Россия
В статье представлен анализ возможных вариантов применения внешними аудиторами результатов деятельности службы внутреннего аудита с позиции рекомендаций международных стандартов аудита. Затронуты вопросы практики российских аудиторов по определению степени участия внутренних аудиторов в своей работе. Предложен авторский вариант теста для оценки внешними аудиторами качества и объективности работы службы внутреннего аудита аудируемого лица.
международные стандарты аудита, внутренний аудитор, внешний аудитор, система внутреннего контроля.
Мировой опыт показывает, что началом процесса распространения внутреннего аудита является момент, когда внешние аудиторы стали обращать особое внимание на систему внутреннего контроля аудируемого лица. Это было вызвано необходимостью оценки и использования возможностей системы внутреннего контроля аудируемого лица внешними аудиторами для усиления собственной доказательной базы. В российской практике аудиторской деятельности отсутствует многолетний опыт использования результатов работы внутренних аудиторов. Это связано с несколько запоздалым, по сравнению с западными странами, развитием института внутреннего аудита в России, что обусловлено, прежде всего, историческими событиями, происходившими в России в XX в. Но с 1 января 2017 г. наряду с другими международными стандартами аудита (МСА) в России обязательным к применению стал и МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» (МСА 610). Данный стандарт предъявляет требования к использованию работы внутренних аудиторов при проведении независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами. В ходе исследования данного вопроса нами были выявлены некоторые противоречия и проблемы их адаптации к российской практике аудита. Проводя оценку системы внутреннего контроля, внешние аудиторы декларируют, что это делается с целью определения объема и характера аудиторских процедур, но не в целях совершенствования системы внутреннего контроля аудируемого лица. Практика аудита свидетельствует, что российские аудиторы при планировании объема аудиторских процедур, срока выполняемых работ и характера доказательств в определенной мере учитывают уровень системы внутреннего контроля аудируемого лица, но в большей степени все-таки, ориентируются на собственные ресурсы и степень предпринимательского и аудиторского рисков.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»
3. Бодяко А.В. Аудит системы внутреннего контроля в соответствии с Международными стандартами аудита // Аудиторские ведомости. - 2018. - № 1. - С. 5 - 11
4. Лосева Н.А. Философия международных стандартов аудита в теории и практике российского аудита // Аудитор. - 2018. - № 2. - С. 22 - 28
5. Пожарицкая И.М. Когнитивный аудит: новая парадигма // Аудитор. - 2017. - № 7. - С. 11-15.
6. Сафонова М.Ф. Методика оценки профессиональных качеств сотрудников службы внутреннего налогового аудита// Аудиторские ведомости. - 2017. - № 9. - С. 21-29.
7. Ситнов А.А. Аудит XXI века - миф или реальность // Аудитор. - 2018. - № 2. - С. 16-21.
8. Хуаныш Л. Служба внутреннего контроля в управлении предприятием // Бухгалтерский учет. - 2018. - № 4. - С. 121-125.
9. Штефан М.А., Савина А.Д. Совершенствование методик оценки эффективности системы внутреннего контроля // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 7. - С. 93-102.