Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Cтатья посвящена вопросам стандартизации образовательной деятельности и унификации показателей в международной практике. Выделены направления, по которым в настоящее время на национальных и международном уровнях ведется активная работа по стандартизации и составлению единой системы требований. Уточнено определение образовательной деятельности, под которой понимается целенаправленная деятельность, предполагающая определенную форму коммуникации, нацеленной на обучение. Выделены этапы развития стандартов Болонского процесса. В соответствии с основными целями и требования «Болонского процесса» разработанные и публикуемые ENQA основные стандарты и руководство по оценке и обеспечению качества высшего образования объединены в три группы: внутренние стандарты обеспечения качества образования; стандарты оценки качества образовательного процесса внешней средой; стандарты деятельности специализированных агентств, по оценке качества образования. Рассмотрены вопросы формирования внутренних и внешних стандартов качества образования.
образовательная деятельность, международный стандарт образования, Болонский процесс, уровни образования
1. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 24.04.2019).
2. Официальный сайт Европейской ассоциации оценки качества высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.enqa.eu/ (дата обращения: 17.04.2019).
3. Официальный сайт Европейской сферы высшего образования и Болонского процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения: 14.04.2019).
4. Официальный сайт института статистики ОО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uis.unesco.org (дата обращения: 24.04.2019).
5. Кастуева-Жан Т. Блеск и нищета высшего образования в России [Электронный ресурс] // Russie.Nei.Visions. ИФРИ. - 2006. - № 4. - URL: www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
6. «Шанхайский рейтинг»: критерии и результаты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.arwu.org/ (дата обращения: 14.04.2019).
7. www.topuniversities.com THES-QS World University Rankings 2006 2007 г.: European Top.
8. Выступление президента В. Путина на заседании Государственного Совета «О развитии образования в Российской Федерации», 24 марта 2006 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/03975.html/ (дата обращения: 14.05.2019).
9. Митрофанов С. Плюсы и минусы Болонского процесса [Электронный ресурс] // Русский журнал. - 2003. - 7 апр. - URL: http://old.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030407_mitr-pr.html (дата обращения: 14.05.2019).
10. Mельвиль A. Мягкий путь вхождения российских вузов в Болонский процесс [Электронный ресурс]. - М. : Oлма-Пресс, 2013. - URL: https://mgimo.ru/library/publications/3834/ (дата обращения: 14.05.2019).
11. Болонский процесс: Национальный доклад, 2012-2013 гг.
12. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе: Аналитический отчет по результатам исследования в вузах [Электронный ресурс]. - М. : НФПК; Исследовательская группа ЦИРКОН, 2006. - URL: https://docplayer.ru/44278875-Monitoring-uchastiya-rossiyskih-vuzov-v-bolonskom-processe.html (дата обращения: 24.04.2019).