В статье раскрываются характерные черты сельского социума и сельской школы, обозначены особенности музейно- педагогической деятельности в условиях сельского социума.
сельский социум, сельская школа, школьный музей, музейно-педагогическая деятельность, музейно-педагогическая деятельность в условиях сельского социума.
Составной частью современного музееведения является музейная педагогика. Это междисциплинарное направление усиленно развивается. Тем не менее имеются аспекты, исследованные не в полной мере. Один из них — музейно-педагогическая деятельность в условиях сельского социума. По нашему мнению, данному виду деятельности свойственны некоторые особенности. Знание и учет этих особенностей представляется особенно важным для той категории педагогической общественности, которая обращается к музейной педагогике как средству формирования гражданской идентичности в условиях российской глубинки. В рамках статьи поставим задачу — охарактеризовать особенности музейно-педагогической деятельности в условиях сельской среды.
Чтобы осознаннее подойти к обозначенной проблеме, сначала необходимо указать на специфические черты сельского социума современной России, определенные учеными в ходе комплексных исследований [2–4; 7]. Среди характеристик выделяются такие, как социальная неустроенность, отсутствие полноценной социокультурной жизни на селе, снижение влияния школы на сельский социум, на социализацию подрастающего поколения, неорганизованность досуга детей, подростков, молодежи, усиление тенденции к преобладанию на селе социально неблагополучных семей. У сельских жителей меняется отношение к сельскохозяйственному труду, исчезает чувство хозяина земли. Происходит депопуляция сельских поселений. Наблюдается низкий материальный уровень жизни большей части сельского населения. Условия развития человека в сельской местности значительно отстают от города. Молодежь не находит перспектив в жизни на селе. В сельскую среду привносится рыночная психология с чуждыми большинству сельских жителей потребительскими ценностями. Реальной угрозой безопасному выживанию села является алкоголизация. Деформация сельского образа жизни ведет к разрушению связи поколений.
С другой стороны, в сельской среде действуют факторы иного плана: особая роль общественного мнения; открытость, прозрачность сельской жизни; особая роль природы; приверженность национальным традициям, нравственным ценностям; важная роль прихода в духовной жизни; ключевое значение сельского учителя в жизни села.
Школа в сельской местности является важнейшим социальным институтом. Она также имеет свою специфику: малочисленное наполнение классных коллективов, близость к естественной природе, сельскохозяйственное окружение, информированность о жизни друг друга, удаленность от интеллектуально-информационных центров [5].
1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология: Пособие-справочник. СПб, 1999.
2. Байбородова Л.В. Организация учебного процесса в сельской школе: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
3. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. Ярославль: Канцлер, 2013.
4. Гурьянова М.П. Социально-педагогический ресурс села как фактор его развития // Педагогика. 2013. № 4. С. 34-40.
5. Коршунова О.В. Экспериментальная деятельность Волго-Вятского регионального научно-образовательного центра Российской академии образования / Науч. ред. В.С. Данюшенков. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2012.
6. Налетова Е.Л. Формирование воспитательного пространства средствами музейно-педагогической деятельности (на примере г. Тольятти): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.
7. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под общ. ред. Ю.В. Борисова. М.: Центр образовательной литературы, 2003.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.
9. Огородникова С.В., Конышева Т.А., Комарова Т.И. Школьный музей нового типа - средство гражданского образования в сельском социуме: Методическое пособие / Под ред. В.С. Данюшенкова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.
10. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Высшая школа, 2009.