Aкцентируется внимание на ценности человеческой жизни, степени ее полезности и необходимости в целях самосохранения и самореализации личности в динамично развивающемся обществе.
самосохранение; самореализация; ценностные ориентации; интерсубъективность; психические функции.
Общество – это социальное поле человеческой интерсубъективности, системы социальных институтов, статусов и ролей. Оно в той мере интегрирует личность в свои структуры, в какой личность противостоит экспансии институтов, сохраняя свою индивидуальность. Именно человек (в качестве личности) призван последовательно преодолевать, как внешние (технократизм, бюрократизм, коррупцию), так и внутренние (безразличие, безответственность) препятствия на пути самореализации.
Многие ученые считают необходимым обратить внимание на то, чтобы понять сущность человеческой природы, почему люди так часто совершают неправильные поступки и тем самым наносят ущерб себе и обществу; что может помочь нам избежать дурных поступков; и какой главной цели должна быть подчинена наша жизнь. Ученые использовали для обозначения этой цели выражение summum bonum (лат. – «главное благо»).
Понимание того, что человеческая жизнь представляет особую ценность – это хорошее начало. Ученые связывают это с тем, что общество, хоть и медленно, но поднимается на ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в каждом человеке, его индивидуальность, постепенно укрепляется гуманистическая позиция, заключающаяся в том, что каждый человек, его развитие, его самосохранение и самоощущение в мире – главная цель общества, основное оправдание его существования.
Но если человеческая жизнь имеет ценность в принципе, то следует полагать, что она должна всегда и везде быть одинаково ценной, независимо от того, нравится ли носитель жизни другим людям или нет.
Мы должны ценить уровень личности и огорчаться, если сталкиваемся с какими-то сбоями: ценим мастерство, профессионализм врача, музыканта, педагога. Но когда мы признаем, что восхищаемся и ценим одаренных людей за их талант, то мы все-таки не имеем в виду, что для соответствия требованиям, предъявляемым к классу «человек», данный индивид должен быть исключительно одаренной личностью. Однако существует довольно распространенная точка зрения, согласно которой ценность человеческой жизни зависит от системы развития человека.
Философ Р.В. Иванов-Разумник писал о том, что ни уровень образованности, ни принадлежность к определенному классу или сословию не дают права причислять того или иного индивида к особой социальной группе. Он считал, что даже творчество еще не достаточный признак, так как оно само по себе не обеспечивает прогресса, являясь орудием, средством достижения цели – важен не процесс творчества сам по себе, а направление этого творчества и активность в достижении [2].
Идея, высказанная отечественным философом, остается актуальной особенно во времена новых возможностей научно-технического прогресса. Крайне опасно ставить ценность человеческой жизни в зависимости от степени «полезной для общества». Ценность человеческой жизни заключается, прежде всего, в самой жизни. Именно ее объективная сущность и природа приводит нас к признанию ее ценности.
Ценность человеческой жизни не может зависеть от субъективного суждения людей. Когда мы обращаемся к наиболее сложным и загадочным сторонамприроды человека, таким как функционирование головного мозга, особенностям памяти, а также к сложнейшему вопросу о соотношении сознания и мозга, мы не можем не испытывать благодарность к таким ученым, как Б.М. Бехтерев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др., в научных трудах которых раскрываются тайны человеческого организма. Но когда дело доходит до понимания природы и ценности человеческой жизни, мы не зависим исключительно от науки и ее эмпирических методов: мы располагаем другим путем познания. Мы прислушиваемся к голосу интуиции. Недаром говорят, что грамм опыта стоит тонны теорий, и это особенно верно, когда речь идет о том, что такое жизнь.
1. Джемс У. Пути за пределы «Эго». - М.: Прогресс, 2006.
2. Иванов-Разумник Р.В. Тюрьмы и ссылки (По тюрьмам на родине) / публ. В.Г. Белоуса // Мера. - 2004. - № 1. - С. 183-242.
3. Paджа-Йога: Учение йогов о психологическом мире человека. - М.: Мысль, 2001.
4. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика: Учеб. пособие. - Барнаул: АЗБУКА, 2011.
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности. - М.: Педагогика, 1989.