Россия
аспирант
Россия
Россия
В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление факторов, препятствующих успешной профессиональной подготовке лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре. Эмпирическое исследование проводилось в течение четырех лет в двенадцати вузах России, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов по адаптивной физической культуре. В исследовании приняли участие 42 студента выпускного курса с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и 132 студента-выпускника без отклонений в состоянии здоровья. Организационно-методической основой исследования явился комплекс надежных и валидных методик, ориентированных на выявление индивидуальных особенностей их личности. В результате исследования был сделан вывод о том, что индивидуально-личностными факторами профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как будущих специалистов по адаптивной физической культуре является низкий уровень их волевой регуляции, обусловленный их ориентацией на состояния и склонностью к фиксации на своих переживаниях, неспособностью осознавать свои намерения, реально воспринимать действительность, свои сильные и слабые стороны.
инвалидность, ограниченные возможности здоровья, профессиональная подготовка специалистов по адаптивной физической культуре, волевая регуляция, рефлексия.
Введение
На современном этапе развития общества решение проблемы профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является приоритетным направлением всей государственной политики. В Российской Федерации на законодательном уровне утверждается право лиц с инвалидностью и ОВЗ на доступное и качественное образование, в том числе и высшее, получение той специальности, которая будет востребована на современном рынке труда и которая может стать для инвалида источником его социальной защищенности и достижения определенного социально-экономического статуса. Во многих исследованиях отмечается, что в России еще не создана действующая система профессионального непрерывного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ [1], отражающая способы актуализации их профессионально-личностного самоопределения [6] и педагогические условия их профессиональной подготовки как специалистов определенного профиля [7]. Наше исследование посвящено проблеме создания педагогических условий для эффективной профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре (АФК). На наш взгляд, разработка целостной педагогической теории профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ должна осуществляться на основе результатов специальных исследований конкретных проблем, выявленных в процессе изучения особенностей их профессиональной подготовки как будущих специалистов определенного профиля, способных конкурировать со специалистами без инвалидности и ОВЗ на рынке труда. Теоретический анализ особенностей профессиональной подготовки специалистов по АФК показал, что такие особенности определяются спецификой самой профессиональной деятельности специалиста.
К таким особенностям можно отнести:
• во-первых, специалист по АФК может осуществлять свою профессиональную деятельность в различных учреждениях и организациях, функционирование которых так или иначе имеет свою специфику: это дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации, образовательные организации высшего образования или начального, среднего профессионального образования, учреждения здравоохранения,
реабилитационные центры, клубы, спортивные школы, секции, учреждения социальной защиты населения и т.д.;
1. Алехина С.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина, И.В. Вачко // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 97-103.
2. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 c.
3. Балашова В.Ф. Требования Госстандарта к результатам освоения основной образовательной программы «Адаптивная физическая культура» в компетентностном формате [Текст] / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 60-64.
4. Балашова В.Ф. Оценка профессиональной готовности специалиста по АФК [Текст] / В.Ф. Балашова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 37-39.
5. Бахарев Ю.А. Модель личности специалиста по адаптивной физической культуре [Текст] / Ю.А. Бахарев // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 4. - С. 51-55.
6. Бонкало Т.И. Актуализация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография [Текст] / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова. - М.: Перспектива, 2015.
7. Глузман А.В. Непрерывное инклюзивное образование людей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.В. Глузман, Ю.В. Богинская // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. - С. 30-33.
8. Филиппова С.О. Профессиональное образование спортсменов-инвалидов в области адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] / С.О. Филиппова, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2013. - URL: http://sportfiction.ru/articles/professionalnoe-obrazovaniesportsmenov-invalidov-v-oblasti-adaptivnoy-fizicheskoykultury/
9. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / С.А. Хазова. - М.: Академия естествознания, 2010. - 216 с.