Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена осмыслению сущностных оснований личности как предмета приложения развивающих усилий и условий развития так называемых «базовых оснований личности» в образовательном процессе. Автор раскрывает смысл понятий «вторичные» и «базовые» характеристики личности, утверждая, что организация образовательного процесса должна носить системный характер, предполагающий развитие не столько вторичных, сколько базовых характеристик личности. В качестве последних подразумеваются такие параметры личностей, вовлеченных в образовательное пространство, как потенциальная универсальность (неоднозначность), трансцендентность (неконечность), способность к идентификации (способность быть другим) и автономии (способность быть собой). В статье называются психологопедагогические условия, удовлетворяющие задаче развития базовых оснований личности: условия игровой и творческой деятельности.

Ключевые слова:
универсальность, трансцендентность, способность к идентификации и автономии, творчество, игра, игровые методы.
Текст

Организация образовательного процесса должна носить системный характер, предполагающий развитие не столько вторичных, сколько базовых характеристик личности. К числу первых принадлежат, например, определенные умения, компетенции, повышающие степень адекватности личности конкретно-историческим условиям существования общества, удовлетворяющие социальному заказу.

В качестве вторых подразумеваются такие базовые основания личностей, вовлеченных в образовательное пространство, как потенциальная универсальность (неоднозначность); трансцендентность (неконечность); способность к идентификации (способность быть другим) и автономии (способность быть собой). Современной концепцией развития и модернизации системы образования утверждается примат актуализации личностного потенциала учащихся. А формирование конкретных компетенций может полноценно осуществляться тогда, когда параметры образовательной среды станут адекватными потребности развития базовых системообразующих оснований личности. Целью написания данной статьи является осмысление сущностных оснований личности как предмета приложения развивающих усилий и условий их развития в образовательном процессе.

Классиками философии, психологии в качестве свойств, специфичных природе человека в тех  или иных вариациях, называются:

  1. потенциальная универсальность (неоднозначность);
  2. трансцендентность (неконечность);
  3. способность к идентификации (способность быть другим) и автономии (способность быть собой).

Согласно субъектно-деятельностному подходу, активность субъекта и условия, в которых она протекает, определяют характер развития субъекта, верно и обратное отношение. Какими  должны быть психолого-педагогические условия, удовлетворяющие задаче сопровождения развития базовых оснований личности? Представитель отечественной школы психологии Н.И. Непомнящая считает таковыми (условиями, способным оказывать на базовые основания личности системное развивающее воздействие) условия игровой и творческой деятельности [3]. Открытие и воплощение нового понимания в бытии достигается человеком через акты самоизменения, через процесс саморазвития. Среди ученых бытует мнение о том, что самому развитию человека присущ творческий характер, творчество — норма нашего развития, самоосуществления. Итак, творчество — функция личности, реализация ею такого основания личности, как трансцендентности, базовой потребности в выходе за пределы известного, осуществленного [3].

Список литературы

1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.

2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СПб., 2000.

3. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к исследованию человека // Вопросы психологии. 2005. № 1.

4. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. № 1. С. 3-21.

Войти или Создать
* Забыли пароль?