Россия
Россия
Изменение социального пространства в России в конце XIX — начале ХХ в. привело к складыванию и оформлению системы благотворительности, в которую входили как частные жертвователи, так и специализированные благотворительные организации. Инфраструктура и социальное разнообразие Звенигородского уезда существенно отразились в создаваемых организациях, которые охватывали различные проблемы жизнедеятельности уездного населения: помощь учителям и ученикам, комплектация и материальное состояние школ, исследование материального положения учителей и формирование на этой базе комплекса предложений. Основными источниками исследования служат Уставы и Отчеты благотворительных обществ.
образование, благотворительность, уставы, отчеты, меценатство, институционализация, нравственность.
Актуальность. В настоящее время благотворительность осуществляется под знаком «социальной ответственности» предприятий и предпринимателей в условиях качественного изменения социального пространства, идеологии, общественных отношений. В то же время очевидно, что эта «миссия» носит характер «разумного эгоизма», нацеленного, прежде всего, на получение прибыли через популярность у населения, создание позитивного имиджа и т.д. Принцип долгосрочной стратегии окупаемости расходов со временем встает здесь во главу угла. Проблема. У благотворителей второй половины ХIX — начала ХХ в. побудительные мотивы помогающего поведения отличались от мотивации современных жертвователей. М.Л. Гаврилин на вопрос: «Какие чувства скрывались за уникальной деятельностью, за громадными пожертвованиями?» отвечает: «Несомненно, среди причин были и богатство, и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий. Однако главным источником, определявшим размах этого движения, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, развитие национального духа и самосознание в их среде, постепенно приводившие наиболее просвещенных и мыслящих из них к осознанию личной ответственности перед обществом» [2, с. 79]. Особое значение при рассмотрении данного вопроса имеет региональный аспект, исследование которого позволяет, по утверждению А.В. Старцева, «с одной стороны, полнее представить размеры и формы благотворительной деятельности в масштабах всей страны, а с другой — выявить ее особенные черты, обусловленные экономическим и социальным развитием того или иного региона, демографическими, национальными и духовными особенностями местного населения» [6, c. 85]. Методика исследования. Основным методологическим инструментом данного исследования является принцип историзма, позволяющий проследить благотворительность в образовании Звени-городского уезда Московской губернии в процессе ее развития. Также авторы применяют идеографический метод описания событий и явлений в благотворительности. Результаты исследования и их обсуждение. Центр регулирования благотворительности десятилетиями постепенно смещался с государственного на региональный уровень. Возникновение благотворитель-
ных организаций произошло в условиях быстро развивающихся капиталистических отношений второй половины XIX — начала ХХ вв., когда государственная система помощи нуждающимся еще не сложилась, а возможности оказания им социальной помощи со стороны местных уездных учреждений не хватало. Уже с конца 1890-х гг. право утверждения уставов благотворительных обществ перешло из сферы компетенций Министерства внутренних дел в компетенции местной администрации. Благотворительные организации не только собирали средства на помощь, но являлись также средством диалога общества с местной властью, что и рассмотрено в настоящем исследовании на примере Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах Звенигородского уезда, осуществившим, выражаясь современным языком, «мониторинг» социально-экономического положения местных учителей и обратившимся к местным властям с комплексом предложений. Таким образом, благотворительные организации могли выступать как инструмент государственно-общественного
диалога в рамках интенсивно формирующегося гражданского общества. Интегративный фактор таких обществ заключался в том, что на основе сотрудничества в них происходило сплочение разных слоев населения и формирование эффективного механизма помощи нуждающимся.
1. Борисов Б.Ю. Духовно-нравственные основы благотворительности и попечительства русского купечества в отечественном образовании [Текст] / Б.Ю. Борисов // Человек и образование. - 2009. - № 3. - С. 177-179.
2. Гаврилин М.Л. «Богатство обязывает»: две миссии российского предпринимательства: благотворительная и меценатская деятельность XIX - нач. ХХ в. [Текст] / М.Л. Гаврилин // Благотворительность в России. - СПб.: Лики России, 2003. - С. 78-84.
3. Е. и Ф. П-вы (сокращения в указании авторов сохранены. - В.Г., А.К.). Материальное положение учащих земских школ Звенигородского уезда [Текст] / Е. и Ф. П-вы. - Звенигород: Типография С. Никитина, 1913. - 27 с.
4. Отчет Звенигородского - Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского братства с 1 января 1914 г. по 1 января 1915 г. (двадцатый год деятельности) [Текст]. - Звенигород: Типография С. Никитина, 1915. - 29 с.
5. Правила Звенигородского Саввинского братства, отделения Московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства [Текст]. - М.: Б. и., 1896.
6. Старцев А.В. Благотворительность и меценатство предпринимателей Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в. [Текст] / А.В. Старцев // Благотворительность в России. - СПб.: Лики России, 2003. - С. 85-97.
7. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи XIX - начало ХХ века [Текст] / Г.Н. Ульянова. - Кн. 2. - М.: Наука, 2005. - 403 с.
8. Устав Звенигородского общества распространения образования [Текст]. -Звенигород: Типография С. Никитина, Б/г. - 7 с.
9. Устав общества попечения о недостаточных учащихся в низших училищах Звенигородского уезда Московской губернии [Текст]. - М.: Типография И.А. Баландина, 1898. - 25 с.
10. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. - Т. 12 (23) [Текст]. - СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1894. - 480 с.