РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ ПО ЗАДАННОМУ ЗАКОНУ ПОДАЧИ ТОПЛИВА И ПРОВЕРКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НА ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ
Рубрики: ТРАНСПОРТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приведены результаты расчета характеристик тепловыделения по заданному закону подачи топлива по разработанной программе в среде Microsoft Excel. Получено экспериментальное подтверждение математической модели взаимосвязи подачи топлива и тепловыделения в цилиндре дизельного двигателя Д243E.

Ключевые слова:
дизельный двигатель, программа расчета, закон подачи топлива, характеристики тепловыделения, опытная проверка программы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Характеристики процесса сгорания в дизельных двигателях внутреннего сгорания с объемным и объемно-пленочным смесеобразованием зависят от динамики и структуры факелов распыленного топлива, их числа и ориентации в пространстве, взаимодействия факелов с воздушным зарядом цилиндра и стенками камеры сгорания. Это необходимо учитывать при разработке математической модели смесеобразования и сгорания в дизельных двигателях, а также при решении практических вопросов по интенсификации, оптимизации и управлению характеристиками процесса сгорания [1-6]. При этом достоверность математической модели и эффективность практических решений зависят от того, насколько точно учтены особенности динамики и структуры факелов распыленного топлива в дизельном двигателе.

Методы экспериментального исследования характеристик распыливания топлива дизельными форсунками не дают полной информации о динамике и структуре нестационарной импульсной струи топлива, впрыскиваемой в высокотемпературную среду с переменной плотностью, особенно при начавшемся горении. Такие исследования проводятся, как правило, на специальных безмоторных моделирующих установках (дизельных бомбах). Так как измерить параметры топливного факела непосредственно в цилиндре работающего дизельного двигателя технически трудно из-за высоких давлений и температур цикла, излучения пламени, нестабильности впрыска топлива от цикла к циклу и др., известны только отдельные попытки изучения динамики и структуры топливных факелов непосредственно на работающем дизельном двигателе или его модели путем киносъемки факела и стробоскопического отбора проб газового топлива в различных точках поперечного сечения факела.

Для исследования процессов распыливания топлива в дизельных бомбах применяют фотографирование и киносъемку топливного факела, отбор топлива из различных его зон с помощью сотовых уловителей или трубчатых зондов, улавливание капель распыленного топлива на законченную пластинку. Фото- и кинорегистрация дает представление о геометрии топливного факела и динамике ее изменения, но почти не раскрывает внутреннюю структуру в связи с его высокой оптической плотностью. Вследствие этого практически не дают дополнительной информации о структуре топливного факела дизельных двигателей и более сложные методы: шлирен-метод и голография. Отбор топлива зондами и впрыск на пластинки позволяют определить распределение потоков жидкого топлива на различных расстояниях от оси факела или сопла и дисперсность распыливания, суммарную за период впрыска. Таким образом, измерения также не дают представления о внутренней структуре факела в различных его сечениях и динамике ее изменения. По­лезную информацию о дисперсности распыленного топлива в опреде­ленном сечении факела можно получить с помощью установки со стробоскопическим приспособлением в виде вращающегося диска со щелью, через которую в определенный момент впрыска только часть факела попадает на улавливающую пластинку, расположенную за дис­ком. Однако получаемые таким методом данные недостаточно достоверно отображают действительную структуру факела в его по­перечном сечении, так как взаимодействие топливной струи с диском стробоскопа нарушает нормальное развитие факела, а в связи с разли­чием скоростей капель в его поперечном сечении диск стробоскопа вырезает из факела объем в форме эпюры скоростей капель. Вследствие этого основную часть массы топлива, улавливаемого на пластинку, состав­ляют капли, летящие с большой скоростью в плотном осевом потоке струи.

В многочисленных исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов, в том числе в [1; 3-5], рассмотрены кинетические уравнения ис­парения и выгорания распыленного топлива в цилиндре дизельного двигателя, учитывающие характеристики впрыска и распыливания топлива, параметры заряда цилиндра, физико-хи­мические характеристики топлива, особенности его испа­рения в дизельном двигателе, кинетику цепных реакций в не­однородной топливовоздушной смеси. На основании аналитических и эмпирических зависимостей протекания указанных процессов разработан метод расчета процесса сгорания топлива и характеристик тепловыделения в дизельных двигателях [5].

По рассмотренной методике была разработана программа расчета характеристик тепловыделения по заданному закону подачи топлива в среде Microsoft Excel. Выполненный расчет для дизельного двигателя Д243E подтвердил хорошее согласование расчет­ных характеристик тепловыделения и индикаторных диа­грамм с экспериментальными данными.

          Исходные данные для расчета (дизельный двигатель Д243E):

Молекулярная масса воздуха m=28,9 кг/кмоль.

Диаметр цилиндра D=0,110 м.

Ход поршня S=0,125 м.

Постоянная КШМ λ=R/L=0,2717.

Степень сжатия ε=16.

Количество сопловых отверстий форсунки ic= 6.

Диаметр сопловых отверстий dc=0,2 мм.

Длина свободного пролета факела Lст=0,038 м.

          Характеристики топлива:

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива M0=0,5 кмоль.

Плотность топлива (при 323 К) ρт = 825 кг/м3.

Динамический коэффициент вязкости топлива (при 323 К) μт = 3·10-3 Па·с.

Коэффициент поверхностного натяжения топлива (при 323 К) ζт = 28·10-3 Н/м.

          Коэффициенты расчетных формул:

Константа времени испарения крупных капель Az =4,6 c-1.

Коэффициенты уравнения безразмерной характеристики впрыска топлива

 

 

σ = f(Ф): a=3,9;   b=1,73;   c=3,5;   m1=1,5;   m2=2;   m3=2;   m4=4;   Ф1=0,333.

Коэффициенты уравнения характеристики тепловыделения на участке топливоподачи:

a0= 4·10-3 м3/(кг·с);  a1=10-3 с;    a2=15 м3/(кг·с);   b0=0,1.

 

Коэффициент турбулизации заряда Ту=1.

Минимальное значение степени использования воздушного заряда цилиндра ξво=0,42; её абсцисса Фz0=0,33.

Условная энергия активации предпламенных реакций Ea=23,8·103 кДж/кмоль.

Коэффициент в формуле расчета среднего диаметра капель E32=1,7.

Коэффициент поправочной функции константы испарения топлива y=1.

Коэффициент в формуле определения дальнобойности топливного факела Dф=2,9.

Коэффициент в формуле угла конуса топливного факела Aст=0,0055.

Степень уменьшения скорости испарения топлива на стенке (минимальная) χ0 =0,7.

          Параметры режима работы двигателя:

Частота вращения вала двигателя n =1500 мин-1.

Давление продувочного воздуха (абс.) Ps =0,09 МПа.

Температура наддувочного воздуха Ts =315 К.

Коэффициент наполнения ηv=0,96.

Коэффициент остаточных газов γ=0,05.

Коэффициент избытка воздуха при сгорании αр=1,86.

Продолжительность впрыска топлива φвпр=29°пкв.

Момент (угол поворота коленчатого вала до ВМТ) начала впрыска топлива φн=17°пкв.

Цикловая подача топлива Gц=1,247·10-4 кг.

Недожог топлива (в долях от цикловой подачи) Δт=0,01.

Момент (угол поворота коленчатого вала) окончания расчета тепловыделения по уравнениям участка топливоподачи φк=90°пкв.

          Расчет характеристик тепловыделения

  1. Расчет параметров заряда:

Рабочий объем цилиндра , м3.

Объем камеры сжатия , м3.

Количество свежего заряда , кмоль.

Количество газов в цилиндре , кмоль.

Цикловая подача топлива (если в исходных данных Gц=0).

Коэффициент избытка воздуха при сгорании (если в исходных данных Gц=0).

  1. Расчет констант испарения топлива:

Средняя скорость истечения топлива из распылителя форсунки

, м/с.

Критерий М.

Критерий Вебера   .

Плотность заряда в конце условного сжатия  , кг/м3.

Симплекс  .

Средний поверхностный диаметр капель

, мкм.

Давление в цилиндре в конце условного сжатия  , МПа.

Константа испарения топлива  , м2/с.

Относительная константа испарения топлива (теоретическая)

 , c-1.

Поправка, учитывающая фактические условия испарения, =1.

Относительная константа испарения (действительная) , с-1.

          Расчет временных и угловых параметров диаграммы

Объем цилиндра в момент начала впрыска топлива,

 м3,

где .

Давление газов в момент φн     

, МПа.

Температура газов в момент φн     

, К.

Период задержки воспламенения

, с;

,°пкв.

Момент воспламенения

 ,°пкв.

Момент окончания впрыска топлива ,°пкв.

Продолжительность испарения и сгорания крупных капель , с.

Продолжительность сгорания ,°пкв.

Момент окончания горения ,°пкв.

Момент достижения факелом стенки камеры сгорания 

, с;

,°пкв.

Продолжительность взаимодействия фронта факела со стенкой

,°пкв.

Коэффициент в формуле, определяющей характер испарения топлива на стенке,

.

Расчет характеристик впрыска и испарения топлива

Текущий ход поршня

.

Относительное время впрыска (рис. 1)

.

Доля впрыснутого топлива:

Интегральная характеристика впрыснутого топлива (рис. 2)

Текущее время от начала впрыска .

Квадрат относительного диаметра испаряющейся капли

 

при    .

Степень уменьшения скорости испарения топлива на стенке:

если

Относительное время взаимодействия фронта факела со стенкой:

если    .

Степень уменьшения скорости испарения топлива на стенке:

   .

 

 

Скорость испарения топлива (рис. 3):

,

.

Доля испарившегося топлива (рис. 4)

.

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Рис. 1. Дифференциальные (dσ1/dФ,  dσ2/dФ,  dσΣ/dФ) и интегральные (σ1, σ2, σΣ) характеристики  процесса впрыска

Подпись: Рис. 2. Характеристика впрыска топлива

 

 

Тепловыделение

 
  Тепловыделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Рис. 4. Доля впрыснутого топлива σт, доля
испарившегося топлива σи, характеристика тепловыделения Х

Подпись: Рис. 3. Скорость испарения топлива dσи /dτ

 

 

Доля паров, образовавшихся за период задержки воспламенения,

.

          Расчет характеристик тепловыделения на участке топливоподачи

Коэффициенты расчетных формул: 

.

Объем цилиндра в момент воспламенения  :                    

Тепловыделение при начальной вспышке топлива :

  • функция выгорания паров топлива, образовавшихся за τi  (рис. 5),

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Рис. 5. Функция скорости выгорания паров топлива (образовавшихся за период τi) P0 и функция P2

 

 

 

 

;

  • скорость тепловыделения  

;

  • доля выгоревших паров топлива, образовавшихся за период задержки воспламенения,  

;

  • общая доля выгоревшего топлива  

.

Тепловыделение после вспышки  топлива :

  • скорость догорания топлива 

;

  • относительная скорость тепловыделения

;

  • доля выгоревшего топлива 

.

         Расчет характеристик тепловыделения на участках развитого горения и догорания

Коэффициент    .

Коэффициент    .

Параметры точки φк:

Показатели процесса сгорания на участке  :

  • относительная продолжительность горения  

;

  • степень использования воздушного заряда

;

  • текущее значение коэффициента избытка воздуха в зоне горения

;

  • относительная скорость тепловыделения (рис. 6)  

;

  • доля выгоревшего топлива (рис. 4, 6)

.

 

Инт хар тепловыд        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Рис. 6. Интегральная характеристика тепловыделения (доля выгоревшего топлива)

 

 

 

Таким образом, разработанная программа расчета характеристик тепловыделения по заданному закону подачи топлива в среде Microsoft Excel позволяет получить исчерпывающие количественные значения характеристик тепловыделения в цилиндре двигателя. Выполненный расчет для дизельного двигателя Д243E подтвердил хорошее согласование расчет­ных характеристик тепловыделения и индикаторных диа­грамм с экспериментальными данными.

Список литературы

1. Алемасов, В.Е. Основы теории физико-химических процессов в тепловых двигателях и энергетических установках / В.Е. Алемасов [и др.]. - М.: Химия, 2000. - 520 с.

2. Двигатели внутреннего сгорания: учебник: в 3 кн. / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров [и др.]; под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высш. шк., 1995.

3. Дмитриевский, Е.В. Электронное управление двигателями внутреннего сгорания: учеб. пособие / Е.В. Дмитриевский, А.А. Обозов, М.А. Но-виков. - Брянск: БГТУ, 2018. - 195 с.

4. Иванченко, Н.Н. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне / Н.Н. Иванченко, Б.Н. Семенов, В.С. Соколов. - Л.: Машиностроение, 1972. - 228 с.

5. Разлейцев, Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях / Н.Ф. Разлейцев. - Харьков: Изд-во Харьков. ун-та, 1980. - 169 с.

6. Рогалев, В.В. Курсовое проектирование двигателей внутреннего сгорания: Тепловой расчет: учеб. пособие / В.В. Рогалев, Е.В. Дмитриевский. ̶ Брянск: БГТУ, 2017. ̶ 131 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?