации отключены. Появляется хроническая беспомощность, сверхбдительность и неспособность принять новые способы поведения. Эвритмия – это комплексное искусство движения, объединяющее тело, душу и дух человека. Отсутствие мобильности, негибкие и нескоординированные движения преображаются с помощью упражнений в плавное движение. Упражнения для помещения и улицы дают некую ориентацию и воодушевляют. Погружение в четкие ритмы позволяет душе дышать, вселяет чувство безопасности и гармонии. С помощью эвритмии пациент, переживший травму, все более уверенно учится самореализации. С уверенностью в своих силах он развивает творческие возможности новых переживаний и новой организации движения. В групповой терапии пациент ощущает себя важным активным участником, от действий которого зависит успех группы. На занятии было знакомство с практическими упражнениями эвритмии для применения в терапии пациентов, переживающих травму.
Торстен Гилберт (Институт травмапедагогики, г. Берлин) провел мастер-класс «Травмапедагогическая диагностика». «В повседневной педагогической работе с молодыми людьми, переживающими тяжелую травму, диагностика имеет важнейшее значение. На занятии был представлен подход к диагностике с точки зрения именно педагогики. Такая форма диагностики должна не только быть первичной перед принятием каких-либо мер помощи, но и представлять собой процесс, сопровождающий весь путь поддержки детей и подростков. Речь идет не о нахождении истины, а о поиске взаимосвязей».
Томас Краус (специалист по вальдорфской и социальной педагогике, руководитель направления «Лечебная педагогика и социальная терапия» общества «Друзья искусства воспитания» г. Берлин). Большинство людей с инвалидностью имеют конкретный травматизирующий опыт: будь-то врожденная инвалидность, либо приобретенная вследствие болезни или травмы. Чаще всего они не отдают себе в этом отчет, но их опыт проявляется в особом поведении. Оно отражается, прежде всего, на членах семей, особенно на матерях, поэтому уместно говорить о том, что травму переживает вся семья. В нашей рабочей группе обсуждался этот феномен, а также были обозначены возможные способы работы с травмой в данном контексте.
Элизабет Витт («стАРТ». Международная экстренная помощь детям) провела мастер-класс на тему; «Когда куклы говорят. Искусство рассказа и театра». Задачей данного мастер-класса было получить ответ на вопрос: как создать для детей безопасное пространство, которое поможет им понять «непостижимые» и «ужасающие» события жизни? Решение данного вопроса кроется в процессе слушания и рассказывания историй, т.к. один из принципов функционирования истории заключается в объединении различных процессов обоих полушарий мозга, готовящих почву, на которой ребенок опять может почувствовать себя в уверенности и безопасности. Истории помогают изучить и упорядочить собственную внутреннюю жизнь и жизнь других людей. В зависимости от интереса участников к обсуждению поставленных вопросов, были предложены темы: «О смыслообразующей и идентифицирующей силе повествования»; «Подходящее содержание историй»; «Преимущества и недостатки известных и собственных авторских историй»; «Структура истории и искусство повествования»; «Разные формы презентации детской книги, книга с картинками и движущимися элементами, камишибай, разные виды театра фигур и кукол». Также в рамках групповой работы предлагались небольшие игровые и сценические импровизации.
Юлия Биалек (Институт травмапедагогики Северной Германии, г. Бремен)
провела мастер-класс «Введение в травмапедагогику. Ориентированные на каждодневную жизнь травмачувствительные возможности действия в психосоциальных сферах деятельности». Поведение, обусловленное травмой, в повседневной психосоциальной работе может легко быть понято и интерпретировано ошибочно. Нередко это приводит к процессам, связанным с большим количеством вызовов, как для адресата психосоциальной работы, так и для профессионалов, работающих в данной сфере. Однако если суметь с учетом специфики травмы понять формы выражения душевных ран и найти на них ответ, педагогическая деятельность может внести важный вклад в психосоциальное сопровождение детей и подростков, переживших травму. На данном мастер-классе были рассмотрены возможности повседневной терапии с учетом специфики травм. При этом особую важность имеет следующее:
• понимание динамики процессов, обусловленных травмой;
• создание безопасных пространств;
• поддержка индивидуального регулирования стресса;
• обращение с кризисами, вызванными травмой;
• обеспечение или восстановление профессиональной работоспособности.
Биргит Виммер (Институт травмапедагогики, г. Берлин) провела мастер-класс «Последствия травматизации в раннем детстве». В методическом плане занятие прошло в форме лекции (с раздаточными материалами) с дискуссией и ответами на вопросы.
Последствия полученной в раннем детстве травмы, например, вследствие жестокого обращения, насилия или недостатка внимания, становятся особенно масштабными и разрушительными. Это связано, с одной стороны, с тем, что дети, еще на доречевом этапе развития, не в состоянии выразить какие-либо травмы. То есть, у них нет ни языка, ни каких-либо представлений о взаимосвязях, которые помогли бы им понять пережитое страдание и сообщить о нем другим людям. Эти страдания сохраняются (в теле) в диффузном виде и впоследствии могут быть вновь осознанны и подвержены терапии только с помощью внимательного наблюдения и большого терпения.
С другой стороны, дети чаще становятся жертвами травм со стороны людей из их ближайшего окружения. Они становятся жертвами собственных родителей или других близких – то есть людей, от которых ребенок принципиально зависим. Он зависит от их ухода и заботы, и то, как они его воспитают, влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка.
При получении травмы в первые годы жизни ребенка, расстройства, связанные с последствием травмы, распознаются тяжело, так как:
• детская память сильно ограничена;
• экзистенциальные переживания несчастия и страха невозможно коммуницировать (они могут проявиться в инсценировке или воплощении);
• сложно идентифицировать триггеры (базальные ощущения при запахах или звуках).
Если душевные травмы ребенку причиняются еще до того, как он научился говорить, последствия бывают особенно тяжелыми, поскольку дети не могут облечь эти травмы в словесные или образные воспоминания. Так что педагогам бывает очень трудно найти подход к ребенку, чтобы осмысленно и эффективно противодействовать дисфункциональным моделям поведения.
Причинение душевных травм маленьким детям рассматривается, с одной стороны, исходя из положений теории привязанности. Этот подход позволяет, с другой стороны, почерпнуть импульсы и идеи для профессиональных педагогических мер по коррекции поведения: аккуратное и осознанное формирование отношений является предпосылкой для того, чтобы педагогически правильно помочь травмированному ребенку.
Керстин Фроберг (заведующий, Психоаналитический детский сад «Пурцельбаум» («Кувырок»), г. Мюнхен), Беттина Бартельс (психотерапевт-аналитик в области аналитично структурированных танцев, Психоаналитический детский сад «Пурцельбаум», танцетерапевт (DAP e.V.), г. Мюнхен) провели мастер-класс «Идея предупреждения в Психоаналитическом детском саду Колобок» Танцевальная терапия в детском саду.
Краткое содержание мастер-класса:
• определение понятий «профилактика» и «ранняя педагогика»;
• задачи развития ребенка;
• возможные причины нарушений;
• возможности профилактики;
• работа в группах, задачи родителей, средства театра, танцевальная группа;
• танцевальный опыт для детей на основе концепции «Структурно-аналитическая танцетерапия» Немецкой академии психоанализа (DAP e.V.);
• значение группы (например, функция группы как защищенного пространства для поиска идентичности);
• структура и распорядок;
• задачи руководителя;
• значение музыки в детском танце;
• воздействие на ребенка при работе в группе;
• значение методики для воспитателей и работы с родителями;
• профилактика нарушений.
Габриэле Мит (DGG – Немецкое общество по групповой динамике и групповой терапии при DAP (Немецкая Академия Психоанализа), г. Мюнхен) провела мастер-класс: «Успех возможен: травма и профессиональное обучение». Душевная травма, пережитая в детстве или подростковом возрасте, и ее последствия сильно влияют на жизненный путь человека. Тем не менее, травмированный подросток может успешно пройти профессиональную подготовку и вступить в трудовую жизнь.
В рамках семинара участники познакомились:
• с возможностями и вариантами решения проблем;
• с мерами по повышению психологической устойчивости подростков, а также с практическими примерами использования правовых норм и программ поддержки.
На примерах из жизни детей и подростков узнали о том, как вчерашние школьники вступают во взрослую жизнь с помощью сетевой работы, в которой участвуют, опираясь на нормы социального права, родители, школа, агентство по труду, учебное предприятие, организации помощи молодежи, профтехучилища, наставники и социальные учреждения.
Так возникает многогранная сетевая структура, которая оказывает благотворное, конструктивное влияние на качество жизни подростка, способствует развитию его личности, повышает его психологическую устойчивость и способность налаживать связи в обществе».
Мартин Штретлинг (дипломированный социальный работник, системный терапевт, семейный терапевт (DGSF), консультант по специфическим травмам (PITT), член Немецкого общества систематической терапии, г. Падерборн) провел мастер-класс «Психоимагинативная терапия как доступный метод педагогической работы с детьми и подростками». Мастер-класс предназначен для педагогов и социальных работников, работающих с психотравмированными детьми и подростками. Ведущий мастер-класса разъяснил основы психоимагинативного метода. Основные элементы терапии – это анализ факторов индивидуальной уязвимости и поддержка факторов устойчивости. Системные факторы, причинившие ребенку в прошлом душевную травму, необходимо интегрировать в историю его развития. В то же время следует поддерживать и укреплять новые, позитивные системные факторы. Там, где ребенок (пока еще) не располагает реальными системами поддержки (приемная семья, учреждение опеки и т.д.), педагогу следует добиваться стабилизации психоэмоциональных состояний ребенка посредством работы с «эго-состоянием» и «внутренней сценой» (образ «идеальных родителей»).
На мастер-классе были затронуты следующие тематические вопросы:
• Что такое «эго-состояние» и «внутренняя сцена»?
• Каков фактор внешней защищенности в работе с детьми и подростками?
• В чем состоит значение отношений помощи в педагогике и социальной работе: Что педагог может спрашивать у ребенка, что может ему говорить и что не может?
• Отношение к травмирующим мыслям и рассказам. Как избегать ре-травмирования, что делать, если оно все же случилось?
• Предполагает ли психовоспитание доступное ребенку понимание им травмирующих процессов?
• Какова позиция педагога или социального работника по отношению к детям и подросткам с девиантным или асоциальным поведением?
• Как организовать тренинг по работе на «внутренней сцене»?
• В чем состоит суть техники «скрининга»: позитивная трансформация травмирующих образов?
На данные вопросы участники мастер-класса получили ответы.
Калева Ирина Васильевна (лечебный педагог, клоун-терапист, Институт лечебной педагогики и социальной терапии, г. Санкт-Петербург) провела мастер-класс «Клоун-терапия». Занимаясь клоун-терапией, мы можем развить в себе способность в чувствования в ребенка, интуицию, так, чтобы действовать целительно по отношению к травмированному ребенку.
В программу мастер-класса вошли:
1. Актерский тренинг по методу Михаила Чехова. Работа с четырьмя качествами взаимодействия. Психотехника. Развитие воображения и фантазии. Искусство импровизации.
2. Основные элементы клоунады – 4 чувства: удивление, злость, печаль, смех. «Клоунская» походка. Гротеск. Жест. Движение во внутреннем и внешнем пространстве. Движение как источник вдохновения для глубокого понимания сущности искусства, временных процессов, душевного и ментального движения.
3. Четыре стихии и темпераменты.
4. Социальные упражнения, игры, импровизации.
На этом мастер-классе участники сами создавали особое чувствующее, слушающее творящее пространство. И в этом пространстве каждый участник получал возможность озвучить, открыть, выразить свои неповторимые образы. Участникам представилась возможность пережить пробуждение подвижности, гибкости, проницаемости, пластичности, восприимчивости. Каждый участник мастер-класса научился осознавать преобразование различных сторон своей личности так, чтобы действовать целительно в отношении детей, переживших травму.
Шостак Марина Николаевна (д-р пед. наук, директор Центра свободной педагогики, руководитель и преподаватель курсов переподготовки по лечебной педагогике, г. Тбилиси, Грузия) провела мастер-класс «Театр как терапия для детей с особенностями в развитии». Терапевтический театр для детей с особенностями в развитии является одним из видов арт-терапий. Театральное искусство для данной категории детей, и особенно для детей с расстройством аутистического спектра, может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром. А ведь именно страх, как считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия. Театральные постановки позволяют детям раскрывать себя, становиться увереннее в себе, учат общаться, перенимать положительные качества своих героев, помогают преодолевать последствия психологической травмы. У нас два вида терапевтического театра. Это театр марионеток и игровой театр. Игра детей в театральном представлении создает условия для приобретения богатого сенсомоторного опыта и практических навыков, позволяет тренировать врожденные способности и, опираясь на сильные стороны детей, развивать их слабые стороны. Разыгрывание ролей используется в качестве составной части обучения социальным контактам. Театр марионеток дает возможность детям, через куклу, опосредованно общаться. Как справедливо утверждает исследователь: «Театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться».
Животовская Елена Валентиновна (врач, канд. мед. наук, основатель и куратор частной социально-педагогической инициативы Никольск-Горка, член ассоциации вальдорфских школ в России, ведущая Биографических семинаров и эпох по половому воспитанию в старших классах, г. Никольск, Пензенская область). Зная возрастные закономерности, можно глубже понять поведение ребёнка, подростка, молодого человека и взрослого и, соответственно, использовать принципиально разные педагогические приёмы. Беседуя в круге, основываясь на собственном жизненном опыте, участники открывали закономерности в биографии каждого человека, пытались понять основы возрастных кризисов и увидеть пути выхода из них. Одним из важных аспектов обсуждения поведения, так называемых трудных подростков, было знакомство с опытом совместного проживания с такими подростками в нашей инициативе Никольск-Горка.
Никулина Ольга Леонидовна (учитель, психолог, лечебный педагог, г. Санкт-Петербург) провела мастер-класс на тему: «Диагностика и интеграция ранних детских рефлексов как метод помощи при посттравматических состояниях». Она констатировала, что в школах растет количество детей, испытывающих сложности в обучении, поведении и социальной сфере. Автор объясняет данное явление тем, что зачастую проблемы в учебе связаны с активной формой проявления ранних детских рефлексов. В норме они представлены у младенцев в возрасте до 6 мес. – 1 года и со временем интегрируются в произвольную моторику, то есть неосознанные движения становятся осознанными. Неизжитые рефлексы могут вызывать в дальнейшем как физические нарушения (вплоть до развития аллергических заболеваний, нарушений зрения и т.д.), так и душевные изменения (неуверенность в себе, агрессивное поведение, панические состояния и т.д.). Трудные жизненные ситуации, перенесенные душевные травмы, стрессы, переживаемые ребенком, могут приводить к тому, что уже интегрированные ранее рефлексы вновь становятся активными.
Своевременная диагностика и терапия неинтегрированных ранних детских рефлексов значительно увеличивает эффективность других видов терапии (арт-терапия, музыкальная, речевая и т.д.), помогает ребенку восстановить утраченное доверие к себе и миру, улучшает концентрацию внимания, помогает при разрешении проблем, связанных с нарушением «пространственного осознания себя», легастении, дискалькулии, СДВГ и т.д. На мастер-классе был предложен метод, который объединяет медицинский, педагогический и психологический подходы к решению проблем ребенка на примере рефлекса Моро и ладонного рефлекса.
Герасимова Татьяна Владимировна (лечебный педагог, арт-терапевт, Автономная некоммерческая организация адаптационно-педагогический центр «Прибайкальский Талисман», г. Иркутск) провела мастер-класс: «Рисование форм и внутреннее равновесие». Мастер-класс позволил участникам получить ответы на вопросы: Как мы, люди, реагируем на то или иное событие? Как устроено наше восприятие мира, и что происходит, если возникает травмирующая органы чувств ситуация? Основная идея мастер-класса состояла в том, что человек теряет устойчивые взаимосвязи с окружающим миром вследствие изменения гармонического взаимодействия с ним. Однако у каждого человека это происходит всегда индивидуально. Как можно восстановить гармонические отношения с миром и снова настроиться на восприятие и встречу с миром? Различные виды художественной деятельности позволяют безболезненно для последнего прикоснуться к душевным переживаниям ребенка, стать проводником к миру отношений с окружающим. Одной из таких возможностей, гармонизирующих внутренние переживания и помогающих делать шаг в приятие мира, является «Рисование форм». Этот вид художественной деятельности знакомит ребенка с различными формами, погружает его в их сущность, ведет к постепенному открытию и познанию природных форм. Тот ритм, который возникает в рисовании форм, так или иначе, звучит как эхо в существе человеческой организации. Человеческое тело несет в себе формы и ритм. Таким образом, через внешнее изображение форм, мы можем пережить направленность линий и в собственном теле, переживая на физическом уровне их терапевтическое воздействие.
Гольцова Анна Александровна (лечебный педагог, Институт лечебной педагогики и социальной терапии, г. Санкт-Петербург) провела мастер-класс «Терапевтические аспекты при работе с глиной». Пластическая работа с глиной, которая была показана на мастер-классе, имеет художественно-терапевтический эффект, благодаря которому дети могут прийти к внутреннему покою и удовлетворению. Глину сначала кусочек за кусочком прощупывают и прочувствуют, происходит первое согревание материала. Затем глину целиком охватывают обеими руками и придают ей форму. Во время всего рабочего процесса обе руки, сменяя друг друга в положениях и непрерывно повторяющихся движениях, непосредственно соприкасаются с произведением, чувствуя, осязая, формируя. В этих различных осязательных процессах участники переживают внешний мир (материал – глину, ее тепло, холод, влажность, возникающую пластическую форму) с одной стороны; а с другой стороны внутренний мир, а именно самих себя во внутренней активности. И это может принести глубокое удовлетворение и радость, внутреннюю гармонию и телесный комфорт. С помощью интенсивных осязательных переживаний дети приходят к самим себе. Такая ритмичная работа по тренировке осязания вносит свой вклад в укрепление чувства собственного достоинства человека.
Афонин Андрей Борисович (художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II», председатель Регионального отделения Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», специалист по социокультурной реабилитации, член Союза охраны психического здоровья, член правления Ассоциации деятелей инклюзивного искусства (АСДИИСК), г. Москва) провел мастер-класс: «Театр, как жизнь – методы работы с травмой через совместную продуктивную театральную деятельность».
Когда мы говорим о том, что человек формируется в социуме, мы подразумеваем, что он постепенно становится видимым со всеми своими делами и своим местом в мире, которое обеспечено его телесной формой. При этом человек отдает себе отчет в том, что он видим, и ориентируется на взгляд со стороны окружающих его людей. Так человек отражает свою субъектность, чему способствует театр как увеличительное стекло, под которым мы рассматриваем бытие Другого и подстраивая свое видение Его под его восприятие. По мнению автора, травма, как правило, скрыта глубоко в бессознательном, неосознанном. Как увидеть ее и преобразить? Очевидно, что через отражения в других людях. Значимый-другой может человеку причинить боль, но он же может и помочь ему целостно увидеть себя. Главное, чего не может принять травмированный человек – самого себя со своим негативным опытом. Именно принимающий взгляд извне дает возможность мне принять себя таким, каков я есть. В театральной деятельности мы всегда меняемся ролями: кто-то действует, а кто-то свидетельствует – наблюдает. И тот и другой находятся в непосредственной связи. Проигрывание травматических ситуаций в театральных тренингах, на театральных подмостках является также возможностью быть услышанным и увиденным. Выведение в театральной педагогике неосознанного в сознание позволяет человеку пережить, увидеть, обозначить, назвать и освободиться от травмирующего опыта. Но театральная деятельность дает и опыт профилактики травмы. Человек, имеющий опыт вариативного, творческого выхода из ситуаций, на которые его провоцирует сцена, гораздо более защищен от травматического опыта, нежели человек без такого опыта. И, даже попав в травмирующую ситуацию, у травмированного человека больше шансов проработать ее. На мастер-классе мы создадим ряд провоцирующих травматические переживания ситуаций и постараемся пережить их в театральном действии. Каждый участник попытается найти свои собственные пути из ситуаций, предложенных, как театральные задачи. Под театральным действием мы при этом понимаем наивысшее состояние человеческой целостности, когда человек находится с его телом, чувствами и разумом в состоянии активного сознания и познания в настоящем. Травма в ее культурном аспекте может одухотворять человека. Об этом говорит вся история классического и мистериального театра. В театре мы можем из травмы прийти к трансляции духовного переживания человека, его духовного существа – тогда есть шанс исцеления и зрителя».
Глазкова Юлия Владимировна (соучредитель Национальной Ассоциации EMDR в России, сертифицированный супервизор и EMDR терапевт, г. Санкт-Петербург) провела мастер-класс: «Работа с детьми в EMDR подходе. Стабилизация. Расширение толерантности ребенка к негативному и позитивному аффекту – это основа для успешной переработки травматического опыта». Предметом EMDR терапии являются травматические воспоминания. Перерабатывая травматический опыт, мы интегрируем воспоминания и обретаем способность переносить то, что казалось ранее непереносимым. На мастер-классе ведущая предложила упражнения, которые помогают подготовить ребенка к переработке травматичного опыта и развивают необходимые навыки по толерантности к аффекту как негативному, так и позитивному.
Николаенко Лариса Валерьевна (лечебный педагог, социальный терапевт, член правления РРОО «Свой путь», председатель регионального отделения ВОРДИ Рязанской области, член Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты населения Рязанской области, г. Рязань) провела мастер-класс: «Изготовление народной куклы: от действия к терапии». Создание народной куклы – это процесс всегда увлекательный, и совершенно не имеет значение, в каком возрасте мы встречаемся с ней, переживание творца в себе не минует никого. В этом-то и есть одна из загадок народной куклы. Хотя попытаться самому найти ответ на этот вопрос в наше время совсем не праздное занятие для современного человека, но путь поиска ответов невозможен без личного проживания процесса.
На этом мастер-классе состоялось знакомство с самыми простыми элементами шитья народной куклы, хотя слово «шитье» здесь тоже не вполне подходит. А вот как сделать маленького «человечка», неповторимого, непохожего ни на кого другого, создать образ, воплотить его и пережить в себе процесс рождения этого образа – все это было раскрыто на мастер-классе. Здесь нет ни выкроек, ни образцов, ни шаблонов. Есть только знание традиций, хотя и те весьма условные. Все остальное – творчество участников и поддержка ведущего. Но удивительно еще то, что кажущаяся простота народной куклы способна всколыхнуть в нас столько внутренних спящих процессов, что безоговорочно принимаешь мысль о том, что все гениальное просто. В этой простоте народной куклы и заложен гений народа. Автор делает вывод о том, что тряпичная кукла помогает преодолеть душевные травмы детей.
Кадыров Руслан Васитович (канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Владивосток) провел мастер-класс: «Тренинговая программа для педагогов и воспитателей по коммуникативным навыкам в работе с травмированными детьми». Автор считает, что главным индикатором качества общения педагога с детьми выступает количество конфликтных ситуаций общения. По его оценкам, 75% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания педагога учитывать в общении индивидуально-психологические особенности детей, переживших или переживающих травматический опыт. В связи с этим, для повышения качества подготовки педагогов и воспитателей необходимо проведение практического обучения «Коммуникативные навыки эффективного общения в работе с детьми, пережившими травматический опыт». Цель проведенного мастер-класса состояла в знакомстве аудитории с тренинговой программой по навыкам общения, позволяющей педагогам и воспитателям любой специальности более эффективно решать стоящие перед ними задачи в рамках обучения и общения с детьми, пережившими травматический опыт. Программа была основана на личном опыте проведения практических занятий с педагогами и воспитателями социальных учреждений и Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации, наиболее широко используемой во всем мире при обучении профессиональной коммуникации в медицине. В программе использовались описанные в этой модели система коммуникативных навыков, эффективность которых подтверждается результатами исследований (Дж. Сильверман и др., 2018).
Гальцова Полина Сергеевна (психолог, педагог-психолог высшей категории, семейный психотерапевт, действительный член Российской ассоциации EMDR, начальник отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей, соучредитель и руководитель проектов Благотворительного фонда «Дети+», г. Москва) провела мастер-класс: «Формирование ощущения безопасности и доверия помогающему взрослому у ребенка, пережившего травматический опыт».
Основной идеей мастер-класса явилось то, что дети, пережившие в своей жизни болезненный, травматический опыт нуждаются в особой заботе и поддержке. При этом, им труднее, чем другим довериться и принять помощь. Такие дети нередко демонстрируют независимость, недоверие, неготовность соблюдать предложенные правила. В данной ситуации трудно и самому ребенку, и взрослому, который находится рядом. Поэтому так важно помочь ребенку научиться конструктивно справляться с беспокойством, почувствовать себя в безопасности, создать для него безопасное пространство, в котором станет возможным переработать травматический опыт и научиться проявлять чувства без вреда для себя и окружающих.
На мастер-классе руководитель поделилась способами, которые помогают создавать ощущение безопасности у ребенка и доверие взрослому. Эти приемы при необходимости можно использовать как в работе психолога, так и научить ребенка пользоваться ими самостоятельно для снижения тревоги и самоподдержки. Также эти простые способы могут применять родители и воспитатели в ежедневном общении с ребенком, для создания атмосферы безопасности и доверия.
Сорокина Юлия Львовна (канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ИГУМО и ИТ, сертифицированный EMDR-терапевт и супервизор, член Европейской Конфедерации Психотерапии (ECPP – Russia), г. Москва) провела мастер-класс: «Последствия детского и подросткового травматического опыта отношений с позиций EMDR: паттерн "Треугольник Карпмана" ("Жертва – Преследователь - Спасатель"). Практический опыт».
На мастер-классе были представлены результаты практического опыта работы с травматическими воспоминаниями у взрослых в EMDR-терапии, которые показывают влияние детского опыта отношений на устойчивость паттерна «Треугольник Карпмана».
В первой части мастер-класса освещались следующие вопросы:
1. Особенности переживания детьми и подростками травматических событий, связанных с отношениями и их влияние на дальнейшую жизнь. Возможности различных теорий для понимания последствий травматического опыта отношений: АПИ, привязанности, травмы, диссоциации, эго-состояний, психоанализа и др.
2. Связь ролей «Преследователь», «Жертва» и «Спасатель» с травматическими событиями.
3. Краткосрочный и долгосрочный планы работы с паттерном «Жертва-Преследователь-Спасатель» в EMDR-терапии. Обоснование необходимости долгосрочной психологической работы с детьми и подросткам, которые имеют травматический опыт отношений.
4. Основные принципы общения с детьми, у которых есть паттерн «Жертва-Преследователь-Спасатель». Практические рекомендации.
5. Алгоритм краткосрочной работы с подростками, у которых есть паттерн «Треугольник Карпмана».
Во второй части мастер-класса была предложена модель работы с подростками для изменения паттерна «Жертва-Преследователь-Спасатель» с использованием методов арт-терапии и групповой дискуссии.
Протопопова Екатерина Геннадьевна (ведущий психолог ФКУ ЦЭПП МЧС России, действующий член ассоциации EMDR Russia, Москва) провела мастер-класс: «Ресурсы стабилизации состояния детей и подростков в условиях экстремальной ситуации. Возможности применения EMDR».
На мастер-классе был представлен опыт работы психолога экстренного реагирования в экстремальных ситуациях, раскрыты способы стабилизации состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших. Обсуждались возможности интеграции EMDR в работу с острыми стрессовыми реакциями на примере личного профессионального опыта автора. Обсуждались особенности состояния человека, попавшего в экстремальную ситуацию, в том числе о реакциях детей и подростков. Была затронута тема психологической помощи детям в условиях экстремальной ситуации, обозначены техники, помогающие стабилизировать их психологическое состояние.
На Конгрессе также работали две научные секции.
Первая научная секция «Нарушение как переживание травмы»
Руководители научной секции: Исаева Тамара Николаевна, канд. пед. наук, МПГУ, Москва; Афонин Андрей Борисович Театр-студия «Круг II», Москва.
На секции выступили с докладами: Захарова И.Ю., дефектолог, консультант в сфере экзистенциального анализа и логотерапии, эксперт Центра лечебной педагогики, Москва; Афонин А.Б., художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II», Москва; Рязанова А.В., психолог, директор АНО Центр «Пространство общения», Москва; Ткачева Виктория Валентиновна, д-р психол. наук, профессор, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, МПГУ, Москва; Левченко И.Ю., д-р психол. наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования Института комплексной реабилитации и специального образования МГПУ, Москва; Евтушенко И.В., д-р пед. наук, профессор, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, Москва; Евтушенко А.И., студент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, МПГУ, Москва; Довгань А.С., актер интегрированного театра-студии «Круг II». На секции обсуждались следующие вопросы: травма привязанности – пути помощи и профилактики; аутизм как скрытая травма; дети с нарушениями развития и психосоциальная травма; психология травмирования семьи ребенка с нарушениями развития: взгляд изнутри; некоторые особенности личности молодых людей с двигательными нарушениями в связи с переживанием своего физического состояния; Музыка и душевная травма ребенка с ментальными нарушениями и др.
Вторая научная сессия «Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим травматический опыт»
Руководители научной секции: Руслан Васитович Кадыров, канд. психол. наук, зав. кафедрой общепсихологических дисциплин ГБОУ ВПО «Тихоокеанского государственного медицинского университета» Минздрава России, Владивосток; Казенная Елена Викторовна, руководитель сертификационного комитета и соучредитель Национальной Ассоциации EMDR в России, ст. преподаватель, руководитель группы по психологии травмы кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва.
На секции выступили с докладами: Пуйда Т.С., психолог-психотерапевт; ведущий обучающих программ по детской психотерапии; преподаватель Московского института психоанализа; член ассоциации практикующих психологов «Просто вместе», Москва; Лови О.В., EMDR-терапевт, действительный член Российской ассоциации EMDR; сертифицированный гештальт-терапевт, тренер и супервизор, аккредитованный член ОПП ГП; психолог-консультант в парадигме экзистенциального анализа, Москва; Лопатина И.А., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития личности, Москва; Малышева Н.Г., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, ведущий специалист в области гендерной психологии, Москва; Протопопова Е.Г., действующий член ассоциации EMDR России, ведущий психолог ФКУ ЦЭПП МЧС России, психолог кафедры экстремальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва; Суксова В.О., нарративный практик, семейный консультант, преподаватель нарративной практики, член содружества нарративной практики «Край», Москва; Москвичев В.В., нарративный практик, семейный консультант, преподаватель нарративной практики. Член содружества нарративной практики «Край»; Пыжьянова Л.Г., канд. психол. наук, экс-заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России, психолог детского хосписа «Дом с маяком», Москва; Обухов А.С., канд. психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, Москва; Казенная Е.В., руководитель сертификационного комитета и соучредитель Национальной Ассоциации EMDR в России, ст. преподаватель, руководитель группы по психологии травмы кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва. На секции обсуждались следующие вопросы: невидимые травмы: опыт детских травм, полученных в ходе лечения телесных заболеваний, и его преодоление; психогимнастика мозга, как способ справляться с детским стрессом; профилактика буллинга; экстренная психологическая помощь детям и подросткам в экстремальных ситуациях методом EMDR; ответы ребенка на травму; оказание экстренной психологической помощи детям при чрезвычайных ситуациях; психологическая помощь детям и подросткам, выжившим после теракта в Школе №1 города Беслан 1-3 сентября 2004 г.; психическая травма и диссоциация, как факторы, обуславливающие возникновение трудностей в обучении школьников и студентов; психология травмы в образовании – дисциплина направлений педагогического и психолого-педагогического образования и др.
В рамках панельной дискуссии 17 ноября участники не только поделились впечатлением о работе, но и высказали свои предложения. Активность участников Конгресса свидетельствовала о высоком интересе к новому направлению современной педагогики – травмапедагогика и подтвердила профессиональный интерес российских специалистов к информации о методиках работы, конкретных практиках и возможности участия в тренинговых программах по повышению квалификации в области работы с посттравматическими расстройствами. Неоднократно звучали слова о необходимости разработки программ по обучению педагогов работе с травмированными детьми, а также привлечению внимания общества к снижению травм опасных ситуаций и знаковом событии проведения Конгресса в стенах педагогического вуза. При этом МПГУ стал площадкой для объединения не просто специалистов, а социально активных людей.
В рамках закрытия форума оргкомитет в лице А. Хофинга горячо поблагодарил руководство дефектологического факультета Института детства; кафедру олигофренопедагогики и специальной психологии, особо отметив студентов кафедры – волонтеров; сотрудников кафедры психологической антропологии и технические службы университета за поддержку проекта.