Новосибирск, Новосибирская область, Россия
Статья посвящена актуальной в настоящее время теме вовлеченности в деятельность, но не персонала организации, а будущих HR- менеджеров в процесс их обучения. В статье представлены различные теоретические подходы к определению понятия «вовлеченность», «вовлеченность студентов», «студенческая вовлеченность», а также проанализированы факторы, влияющие на степень вовлеченности студентов в процесс обучения. Приводится краткий обзор литературы по изучению проблем вовлеченности, цель которого формирование общего представления об актуальности и трудностях оценки вовлеченности. Автор предлагает вниманию опыт оценки уровня вовлеченности будущих специалистов в сфере управления персоналом в процессе их обучения в вузе как важного фактора их успешного становления в будущей профессии. Автором представлены результаты сравнительного анализа изменения уровня вовлеченности студентов в ситуации использования различных методов обучения в разные годы обучения. В статье уделяется внимание проблеме формирования профессиональной компетентности будущих HR-менеджеров в процессе их обучения и связи успешности обучения с вовлеченностью как фактором мотивированности и повышенного интереса к будущей профессиональной деятельности. Статья имеет практическую направленность, поскольку изучение вовлеченности студентов в обучение позволит скорректировать и содержание, и методы обучения будущих HR-менеджеров с учетом не только требований ФГОС ВО, профессионального стандарта специалиста в сфере управления персоналом, требований работодателей, но и потребностей самих обучающихся.
вовлеченность студентов, профессиональная компетентность, уровень вовлеченности, интерактивные методы обучения
1. Захарова А. Научные определения [Электронный ресурс] // Журнал «Штат». - 2011. - № 5. - URL: http://www.hrmedia.ru/node/450 (дата обращения: 06.04.2019)
2. Костючик Е.С. Сильный бренд: навстречу вовлеченности. Управление проектами // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №3. - С. 14-18.
3. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 37-44. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-studentov-v-uchebnyy-protsess-v-rossiyskih-vuzah-1 (дата обращения: 06.04.2019).; EDN: https://elibrary.ru/SCTKUF
4. Скриптунова Е. Методика расчета индекса вовлеченности персонала // Управление человеческим потенциалом. - 2010. - №2. - С. 42.
5. Черняк Т.В., Бадашкова А.И., Штоп А.А. Научно-исследовательский проект как инновационный метод формирования профессиональных компетенций будущих HR-менеджеров (15-летний опыт кафедры управления персоналом Сибирского института управления) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 39-47. https://doi.or g/10.12737/article_5b5098f93bb726.15529925; ; EDN: https://elibrary.ru/XWCGUX
6. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1984. Vol. 25. No. 4.
7. Chapman E. Assessing Student Engagement Rates //ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation. 2003.
8. Coates H. Student Engagement in Campus-based and Online Education: University Connections, Taylor and Francis, London, 2006.
9. Coates H. The value of student engagement for higher education quality assurance. Quality in Higher Education, 2005, №11.
10. Kahn W.A. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work. в методиках The Academy of Management Journal, Vol. 33, №. 4, 1990, pp. 692-724.; EDN: https://elibrary.ru/BIDISV
11. Kuh G.D. Assesing What Really Matters to Student Learning: Inside the National Survey of Student Engagement // Change. 2001a. Vol. 33. No. 3.
12. Kuh G.D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual Framework and Overview of Psychometric Properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001
13. Kuh G.D. What Student Engagement Data Tell Us about College Readiness // Peer Review. 2007. Vol. 9. No. 1. P. 4-8.
14. Kanungo R.N. Measurement of job and work involvement // Journal of Applied Psychology, 67. 1982. pp. 341- 349
15. MacLeod David & Clarke Nita. Engaging for Success: enhancing performance through employee engagement, 2009.
16. Frank F.D The race for talent: retaining and engaging workers in the 21st century / F.D. Frank, R.P. Finnegan, C.R. Taylor // Human Resource Planning. - 2004. - Vol 27, №3. - pp .2-25.
17. Ouweneel E., Le Blanc P.M. & Schaufeli W.B. Flourishing students: A longitudinal study on positive emotions, personal resources, and study engagement // The journal of positive psychology. 2011. 6(2). pp. 142-153.
18. Schaufeli W.B., Salanova M., González-Romá V. & Bakker A.B. The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach // Journal of Happiness studies. 2002. 3(1). pp. 71-92.