РОСТ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ УДМУРТСКОГО КЛИМАТИПА СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ В УСЛОВИЯХ ПОДМОСКОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В нормативных документах, определяющих принципы лесовосстановления, безусловное предпочтение отдаётся местным или близлежащим популяциям. Такое положение противоречит данным, полученных многими авторами в различных лесорастительных районах, а также результатам наших исследований, которые выполнены в 65-летних географических культурах сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) в Серебряноборском опытном лесничестве Института лесоведения РАН, расположенном в центральной части Московской области. Несмотря на удаленное происхождение (расстояние от исследуемых географических посадок составило около 900 км на восток), насаждение, выращенное из семян, полученных из Можгинского района Удмуртской Республики, было близко по средней высоте с подмосковным и владимирским климатипами и существенно превосходило их по среднему диаметру и запасу. Распределение деревьев по ступеням толщины в исследуемых древостоях близко к нормальному. При этом в удмуртском климатипе заметно смещение в сторону преобладания крупных стволов, тогда как во владимирском – отстающих в росте. Московская провениенция занимает промежуточное положение. По зависимостям относительных высот от диаметров деревьев наиболее интенсивные конкурентные отношения характерны для владимирского климатипа. В первую очередь это отражает наибольшую густоту данного насаждения. В удмуртском климатипе высокое значение H/D, соответствующее по величине таковому в подмосковном и владимирском климатипах, характерно для отстающих в росте деревьев, диаметр которых не превышает 20 см. В насаждении удмуртского климатипа отмечается значительно бóльшая, по сравнению с местными провениенциями, представленность лидирующих деревьев. Насаждение удмуртского происхождения не только адаптировалось к климатическим условиям района исследований, но и по совокупности характеристик роста и производительности превзошло местные климатипы.

Ключевые слова:
сосна обыкновенная, Pinus sylvestris L., географические лесные культуры, климатип, провениенция.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.), произрастая в обширном Евроазиатском ареале, в процессе эволюции оказалась географически дифференцированной по своим наследственным свойствам. Без учёта географии древесных пород, их естественных ареалов, природной зональности лесов невозможно научное решение важнейших вопросов лесоведения и лесоводства. Географический подход необходим для правильного понимания сущего и должного в лесном хозяйстве [6]. Опыты с географическими культурами позволяют определить характер географического распределения популяций определённого вида в далёком прошлом, а так как не существует лучшего способа определения свойств различных географических происхождений, то опыты с географическими культурами в настоящее время являются важнейшим, а часто и единственным основанием для рекомендаций по использованию того или иного источника репродуктивного материала [13]. В настоящее время в связи с масштабным усыханием еловых лесов в Европейской части России и Европе в целом, необходим поиск перспективных климатипов других пород, не только по показателю продуктивности, но и по качеству древесины. Сосна обыкновенная является наиболее перспективной и ценной породой для лесовосстановления в Центральной России, площади которой за последние десятилетия в лесном фонде сильно сократились.

Условия, материалы и методы исследований. Исследования выполнены в географических посадках сосны, созданных в 1948 г. под руководством Л.Ф. Правдина в Серебряноборском опытном лесничестве Института леса АН CCCР, расположенного в центре Московской области, в районе с географическими координатами 55˚44'40'' с.ш. и 37˚19'40'' в.д. Тип условий местопроизрастания – B2 (свежая простая суборь) [9].

Посадка производилась двухлетними сеянцами по сплошь обработанной почве. Растения высажены рядами с размещением посадочных мест 2,0×1,5 м, густота посадки составила 3330 шт./га. Направление рядов – с запада на восток. Семена исследуемого климатипа были получены из Можгинского лесхоза Удмуртской Республики, расположенного в Удмуртском подрайоне (№ 9б) Вятского (№ 9) лесосеменного района [4]. Для сравнения использовались две провениенции, относящиеся к Московскому подрайону (17б) Центрального (17) лесосеменного района и происходящие из Московской и Владимирской областей. Согласно таксационному районированию В.В. Загреева, Удмуртская Республика, так же как Московская и Владимирская области, относится к району сосновых лесов хорошего роста [2].

Инструментальная таксация была выполнена на пробных площадях в соответствии с 

ОСТ 56-69-83 [11]. В ходе перечётов у всех деревьев измерялась длина окружности ствола на высоте 1,3 м, по которой рассчитывался диаметр. Деревья при перечёте подразделялись на классы Крафта. У 30-32 деревьев на каждом участке измерялись высоты, по полученным данным рассчитывались зависимости высоты от диаметра деревьев. Запасы древесины рассчитывались умножением средней высоты на сумму площадей сечения и на видовое число, определявшееся по формуле А. Кулешиса и Й. Кянставичуса [10].

Анализ и обсуждение результатов исследований.  На момент последнего обследования географических посадок их биологический возраст составлял 67 лет, а календарный – 65 лет. В этом возрасте, культуры по своему развитию находились на завершающем этапе фазы формирования стволов. Эта фаза характеризуется завершением отпада (особенно сильного в перегущенных насаждениях) и дальнейшим интенсивным накоплением стволового запаса. Её завершение совпадает с ослаблением роста в высоту, сильным очищением ствола от сучьев. Завершение фазы формирования стволов совпадает с окончанием этапа рекапитуляции согласно значению жизненного потенциала по высоте [8]. Таксационные характеристики исследуемых провениенций заметно различались. Несмотря на удаленное происхождение (расстояние от места исследуемых географических культур до Можги составило более 900 км на восток), насаждение, выращенное из семян удмуртского климатипа, было сопоставимо по средней высоте с подмосковным и владимирским климатипами, а также значительно опережало их по среднему диаметру. В результате объём ствола среднего дерева был максимальным у удмуртского климатипа и составлял 0,806 м3 (табл. 1). Расчётное видовое число среднего дерева удмуртской провениенции было несколько меньшим, что косвенно указывает на возможность большего сбега ствола. Вместе с тем чёткой зависимости между коэффициентом формы ствола и соотношением высоты и диаметра дерева не установлено. По одному этому соотношению невозможно достоверно судить о полнодревесности деревьев [2].

В удмуртском климатипе в распределении деревьев по диаметру наблюдается смещение в сторону преобладания крупных деревьев, тогда как во владимирском – отстающих в росте. Московская провениенция занимает промежуточное положение (рисунок 1).

 

Список литературы

1. Газизуллин, А.Х. О составе гумуса основных типов лесных почв Среднего Поволжья / А.Х. Газизуллин, А.Т. Сабиров // Почвы Среднего Поволжья и Урала, и практика их использования и охраны. Тез. докладов 12 конф. почвоведов, агрохимиков и земледелов Среднего Поволья и Урала. Казань: 1991. Ч.1. С. 14-16.

2. Загреев, В.В. Географические закономерности роста и продуктивности древостоев. / В.В. Загреев. - М.: Лесн. пром-ть, 1978. 240 с.

3. Захаров, К.К. Органическое вещество антропогенных дубрав в северной лесостепи Приволжской возвышенности / К.К. Захаров // Роль ботанических садов и дендропарков в импортозамещении растительной продукции. Чебоксары: 2016. С. 64-70.

4. Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород в СССР. М.: Лесн. пром-ть, 1982. 368 с.

5. Медведев, Я.С. К учению о влиянии света на развитие древесных стволов / Я.С. Медведев // Лесн. журн. 1884. Вып. 5 и 6. С. 326-373.

6. Мелехов, И.С. Лесоведение: учебник для вузов. 2-е изд. / И.С. Мелехов. // М.: МГУЛ, 1999. 398 с.

7. Мельник, П.Г. 90-летний опыт географических культур сосны обыкновенной в Бузулукском бору / П.Г. Мельник, И.Н. Смирнов, Л.В. Камышова // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2009. №1(64). С. 88-94.

8. Мерзленко, М.Д. Лесокультурное дело: учеб. пособие для студентов специальностей 250201 Лесное хозяйство и 250100 Лесное дело. / М.Д. Мерзленко // . М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 124 с.

9. Мерзленко, М.Д. Результаты выращивания провениенций сосны обыкновенной в географических посадках Серебряноборского опытного лесничества / М.Д. Мерзленко, Ю.Б. Глазунов, П.Г. Мельник // Лесоведение. 2017. № 3. С. 176-182.

10. Общесоюзные нормативы для таксации лесов / В.В. Загреев, В.И. Сухих, А.З. Швиденко, Н.Н. Гусев, А.Г. Мошкалев. М.: Колос, 1992. 495 с.

11. ОСТ 56-69-83. Пробные площади лесоустроительные. Методы закладки. М., 1983. 59 с.

12. Свалов, Н.Н. Моделирование производительности и теория лесопользования. / Н.Н. Свалов . - М.: Лесн. пром-ть, 1979. 216 с.

13. Schultze, U. Klimaänderung − neue Kriterien für Herkunftsempfehlungen / U. Schultze // Beiträge zum Symp. “Klimaänderung in Österreich: Herausforderung an Forstgenetik und Waldbau”, Wien, 9 Nov., 1994 // FBVA - Ber. 1994. № 81. s. 37-47.

Войти или Создать
* Забыли пароль?