с 01.01.2011 по настоящее время
Белгород, Белгородская область, Россия
ВАК 05.17.00 Химическая технология
ВАК 05.23.00 Строительство и архитектура
ГРНТИ 20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
Проведен анализ системы организационно-технического управления комплексной безопасностью высшего учебного заведения и разработана функциональная модель процесса организационно-технического управления комплексной безопасностью с применением IDEF технологий.
безопасность, комплексная безопасность, иерархия, информационная система, риск, модель
Введение. Система организационно-технического управления (СОТУ) высшего учебного заведения предназначена для оценки для оценки текущего состояния и определения целевого уровня безопасности, планирования мероприятий в рамках финансирования, анализа риска, определение архитектуры комплекса технических средств безопасности, определение направлений модернизации СОТУ и мониторинга функционирования системы управления при защите учреждений от внешних угроз различного характера – террористической, пожарной, экологической и других [1].
Оперативное управление системами жизнеобеспечения и системами безопасности (СБ) в штатных ситуациях может осуществляться с помощью управляющих программ, разработанных на основе известных алгоритмов [2]. Однако, если в результате аварии или реализации внешних угроз возникает чрезвычайная ситуация (ЧС), такое управление становится неэффективным из-за неполноты и неопределенности исходной информации, а также плохой структурируемости возникающей обстановки.
Обычное управление не позволяет своевременно принять решения по локализации опасных событий и смягчению их поражающих воздействий, по организации взаимодействия оперативных служб учреждения и города, направленного на устранение ЧС и ликвидацию ее последствий.
Сложность осуществления эффективного управления в трудно формализуемых ЧС привела к необходимости разработки процесса организационно-технического управления безопасностью высшего учебного заведения на основе IDEFтехнологий [3].
Методология. В процессе работы был использован системный подход, охватывающий методы обобщения и анализа, аналитические исследования, методы математического моделирования.
Основная часть. Система организационно-технического управления (СОТУ) безопасностью ВУЗа – это часть общей системы управления ВУЗом, направленная на создание, обеспечение, управление, мониторинг, контроль, поддержание и улучшение комплексной безопасности ВУЗа. Как следует из определения, в качестве объекта управления СОТУ выступает система обеспечения комплексной безопасности ВУЗа. А, как было отмечено в 1-й главе, система управления безопасностью ВУЗа является необходимым элементом системы менеджмента качества ВУЗа [4].
Система управления качеством функционирования ВУЗа вырабатывает управляющие воздействия С для различных составляющих деятельности ВУЗа. Результатом данных воздействий является достижение ВУЗом определенного качества функционирования К. Данное значение достигается, в том числе, за счет обеспечения системой ОТУ безопасностью ВУЗа заданного значения уровня обеспечения безопасности УБ. В качестве входных параметров X для СОТУ выступает информация о категории ВУЗа, ресурсах ВУЗа, финансовых ограничениях. СОТУ, в свою очередь, формирует определенный состав СОКБ, направляя командную информацию U для всех составляющих СОКБ. Эффективность функционирования данных составляющих Е, в первую очередь КТСБ, служит основой для СОТУ при определении текущего уровня обеспечения безопасности ВУЗа.
Для того чтобы определить архитектуру СОТУ, необходимо выявить круг решаемых ею задач. С этой целью воспользуемся подходом, описанным в стандарте ИСО 27001, в соответствии с которым процесс создания, обеспечения, управления, мониторинга, контроля, поддержания и улучшения комплексной безопасности ВУЗа должен осуществляться в рамках 4-хфазной модели PDCA (Plan-Do-Check-Act). Модель PDCA (или модель Шухарта-Деминга) определяет четыре этапа, которые должны выполняться последовательно на каждом этапе жизненного цикла СОТУ [5]:
1. Планируй (создание СОТУ).
2. Выполняй (внедрение и функционирование СОТУ).
3. Проверяй (мониторинг и проверка СОТУ).
4. Действуй (поддержание и улучшение СОТУ).
Рис. 1. Функциональная модель процесса организационно-технического управления безопасностью ВУЗа
Жизненный цикл СОТУ:
1. Начальным шагом при создании СОТУ является выпуск приказа о намерении создать систему организационно-технического управления безопасностью ВУЗа с указанием ответственных лиц, ориентировочных сроков выполнения подготовительных мероприятий.
В соответствии с приказом создается команда проекта или же целое подразделение, ответственное за непрерывное обеспечение безопасности ресурсов ВУЗа. Дальнейшие этапы проекта лежат в рамках подхода РОСА.
2. Планируй: разработка Концепции обеспечения безопасности, включающей:
2.1 Категорирование ВУЗа с точки зрения обеспечения безопасности;
2.2 Качественную оценку текущего состояния обеспечения безопасности и определение целевого уровня обеспечения безопасности;
2.3 Выявление направлений создания (совершенствования) СОТУ;
2.4 Планирование мероприятий в рамках выявленных направлений в соответствии с возможностями финансирования;
2.5 Количественную оценку риска (идентификация ресурсов, подлежащих защите, угроз и моделей злоумышленника, уязвимостей, расчет потенциальных потерь);
2.6 Политику управления рисками:
- принятие рисков — значения приемлемых рисков;
- избегание рисков — возможности по исключению влияния угроз на ресурсы;
- применение соответствующих средств снижения рисков;
2.7 Выбор средств снижения рисков в соответствии с требованиями нормативных документов и пожеланиями Заказчика (в том числе организационных мер);
2.8 Определение архитектуры комплекса технических средств безопасности по подсистемам;
2.9 Определение требований к интеграции подсистем;
2.10 Выбор оптимального состава КТСБ;
2.11 Разработка технических заданий (ТЗ) на КТСБ в целом и отдельные подсистемы.
3. Выполняй:
3.1 Произведение закупок необходимых работ в соответствии с планом мероприятий и выделяемым финансированием;
3.2 Монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования подсистем КТСБ;
3.3 Интеграция подсистем в соответствии с требованиями, приведенными в концепции.
4. Проверяй:
4.1 Периодическая оценка достигнутого рейтинга (уровня) обеспечения безопасности;
4.2 Мониторинг функционирования КТСБ с помощью вспомогательной системы поддержки принятия решений [6].
5. Действуй:
5.1 Замена оборудования, вышедшего из строя;
5.2 Изменение желаемого уровня безопасности;
5.3 Модернизация СОТУ.
Функциональная модель процесса организационно-технического управления безопасностью ВУЗа, построенная с применением ЮЕИ- технологии [7], представлена на рис. 1
Выводы. Таким образом, проведенное исследование направлено на повышение эффективности организационно-технического управления комплексной безопасностью ВУЗа путем разработки соответствующего методического обеспечения.
1. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Шульженко В.Н., Добровольский В.С., Овечкин А.Н. Комплексная безопасность высших учебных заведений: монография. Петербург: Изд-во «Инфо - да», 2008. 120с.
2. Борисов В.В., Парфенов В.Н., Вохмянин В.В., Сютин Ю.С. Модель жизнеобеспечения муниципальных образований // Тезисы докладов 10-ой международной научно - практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, ЦСМ МЧС России, 19-21 апреля 2005г. С. 38 - 39.
3. Поспелов Д.А. Ситуационное управление - основа прикладных интеллектуальных систем // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия «Приборостроение». 1995. №2. С. 22- 30.
4. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Ветрова Ю.В. Управление комплексной безопасностью высших учебных заведений: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 125с.
5. Security Lifecycle - Managing the Threat, http://www.sans.org/ reading_room/whitepapers/basics/security_lifecycle_managing_the_threat_592
6. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Системы информационной поддержки принятия управленческих решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органами управления ВУЗа // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. № 4. С. 188-191.
7. Черемных, С.В., Семенов, И.О., Ручкин, B.C. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. М.: Финансы и статистика, 1997. 188 с.