Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматривается одна из приоритетных задач современной начальной школы, нашедшая отражение в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, – формирование информационной грамотности учащихся. Раскрываются характеристики трех групп информационных учебных действий, включающих готовность младшего школьника: пользоваться источником информации; понимать и представлять информацию в разном виде; оценивать надежность, достоверность данной или полученной информации. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы при освоении информационных учебных действий. Намечены направления работы педагога по их преодолению и совершенствованию информационной культуры учащихся.
младший школьник; приоритетные задачи современного начального образования; требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; понятие «информация»; формирование информационной культуры учащихся начальной школы; три группы информационных учебных действий.
Еще десяток лет назад младший школьник не знал, что такое гаджет, не пользовался Интернетом, не занимался играми на планшете, то есть его информационная среда была менее богатой и разнообразной. Зато ребенок младшего школьного возраста с удовольствием играл со сверстниками в подвижные и ролевые игры, а чтение для многих детей было любимым занятием. Известно, что прогресс остановить нельзя, техника развивается, информационные средства меняют не только свое содержание, но и форму его представления. Сегодня привычной стала жизненная картинка, когда у каждого школьника есть мобильный телефон, дети пишут друг другу смс, а информацию к предложенному докладу находят в Интернете. И, безусловно, это хорошо, так как человек не может не следовать за прогрессом, однако не учитывать риски неосторожного использования новых информационных
средств – значит нарушать гиппократовское правило «Не навреди», вполне применимое и к сфере педагогики.
СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ КАК ЗАДАЧА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Актуальность формирования информационной грамотности младшего школьника подчеркивается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2009 г., где указано, что на этом этапе обучения у школьника должны сложиться такие умения, как «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами» [8]. Одной из приоритетных задач начального образования сегодня является становление основ информационной культуры обучающихся: младший школьник учится ориентироваться в потоке воспринимаемой информации, применять ее для решения различных учебных и житейских задач, осуществлять анализ и оценку получаемых сведений, представлять их в разном виде и стилевом оформлении.
1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2. - М.: Российский учебник, 2017. - 128 с.
2. Ковалёва Г.С., К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе. Математика: стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс: пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением). - М.; СПб.: Просвещение, 2013. - 60 с.3. Международное мониторинговое исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2015 (Trends in Mathematics and Science Study) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm (дата обращения: 15.01.2019).
3. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.А. Булычева. - М.: Российский учебник, 2016. - 144 с.
4. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект / А. Литтл, М.Э. Локхед, В. Чайнапа [и др.]; пер. с англ. М.С. Добряковой; под ред. А. Литтл, Э. Вулф. - М.: Просвещение, 2007. - 367 с.
5. Результаты выполнения диагностических работ по математике, русскому языку и читательской грамотности учащимися 5-х классов Республики Татарстан: проект «Исследование готовности и адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе» / Г.С. Ковалёва, Краснянская К.А. [и др.]. - М.: Центр оценки качества ИСРО РАО, 2017. - С. 3-27.
6. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2016. - 224 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373; в ред. приказов от 26.11.2010. № 1241, от 22.09.2011 № 2357. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 16.01.2019).
8. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 279 с.
9. Fook J. Beyond reflective practice: reqorking the ‘critical’ in critical reflection // Beyond Reflective Practice: New approaches to professional lifelong learning / Eds. Y. Bradbury, N. Frost, S. Kulminster, M. Zukas. London: Routledge, 2010. P. 37-51.
10. Hoffer Alan R., Lainwand Steven J., Musser Gary L. Mathematics in Action. Macmillan/McGraw-Hill School Publishing Company. New York/Chicago/Columbus. 1991. 536 р.
11. Issues and Methodologies in Large-Scale Assessments. IERI Monograph Series. Vol. 1. Hamburg.: IEA-ETS Research Institute. 2008. 128 p.
12. Lompscher J. Motivation and activity // European Journal of Psychology of Education. 1999. № 1. P.11-21.
13. Zuckerman Galina A., Kovaleva Galina S., Kuznetsova Marina I. Between PIRLS and PISA: The advancement of reading literacy in a 10-15-year-old cohort // Learning and Individual Differences. 2013. № 26. P. 64-73.
14. Mezhdunarodnoe monitoringovoe issledovanie po otsenke kachestva matematicheskogo i estestvennonauchnogo obrazovaniya TIMSS-2015 (Trends in Mathematics and Science Study) [International monitoring study on assessing the quality of mathematical and science education. TIMSS-2015 (Trends in Mathematics and Science Study)]. Available at: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm (accessed 15 January 2019).