НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЕРЕДОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена действующая нормативно-правовая база, регулирующая рынок передовых производственных технологий России. На основании проанализированной информации сделаны выводы о том, что в настоящее время реализация нормативно-правовых актов по устранению административных барьеров в сфере внедрения передовых производственных технологий находится только на начальном этапе.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, производственные технологии, Национальная технологическая инициатива, нормативно-правовая база.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г., перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача войти в пятерку стран с наиболее развитой экономикой. Более того, была поставлена задача ускорить технологическое развитие Российской Федерации, а также увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа и обеспечить ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере [1]. В современных реалиях трансформации мировой экономики и все более возрастающей роли научно-технического прогресса в развитии национальных экономик, России необходимо сделать качественный скачок в разработке и внедрении новых технологий в отечественную экономику.  

            14 февраля 2017 г.  Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России был одобрен план реализации кросс-отраслевого направления «Технет» (Передовые производственные технологии, далее – ППТ) Национальной технологической инициативы (далее – НТИ), принципиально нового проекта по модернизации и развитию экономики России.                                 Национальная технологическая инициатива – это приоритетная, долгосрочная межведомственная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках,  которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. В качестве основного инструмента реализации НТИ определена система «дорожных карт», которые реализуются в форме проектов НТИ, и была разработана по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. [2]. 

Следует отметить, что направление «Передовые производственные технологии» НТИ базируется на объединении усилий органов государственной власти, ведущих научных и исследовательских центров страны, крупных деловых объединений, предприятий, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ. Так же то, что рынок инновационных производственных технологий становится все более глобальным, обуславливает необходимость в тесном международном сотрудничестве, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне государств.  Поэтому вопрос разработки нормативно-правовой базы, регулирующей  рынок передовых производственных технологий в России и мире, является как никогда актуальным.

Нормативно-правовая база России в сфере инноваций начала сформировываться с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– ГК РФ). Несмотря на то, что ни в одном пункте статьи четвертой ГК РФ не обозначается понятие «инновации», она стала фундаментом законодательства об интеллектуальной собственности и дальнейшего развития законодательства о новых технологиях.

Определение термина «инновация» содержится в Федеральном Законе №127 «О науке  и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (в редакции от 23.05.2016), где термин «инновации» определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [3]. В российском законодательстве также дается определение «технологической инновации», как представляющей собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе [4]. Также в законодательстве существует два определения инноваций в промышленном производстве: первое – это «продуктовые инновации», которые включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов, а второе – это «процессные инновации» –  освоение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов [5].

Анализируя нормативные источники ключевых определений инновационной деятельности, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день российское законодательство в сфере инноваций состоит из большого количества разрозненных законодательных актов, из-за чего возникают определенные трудности в практической работе по правовому регулированию внедрения передовых производственных технологий в промышленность.

 В рамках законодательной базы инновационной деятельности Российской Федерации можно выделить следующие группы:

1. Нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в сфере инноваций. Как правило, эти акты носят декларативный или концептуальный характер. Данная группа нормативных актов содержит основные положения реформирования, модернизации и развития российской экономики, а также меры по стимулированию и активизации инновационной деятельности. Примеры: Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 08.11. 2011 г. №2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», Указ Президента Российской Федерации от 22.07.1998 №863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», Федеральный Закон №127 от 23.08.1996 г. «О науке  и государственной научно-технической политике» (в редакции от 23.05.2016 г.),  Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» и т.д.  Данные нормативно-правовые акты составляют базу для дальнейшего развития законодательства в инновационной сфере и выражают политическую руководства Российской Федерации в области инноваций. 

2. Федеральные законы, указы, постановления и распоряжения, определяющие создание и функции федеральных органов государственной исполнительной власти, научных и негосударственных организаций и фондов в сфере инноваций. Примеры: Федеральный закон  от 19.07.2007 г.   №139-Φ3 (ред. от 31.05.2010 г.) «О Российской корпорации нанотехнологий», Федеральный закон от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"», Федеральный закон от 28.09.2010 г. №244-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.)                «Об инновационном центре "Сколково"», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.08.2011 г. №1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"» (в редакции от 12.11.2015 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2006 г. №516 «Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания"».    Данные нормативно-правовые акты четко регламентируют цели, обязанности, функции и меры поддержки основных институтов в сфере инноваций в Российской Федерации.

3. Законы, указы, приказы, регулирующие статус особых экономических зон, территорий опережающего развития и территорий опережающего социально-экономического развития. Примеры: Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2014 г. №473-ФЗ       «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2018 г. №660 «Об утверждении Плана проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне на 2019 г.», Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и т.д. Данные законодательные акты регламентируют создание и функционирование территорий опережающего социально-экономического развития – частей территорий субъектов Российской Федерации, включая закрытые административно-территориальные образования, на которых установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [6]. Эти территории создают благоприятные условия для внедрения передовых производственных технологий в промышленность.

4.  Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере инноваций. В последние годы российские регионы активно включились в деятельность по модернизации национальной экономики и внедрению инноваций во все сферы экономики. Зачастую, региональные власти разрабатывали или принимали достаточно эффективные нормативно-правовые акты, наиболее четко отвечающие потребностям региона в инновационной деятельности. Примеры: Закон г. Санкт-Петербург от 12.10.2009 г. №411-85 (ред. от 17.07.2013 г.) «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 г. №63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», Указ Президента Республики Татарстан от 17.10.2014 г.              №УП-988 «О мерах по созданию в Республике Татарстан инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 587 от 09.07.2012 г.               «О мерах по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Республике Татарстан»,  Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.12.2017 г. №2259 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы"», Указ Президента РС(Я) от 18.10.2011 г. № 989 (ред. от 04.06.2012 г.)             «О грантах Президента Республики Саха (Якутия) для поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности», Закон Приморского края от 15.02.2008 г. №195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края», Закон Липецкой области от 27.10.2010 г. № 425-ОЗ     (ред. от 18.06.2014) «Об инновационной деятельности в Липецкой области», Закон Республики Адыгея от 28.12.2007 г. №145 «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея», Закон Иркутской области от 05.05 .2004 г. №21-ОЗ (ред. от 11.06.2014 г.) «Об областной государственной поддержке научной, научнотехнической и инновационной деятельности», Закон Самарской области от 09.11.2005 г. №198-ГД (ред. от 06.02.2015 г.) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области», Закон Чеченской Республики от 06.03.2007 г.             №7-РЗ (ред. от 11.05.2012 г.) «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике», Закон Калужской области от 04.07.2002 г. №134-ОЗ               (ред. от 05.12.2014 г.) «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области», Закон Новосибирской области от 20.04.1995 г. №17-ОЗ (ред. от 30.04.2014 г.) «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области», Закон Новосибирской области от 15.12.2007 г. №178-ОЗ                                       (ред. от 02.07.2014 г.) «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы», Закон Республики Башкортостан от 02.03.1994     №ВС-22/39 (ред. от 29.04.2014) «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 28.12.2006 г. №400-з (ред. от 30.03.2015 г.) «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» и т.д. Одним из факторов активизации разработки региональных нормативных актов в области инноваций является координация деятельности регионов с федеральным центром. От того насколько будет доработана федеральная законодательная база зависит развитие регионов в этом направлении. При этом федеральный центр может перенять наиболее успешный опыт регионов и активизировать обмен опытом между субъектами федерации, что будет способствовать развитию нормативно-правовой базы в сфере внедрения инноваций по всей стране в целом.

Большое количество нормативно-правовых актов и их разрозненность создают барьеры и трудности в практической работе с ними. Поэтому появляется острая необходимость в «кодификации» нормативно-правовых актов  в сфере инноваций или принятии нового закона, где содержалось бы нормативное определение ключевых терминов в сфере инноваций, описывался механизм государственный поддержки инновационной деятельности, одновременно позволяющий устранить нормативные барьеры, затрудняющие практическую работу в сфере передовых производственных                  технологий.

На сегодняшний день уже начали появляться законодательные инициативы по упорядочиванию нормативно-правовой базы в сфере инноваций и устранению барьеров по внедрению передовых производственных технологий. Одним из основных таких законопроектов является проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», который также предполагает замену базового Федерального закона №127 «О науке  и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (в редакции от 23.05.2016 г.).

Принятие нового Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» позволит:

– определить нормативную терминологическую базу в сфере инноваций, инновационных проектов и внедрения передовых производственных технологий;

– определить единую государственную политику в сфере инноваций;

– определить полномочия органов государственной власти в сфере инноваций;

– определить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере инноваций;

– определить права местного самоуправления в инновационной деятельности.

Устранение административных барьеров в сфере передовых производственных технологий обуславливается быстрыми изменениями на рынке и частым внедрением инноваций, в условиях которых необходимо максимально быстро реагировать. Большое количество административных барьеров влияет на скорость внедрения инноваций и создает практические сложности в реализации инновационных проектов, что может отразиться на конкурентоспособности отечественных передовых производственных технологий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 г. №483-р был утвержден План мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров  в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (Передовые производственные технологии), в соответствии с которым устранение административных барьеров должно производиться в три этапа.

Первый этап охватывает 2018–2019 гг. На данном этапе планируется устранение барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации, что позволит устранить барьеры при применении цифровых моделей и виртуальных испытаний для подтверждения и сертификации соответствия продукции. Второй этап охватывает 2020–2025 гг. На данном этапе должен быть произведен мониторинг первого этапа. На третьем этапе, который охватывает 2026–2035 гг., также должен быть проведен мониторинг реализации и эффективности «Дорожной карты» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров.

Что касается первого этапа реализации «дорожной карты», перед федеральными органами государственной власти были поставлены конкретные задачи по приведению в порядок нормативно-правовой базы, в целях устранения административных барьеров.

В целях устранения барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации, на данный момент разрабатываются законопроекты или изменения в существующие законы по упрощению процедур оформления, учета, хранения, обмена цифровой документации. Например, разрабатывается проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», который предусматривает введение 3d-моделей при регистрации интеллектуальной собственности. Так, в п. 2 ст. 1354 слова «чертежи» будут замены словами «чертежи и трехмерная модель». Это позволит упростить процедуру регистрации патента и сократит время внедрения передовых технологий в производство. Кроме того, проектом предлагается предусмотреть возможность подачи заявок в электронной форме с простой электронной подписью заявителя, а также выдачу патентов и свидетельств в виде электронных документов.

Министерство промышленности и торговли утвердило программу национальной стандартизации на 2018 г., где целый раздел (ТК 141) посвящен робототехнике. Таким образом, предложенные законопроектом изменения соответствуют современным требованиям с учетом задач инновационного развития и построения цифровой экономики и обеспечивают возможность реализации целей обеспечения единства измерений в современных условиях функционирования экономики и социальной сферы Российской Федерации. По мнению авторов, данные законодательные изменения сыграют большую роль в реализации национальных проектов, в первую очередь тех, которые связаны с использованием современных технологий, в частности, Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», входящего в Национальный проект «Экология» [7].

Подводя итог, можно констатировать, что в рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров  в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (Передовые производственные технологии), проводятся работы по первому этапу. Большинство нормативно-правовых актов по устранению административных барьеров в сфере внедрения передовых производственных технологий, на данный момент, находятся на стадии разработки, общественных обсуждений или на анализе у экспертного сообщества. Доработка, утверждение и принятие нормативно-правовых актов по снятию барьеров в сфере внедрения передовых производственных технологий будет способствовать эффективной реализации Национальной технологической инициативы.    

 

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Пр-2821, п.1, 29. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/47182.

3. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

4. Приказ Росстата от 06.09.2012 N 481 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136073/

5. Приказ Росстата от 06.08.2018 N 487 (ред. от 04.09.2018) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304631/

6. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

7. Паспорт Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» http://mineconom74.ru/sites/default/files/field_downloads/1323/ndt.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?