сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Программно-целевые методы регулирования развития туризма на региональном уровне, как показывает практика, направлены в основном на совершенствование индустрии и инфраструктуры туризма в регионе. Именно эти задачи, а также вопросы повышения качества обслуживания туристов в гостиницах, на объектах показа, на предприятиях общественного питания и т. д. являются основными при разработке стратегий и целевых программ развития туризма нарегиональномуров-не. Наряду с развитием туристской индустрии и инфраструктуры в стратегических документах отражаются вопросы маркетинга, в том числе формирования регионального турпродукта, его позиционирования и продвижения. При этом вопросы качества туристского сервиса и атмосферы гостеприимства вне предприятий индустрии туризма практически не затрагиваются. Опыт показывает, что наряду с качеством обслуживания туристов для них важно чувствовать дружелюбие и расположение местного населения, которое наряду с профессиональным сервисом создает уникальное впечатление гостеприимства. ЮНВТО указывает на важность этических аспектов развития туризма. В связи с этим в статье ставится проблема разработки комплекса стандартов гостеприимства на региональном уровне с тем, чтобы их положения могли быть использованы предприятиями индустрии и инфраструктуры туризма для совершенствования сервиса. В этом случае, по мнению авторов, будет достигнут синергетический эффект формирования особой среды и атмосферы гостеприимства в регионе. Доказано, что содержание стандартов должно формироваться с учетом положений международных правовых актов и региональной нормативно-правовой базы. На примере Ярославской области показана примерная структура таких стандартов.
регион, туризм, стандарт, гостеприимство, безопасность, доступная среда, информатизация
Феномен гостеприимства изучается многими учеными [5]. Стандартизация в этом объекте исследований применялась в отдельных секторах, прежде всего, к определенным услугам. Разработка стандартов гостеприимства должна быть направлена на формирование в регионе среды, благоприятной для пребывания туристов и обеспечивающий должный уровень комфорта и безопасности. Основой разработки подобных стандартов выступают международные кодексы и правила, а также нормативно-правовая база региона, в которой закреплены отдельные положения, по сути, влияющие на отдельные элементы атмосферы гостеприимства в регионе.
Всемирная туристская организация разработала и 1 октября 1999 г. приняла Глобальный этический кодекс туризма. Этот глобальный документ служит целям формирования общей благоприятной среды гостеприимства. В соответствии с положениями этого документа можно утверждать, что основными направлениями разработки стандартов гостеприимства должны стать:
- информационная доступность турпродукта региона для российских и иностранных туристов и экскурсантов;
- безопасность пребывания на территории региона и туристских маршрутах, экологическая безопасность;
1. Crawford All. Hospitality operators´ understanding of service: a qualitative approach // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 25 (1). 2013.
2. Gomes C.F., Yasin M.M., Lisboa J.V. The effectiveness of hospitality service operations: measurement and implementation concerns // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 19 (7). 2007.
3. Gray B.J., Matear Sh.M., Matheson Ph.K. Improving the performance of hospitality firms // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 12 (3) 2000.
4. Ingram H., Grieve D. Exploring the nature and effects of perception and image in hospitality and tourism // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 5 (1). 2013).
5. Lashley C. Discovering hospitality: observations from recent research // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. Vol. 1 (3). 2007.
6. Yeung S. Hospitality ethics curriculum: an industry perspective // International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 16 (4). 2004.