Интенсивная динамика происходящих изменений в сфере общего образования с необходимостью требует от учителей раскрытия своего профессионального и личностного потенциала. При этом эффективность реализация педагога в профессиональной деятельности непосредственно связана со смысловыми выборами личности, с перестройкой системы ценностей в условиях реформируемой системы общего образования. Наиболее актуальным становится умение учителя определять для себя значимые профессиональные цели, способность находить в рамках ролевых требований новые смыслы и ценности, которые составляют основу их самоактуализации.
учитель, модернизация сферы общего образования, ценности, смыслы, мотивационная среда, профессиональная самоактуализация.
Свою статью мы посчитали необходимым начать с высказывания А. Маслоу о самоактуализации: «Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой» [1, с. 38]. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Во-первых, фиксируется момент наилучшей возможности реализовать свой потенциал с помощью профессиональной деятельности. Во-вторых, отмечается, что деятельность должна быть социально значимой, а это полностью соответствует сущности педагогической деятельности. В-третьих, должна быть в наличии высокая профессиональная мотивация.
Современное общество требует, в том числе, иных подходов к процессам подготовки и самореализации профессионалов, которые должны обладать не столько высоким уровнем профессионализма, сколько способностью к эффективной реализации имеющегося профессионального потенциала с высокой продуктивностью в динамично меняющихся современных условиях.
В ряде современных исследований (А.Л. Журавлев, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева), посвященных проблеме профессиональной самореализации, данное понятие раскрывается как интегральная динамическая характеристика субъекта профессиональной деятельности, отражающая процесс и результат осуществления личностью в работе своей индивидуальности, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы.
По мнению А.М. Кириченко, «изменения в обществе и образовании обусловили новые акценты в положении учителя, отражающие его перевод из объектной в субъектную позицию: рост персонализации учительского труда, повышение требований профессионально-личностного порядка в профессиональной практике, где возрастает приоритет личностного фактора» [2, с. 4].
1. Каз М.С., Никитин А.А. Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3. С. 45-47.
2. Кириченко А.М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося российского общества: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2011.
4. Пичугин С.С. Творческая самореализация учителя в инновационной деятельности по образовательной системе «Школа 2100». URL: http://www.school2100.ru/arc/arch_pdf/periodic_07.pdf