Россия
Статья посвящена взаимосвязи стратегического управленческого учета и стратегии развития компании. В статье рассматриваются следующие методы стратегического управленческого учета: учет цепочки создания стоимости; учет, ориентированный на покупателей; учет, ориентированный на конкурентов. Внимание уделяется сопоставлению традиционного и стратегического управленческого учета.
стратегический управленческий учет, учет цепочки создания стоимости, функциональный метод учета затрат, цепь поставок, таргет-костинг, калькуляция себестоимости жизненного цикла продукции, калькуляция затрат на качество, учет, ориентированный на конкурентов
Руководство многих компаний постоянно сталкивается с проблемами, которые связаны с необходимостью формирования стратегии при наличии дефицита имеющихся ресурсов, потребности в удовлетворении ожиданий покупателей, стремлении быть более успешными по сравнению с конкурентами. Управление компанией в значительной степени зависит от информации, которая позволяет оказывать влияние на будущие решения. Именно стратегический подход к управлению компанией играет ключевую роль в осознании важности учетных данных для принятии управленческих решений. Считается, что «стратегический управленческий учет стал известен в конце 1980-х годов как один из целого ряда новых методов и подходов, разработанных, чтобы восстановить утерянную релевантность управленческого учета» [8, с. 156]. Если «традиционный» управленческий учет направлен на управление затратами организации и грамотное краткосрочное размещение ресурсов, то стратегический управленческий учет решает вопросы долгосрочного распределения ресурсов и предоставления информации для формирования стратегии компании. В то же время стратегическая и оперативная направленность управленческого учета не являются взаимоисключающими, что может затруднять классификацию методов управленческого учета в части отнесения их к оперативному или стратегическому управленческому учету. Так, выбор определенного метода управленческого учета для информационной поддержки стратегических изменений в компании является стратегическим шагом, но получаемая информация может использоваться и для решения текущих задач. Кроме того, многие методы, относимые к стратегическому управленческому учету, представляют собой улучшенные, расширенные или долгосрочные версии методов традиционного управленческого учета.
1. Улина Г.В. Функциональный метод учета затрат // Финансовый бизнес. - 2003. - № 5. - С. 45-53.
2. Al-Mawali H. Contingent factors of strategic management accounting / H. Al-Mawali // Research Journal of Finance and Accounting. - 2015. - Vol. 6. - No. 11. - P. 130-137.
3. De Koster R. Supply chain management: European perspectives / R. De Koster, W. Delfmann. - Copenhagen: CBS Press, 2005. - 309 р.
4. Guilding C. Competitor-focused accounting: an exploratory note / Ch. Guilding // Accounting, Organizations and Society. - 1999. - Vol. 24. - Issue 7. - P. 583-595.
5. Hertati L. Just in time, value chain, total quality management, part of technical strategic management accounting / L. Hertati, R. Sumantri // International journal of scientific and technology research. - 2016. - Vol. 5. - Issue 4. - P. 180-191.
6. Marzec E. What is strategic pricing? [Электронный ресурс] / E. Marzec. - URL: https:// smallbusiness.chron.com/strategic-pricing-11751.html (дата обращения: 21.10.2017)
7. Novianty I. Strategic management accounting: challenges in Accounting Practices / I. Novianty // Research Journal of Finance and Accounting. - 2015. - Vol. 6. - No. 9. - P. 7-13.
8. Roslender R. In search of strategic management accounting: theoretical and field study perspectives / R. Roslender, S.J. Hart // Management Accounting Research. - 2003. - Vol. 14. - P. 255-279.
9. Seal W. Disembedding the supply chain: institutionalized reflexivity and inter-firm accounting / W. Seal, A. Berry, J. Cullen // Accounting, Organizations and Society. - 2004. - Volume 29. - Issue 1. - P. 73-92.