ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещается необходимость детального изучения проблемы психологической культуры руководителей органов внутренних дел, которая представляет собой сложное системное образование, состоящее из разных компонентов. Приведены данные проведенного группового стандартизированного фокусированного интервью с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел по вопросам уровня психологической культуры и аутопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел.

Ключевые слова:
психологическая культура, аутопсихологическая компетентность, руководитель органов внутренних дел, фокус-группы, аутосуггестивные техники.
Текст

На современном этапе развития психологической практики все чаще встает вопрос о психологическом сопровождении процесса профессионального становления и деятельности руководителя, в основе которого лежит формирование психологической культуры. Связано это с тем, что психологическая культура, по мнению ряда ученых, определяет вектор эффективной профессиональной деятельности, самоутверждения в профессии и самореализации личности в жизни, способствует успешной ее адаптации и саморазвитию (Ананьев Б. Г.,. Братусь Б. С, Демина Л. Д., Колмогорова Л. С., Краснорядцева О. М., Маслоу А., Роджерс К., Романов К. М. и др.). Недостаточный же уровень развития психологической культуры профессионала приводит к отсутствию оптимальной реализации профессионального поведения, продуктивности трудовой деятельности, психологической готовности выполнять трудовые функции в быстро меняющихся условиях и возникновению трудностей в адаптации к изменившейся ситуации профессиональной деятельности.

В теоретической и прикладной психологии имеются работы направленные на осмысление сущности и содержания феномена психологической культуры (Асмолов А.Г., Битянова М.Р., Дубровина И.В., Исаева H.И., Коломинский Я.Л. и др.), на изучение компонентов психологической культуры (Климов Е.А., Корнеева А.В., Колмогорова Л.С, Семикин В.В., Мотков О.И. и др.); на анализ ее эффектов в как жизнедеятельности, так и профессиональной деятельности, а также пути и возможностей развития психологической культуры (Абульханова К.А., Алексеев Н.Г., Анисимов О.С., Аристова В.А., Белых Т.В., Бойченко Я.С., Волобуева Н.М., Деркач А.А., Обозов Н. Н., Романов К.М., Селезнева Т.Н.и др.). Тем не менее, полученный учеными ценный опыт еще остается разрозненным и слабо обобщенным, что затрудняет его трансформацию в деятельность руководителя органов внутренних дел. В целом не разработан методический инструментарий, уровни, параметры и критерии оценки, позволяющие характеризовать психологическую культуру и возможности ее формирования.

Термин «культура» связан с бесконечным процессом взаимодействиячеловека и опыта, а также с непрерывным процессом воспитания, улучшения, формирования человеком своей психики, что требует особо бережных и грамотных способов обращения со своим внутренним миром. Психологическая культура в данном контексте рассматривается как совокупность культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции индивидом осуществляемых и переживаемых им эмоций и состояний сознания, включая поведенческие акты [2].

Егорова Т. Е. и Семенова С. Л. Определяют психологическую культуру как интегративное образование, которое является частью общей и профессиональной культуры и обеспечивает эффективность психической и психосоциальной деятельности человека. В работах Зеера Э.Ф., Савельева И.В., Семикина В.В. психологическая культура рассматривается как новообразование, характеризующее уровень зрелости личности. Многие авторы сходятся во мнении, что психологическая культура выступает как уровень самопознания и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.д.

В трудах Бодалева А.А.выделены основные значения психологической культуры личности, сводящиеся к трём основным элементам: умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям. Стоит отметить, что все три элемента имеют огромное значение для руководителей органов внутренних дел [1, 3, 4].

В классификации Моткова О.И. психологическая культура включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений, изначально присущих человеку, и обеспечивающих реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения. Зрелая психологическая культура – одно из наиболее гармоничных психологических образований, выступающее социально- психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, показателем психологического здоровья, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.

Важность психологической культуры личности сотрудников правоохранительной системы отмечается в работах Васильева В.Л., Иванова Л.И., Позднякова В.М., Ратинова А.Р., Савельева И.В., Столяренко А.М. и др.

С точки зрения Позднякова В.М., психологическая культура базируется, прежде всего, на возвышении ценностно-смысловой направленности личности и аутопсихологической компетентности, которое рассматривается как сложноинтегрированное личностное образование, включающее акмеориентированное усвоение знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации.

Нехватка в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел перечисленных знаний, умений и навыков ведет к снижению оптимальности деятельности [5, 6].

В данной статье психологическая культура руководителя органов внутренних дел рассматривается как психологическая характеристика личности, позволяющая обеспечивать оптимальные условия для успешной реализации руководящих функций. В этой связи именно сформированность психологической культуры выступает одним из значимых показателей успешности руководителя.

Минимально необходимый уровень развития психологической культуры выступает в виде овладения способами психологического познания мира и включенности приобретенных человеком психологических знаний в его жизненную и профессиональную практику.

Высшим проявлением развитой психологической культуры выступает результат целенаправленного психологического образования, а именно знания в области психологии и научные психологические понятия, навыки и умения самопознания, саморегуляции и межличностного взаимодействия, приобретенные в ходе специально организованного образовательного процесса. Это не сиюминутный процесс, он требует системной и целенаправленной работы по формированию психологической культуры.

Психологическая культура – в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. Невозможно представить профессионала высокого уровня с низкой или несформированной психологической культурой. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Это означает, что сформированность психологической культуры позволяет сделать осознанный и обоснованный выбор управленческих решений, оценить себя в профессиональной деятельности, простроить систему повышения уровня компонентов психологической культуры в случаях их несоответствия требованиям профессии.

В целях изучения уровня развития психологической культуры руководителей органов внутренних дел были проведены две фокус-группы с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, обучающихся на Высших академических курсах Академии управления МВД России. В работе фокус-групп приняло участие 18 респондентов с различных регионов Российской Федерации. На обсуждение были вынесены следующие вопросы: 

  1. Как вы считаете, насколько высок уровень психологической культуры современного руководителя органов внутренних дел?
  2. Насколько психологически компетентны руководители в вопросе аутопсихологической компетентности и, в частности, аутосуггестии?
  3. Насколько конструктивно обучать аутосугесстивным техникам руководителей органов внутренних дел?
  4. Какие перспективные направления повышения психологической культуры руководителя органов внутренних дел можно выделить?
  5. Какие психологические техники, по Вашему мнению, наиболее более продуктивны в данном вопросе?

Результаты фокусированного стандартизированного интервью показали, что 33% опрошенных ответили, что уровень психологической культуры руководителей органов внутренних дел разный. Наиболее часто назывались такие причины различий, как уровень подчинения подразделения, уровень образования и личностные качества самого руководителя. 11% респондентов указали на высокий уровень психологической культуры руководителей, работающих в сфере образовательных организаций системы МВД России.28% – обобщая свой опыт работы с руководителями, резюмировали уровень их психологической культуры как средний. 22% – опираясь на практические доводы, назвали уровень недостаточным, ниже среднего. 6% признали проблему низкого уровня психологической культуры руководителей в своих регионах.

Определяя аутопсихологическую компетентность руководителейорганов внутренних дел и компетентность в вопросе аутосуггестии, участники фокус-групп выразили следующие: 6% считают, что руководители осознанно применяют аутосуггестию в своей профессиональной повседневной жизни; 19 % полагают, что руководители пользуются аутосуггестией, но на бытовом уровне, не зная этого психологического понятия; 44 % считают, что очень мало руководителей, которые используют аутосуггестивные техники; 19% опрошенных посчитали, что руководители вообще не знакомы с такими приемами; 12 % увидели прямую зависимость возникновения интереса и развития навыка аутосуггестивных техник при условии обучения им со стороны психологов.

Отвечая на вопрос о конструктивности обучения аутосугесстивным техникам руководителей органов внутренних дел все 100% респондентов высказались за абсолютную необходимость обучения руководителей техникам аутосуггестии. В виду необходимости владения собой и приемами саморегуляции, самодетерминации, самостимуляции, в качестве профилактики эмоционального выгорания, профессиональной деформации и профилактики дисциплины и законности.

Определяя перспективные направления повышения психологической культуры руководителя органов внутренних дели психологические техникинаиболее более продуктивны в данном вопросереспонденты определили самыми популярными аутосуггестивными техниками аутотренинг, самоприказы и афирмации.

Говоря о направлении развития психологической культуры, предложили создать школу молодых руководителей и обучать в ее рамках аутосуггестивным техникам и навыкам саморегуляции. Продумать создание в подразделениях органов внутренних дел информационных стендов, направленных на развитие психологических знаний и аутопсихологической компетентности, а также выпустить настольные календари с афирмациями на каждый день.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что назрела необходимость такой дополнительной подготовки руководителей органов внутренних дел, на основе, которой он сам смог бы достичь высокого уровня развития психологической культуры собственной личности. Психологическая культура личности выступает как многоплановый психологический феномен. С одной стороны, как продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, а с другой стороны как регулятор поведения человека. Посредством психологической культуры человек проявляет свои индивидуально-личностные и профессиональные способности, обеспечивается устойчивое гармоничное функционирование личности с окружающими. Руководитель с высоким уровнем психологической культуры умеет поддерживать хорошее самочувствие, принимать себя, быть позитивно настроенным по отношению как к себе, так и к окружающим, ориентироваться на конструктивное общение и ведение профессионального диалога с применением базовых психологических знаний, стремиться к творческому саморазвитию; самоутверждается в профессиональном мастерстве; имеет высокий уровень саморегуляции и осознание и принятие непрерывности процесса саморазвития в профессии.

Таким образом, психологическая культура высокого уровня может выступать как показатель успешности руководителя органов внутренних дел.Онавключает в себя глубокое знание психологии, умение применять полученные знания на практике; профессиональная готовность к принятию управленческих решений; способность к творческому, нестандартному мышлению и поведению; видение своей профессиональной и личностной перспективы развития.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988.

2. Егорова Т.Е., Семенова С.Л. Психологическая культура: возможности становления // Образование и наука. 2006. № 4 (40) - С.90-99.

3. Мотков О.И. Психология самопознания человека: практика. пособие - М .: Треугольник, 1993.

4. Поздняков В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовскогообразования // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, №2 (53) - С. 75-77.

5. Сепиашвили Е.Н., Мальцева Т.В. Психолого-педагогические проблемы формирования управленческого кадрового резерва // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 2. С. 45-49.

6. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 105-109.


Войти или Создать
* Забыли пароль?