докторант с 01.01.2017 по настоящее время
Тверская область, Россия
с 01.01.2000 по настоящее время
Россия
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.06.01 Психологические науки
ББК 88 Психология
ТБК 80 Гуманитарные науки в целом
Цель работы — изучение процессов формирования и развития профессиональной идентичности. Объектом исследования данной статьи выступает профессиональная идентичность. Предметом исследования – становление и формирование профессиональной идентичности специалиста. Определено социально-психологическое видение Я-концепции специалиста. Представлены основные компоненты модели развития профессиональной идентичности специалиста в организации, описано их содержание. Особое внимание уделено психологическим механизмам становления профессиональной идентичности: социальная категоризация, идентификация, отчуждение. Авторы отмечают, что развитие профессиональной идентичности для специалистов лучше понимать как один из аспектов их социализации в области профессиональной деятельности. В статье на основании всестороннего теоретического анализа существующих в отечественной и зарубежной психологии подходов к проблеме развития профессиональной идентичности специалиста в организации осуществлено построение теоретической модели данного явления. Можно утверждать, что формирование и развитие позитивной профессиональной идентичности считается итогом деятельности определённых психологических механизмов, которые запускаются базовыми потребностями личности. Точкой отправления здесь является соответствующий уровень роста профессионального самосознания и «Я-концепции» индивидуума. Профессиональная идентичность проходит репрезентацию в «Я-образе». На основе теоретического анализа проблемы формирования идентичности авторы выявили несколько факторов, которые влияют на развитие идентичности. Главные факторы следующие: общество и его структура, информационная среда, элементы коллективной деятельности, психофизиологические особенности человека.
идентификация, самореализация, самовыражение, субъект труда, профессиональная идентичность, отчуждение.
Актуальность. Проблема формирования профессиональной идентичности в современной психологической науке является достаточно популярной. Популярность данной проблемы обуславливается тем, что трансформация окружающего мира, развитие технологий, эволюция профессий происходит гораздо быстрее, чем человек успевает адаптироваться к данным изменениям. Таким образом, вопрос формирования профессиональной идентичности в быстро меняющихся условиях является достаточно интересным для психологического исследования. Возникает необходимость рассмотрения профессиональной идентичности в контексте согласования внешних факторов окружающей действительности с внутренними представлениями субъекта труда о себе. Между тем важным вопросом, требующим ответа, является вопрос о социально-психологических явлениях трудового процесса, которые позволяют формировать профессиональную идентичность. Проблема. Формирование профессиональной идентичности подразумевает под собой структуру, которая постоянно развивается вместе с человеком всю его жизнь. Она соотносится с понятием константного, непрерывного развития «Я». Если отталкиваться от слов Г.М. Андреевой [1], существуют три области, в которых происходит становление личности: самосознание, коммуникация, деятельность. По словам А.А. Реан [8], процесс интеграции индивида в социум происходит одновременно с индивидуализацией. При этом социализацию не стоит считать противоположностью индивидуализации, она не нивелирует индивидуальность и личность человека. Даже наоборот, в течение социализации индивидуум обретает некую форму своей индивидуальности. В данном контексте, с нашей точки зрения, оба понятия — «социальная идентичность» и «социализация» — можно соотнести друг с другом, то же касается и идентичности в личном плане, она прекрасно соотносится с процессом индивидуализации.
1. Андреева Г.М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия [Текст] / Г.М. Андреева // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 26. - С. 1. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.12.2018).
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 2005. - 336 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3 [Текст] / Л.С. Выготский ; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
5. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст]: автореф. ... д-ра филос. наук / М.В. Заковоротная. - Ростов н/Д, 1999. - 200 с.
6. Кон И.С. Категория Я в психологии [Текст] / И.С. Кон // Психологический журнал. - 2001. - № 3. - С. 53.
7. Мид Дж.Г. Избранное [Текст]: Сб. переводов / Дж.Г. Мид; РАН. Центр социал. научн.-информ. исследований. - М., 2009. - 290 с.
8. Реан А.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков [Текст] / А.А. Реан, И.А. Коновалов // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 60-80.
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - М.: Смысл, 2003. - 860 с
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
11. Holly S.S., Delmonize A.S. Professional identity construction: Using narrative to understand the negotiation of professional and stigmatized cultural identities // Human Relations. Vol 64, Issue 1, 2011. DOIhttps://doi.org/10.1177/0018726710384290.