Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Представлены прогнозные оценки вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц Евразийского экономического союза. Приведены результаты определения рациональных вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц Единого экономического пространства, и описан экономический механизм его реализации в рамках Евразийского экономического союза.
перспективы развития, система государственных и муниципальных закупок, страны-участницы Евразийского экономического союза
В современных условиях проблема совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, носящая многоаспектный характер, приобретает все большую актуальность.
Рост актуальности решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок обусловлен для национальной экономики тем, что в Российской Федерации доля государственной собственности в хозяйственной системе страны очень велика (около 60%), и в динамике она имеет тенденцию к росту.
При этом, с одной стороны, необходимо решать традиционную проблему повышения уровня открытости и прозрачности системы государственных и муниципальных закупок, что призвано обеспечить достижение максимальной эффективности указанных закупок по соотношению их цены и качества.
С другой стороны, в условиях непрекращающихся санкций Запада в отношении России возникает необходимость в поиске новых путей поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом возможностей таких закупок в дружественных странах, в частности, в странах, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Ожидаемый макроэкономический эффект от интеграции стран-участниц в ЕАЭС в целом подразумевает: снижение цен на товары в результате уменьшения логистических издержек в рамках ЕЭП; развитие свободной конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет роста уровня экономического развития и вхождению новых стран-участниц в ЕЭП; рост уровня заработной платы благодаря снижению непроизводственных издержек и росту производительности труда при взаимодействии производителей в рамках ЕЭП; увеличение объемов производства благодаря росту потребительского спроса в рамках ЕЭП; рост благосостояния населения стран – участниц ЕАЭС благодаря увеличению уровня занятости населения в импортозамещающих и экспортно-ориентированных отраслях; сокращение производственно-сбытового цикла за счет уменьшения периода перемещения товаров в системе транспортной логистики в рамках ЕЭП; повышение темпов окупаемости новых товаров и технологий в условиях роста общего рынка в рамках ЕЭП и др.
Таким образом, оценка интеграционных перспектив Единого экономического пространства в части развития системы государственных и муниципальных закупок представляет собой актуальную научную задачу. Ее решение сопряжено с рассмотрением международных торгово-экономических процессов в рамках ЕАЭС как международной организации и направлено на изучение современных проблем и закономерностей интернационализации государств – участников ЕЭП в системе экономических отношений в интересах развития механизмов регулирования их эффективности на региональном межгосударственном уровне [1].
При осуществлении прогнозных оценок вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц ЕЭП в работе были учтены известные научные наработки, получившие отражение в трудах Савченко В.В., Катульского Е.Д. [2], Ермаковой А.В. [3], Деминой В.А. [4], Андроновой И.В. [5], Шустова А. [6], Немковича А.В. [7], Казанцева Д.А. [8], Костюченко А.Г. [9], Лузина Д.А., Никоновой А.С., Шепелевой Н.П. [10], Напреенко В.Г., Смирнова Е.П. [11] и др., а также в «Основных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» [12].
Первое, что необходимо отметить – это большие рынки госзакупок в перечисленных странах. Так, например, в экономике России доля государственного сектора по данным Министерства экономического развития в Российской Федерации составляет более 60%. В Белоруссии доля госсектора в экономике – 60%, в Казахстане – 40%, в Киргизии – 30%, в Армении – 25%.
Таким образом, можно говорить о том, что рынок госзакупок на пространстве ЕАЭС – это достаточно масштабный рынок, который объединяет общая история развития народного хозяйства на протяжении большей части ХХ в. и общие устремления на современном этапе развития.
Второй немаловажный факт заключается в том, что международное сообщество, в первую очередь, в лице государств с высокоразвитой экономикой, ввело целый ряд ограничений экспортно-импортного характера в ключевых отраслях в отношениях с Россией.
Так, президент США Дональд Трамп 1 августа 2017 г. подписал «закон о сопротивлении противникам Америки посредством санкций» [13]. Этот закон предусматривает расширение санкций в отношении трех главных противников – Российской Федерации, Исламской республики Иран и Корейской Народно-Демократической Республики.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях жесткой международной конкуренции защитные меры в отношении российских товаров помимо США применяют:
– другие развитые страны (Австралия, Канада, страны ЕС);
– развивающиеся страны (Аргентина, Вьетнам, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Таиланд, Турция);
– страны постсоветского пространства (Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина);
– страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай);
– страны ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан).
Таким образом, мы видим, что в списке этих стран есть не только партнеры по блоку БРИКС, но и партнеры по ЕАЭС.
С одной стороны, сложившаяся ситуация требует поиска новых путей развития международного экономического сотрудничества.
С другой стороны, существующее положение стимулирует процесс импортозамещения, тем самым расширяя рынок госзакупок в Российской Федерации.
В-третьих, позитивным моментом в развитии рынка госзакупок в Российской Федерации следует считать заинтересованность государства в расширении состава участников поставкам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, включая:
– предприятия малого и среднего бизнеса;
– учреждения уголовно-исполнительной системы;
– организации инвалидов и людей с ограниченными возможностями;
– некоммерческие организации социальной направленности.
Необходимо отметить, что за всеми этими организациями закреплены преференции при осуществлении госзакупок.
В-четвертых, говоря о перспективах развития госзакупок для государственных и муниципальных нужд в рамках ЕАЭС, необходимо учесть перспективы развития самого Евразийского экономического союза.
С одной стороны, речь идет о перспективах участия ЕАЭС в реализации масштабного проекта «Один пояс и один путь», инициированного китайской стороной [14], и призванного обеспечить транспортную связать КНР и ЕС через страны ЕАЭС.
С другой стороны, речь идет о рассмотрении перспектив варианта «интеграции интеграций», предусматривающего сопряжение трех союзов: АСЕАН, ЕАЭС и ШОС [15]. В этом случае речь идет о еще более масштабном евразийском партнерстве с участием таких крупных государств континента как Индия, Иран, Китай, Пакистан и др.
Стоит отметить, что существуют и другие предложения по региональному развитию деятельности ЕАЭС, например, в рамках международной системы ЕАЭС-ЕС [16].
Во всех этих вариантах предусматривается, что ЕАЭС будет являться ядром континентальной интеграции. В этом случае Россия может рассматриваться как эпицентр ядра континентальной интеграции (рис. 1).
При определении рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации были учтены известные научные наработки, получившие отражение в трудах Вьюнова В.Н., Филипповой М.Г., Мамедова Р.М., Коротовского В.В., Рзаевой Е.А., Кофанова В.А. [17], Напреенко В.Г., Смирнова Е.П. [11], Ивановой С.А. [18], Савченко В.В., Катульского Е.Д. [2], Сидорского С.С. [19], Вертинской Т.С. [20], Казанцева Д.А. [21] и др.
С точки зрения развития рынка госзакупок с учетом динамики развития ЕАЭС, государство, безусловно, заинтересовано в его расширении за счет получения дополнительных возможностей закупок в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
Составляющие общего макроэкономического эффекта, возникающего в результате интеграции бывших советских республик в ЕАЭС, определяющего рациональный вариант развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации приведены на рис. 2.
Таким образом, при осуществлении прогнозных оценок вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц ЕЭП было установлено, что в странах ЕАЭС существуют достаточно большие рынки госзакупок. То есть можно говорить о том, что рынок госзакупок на пространстве ЕАЭС – это достаточно масштабный рынок, который объединяет общая история развития народного хозяйства на протяжении большей части ХХ в., и общие устремления на современном этапе развития.
Второй немаловажный факт заключается в том, что международное сообщество, в первую очередь, в лице государств с высокоразвитой экономикой, ввело целый ряд ограничений экспортно-импортного характера в ключевых отраслях в отношениях с Россией.
В-третьих, позитивным моментом в развитии рынка госзакупок в Российской Федерации следует считать заинтересованность государства в расширении состава участников поставкам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, включая: предприятия малого и среднего бизнеса; учреждения уголовно-исполнительной системы; организации инвалидов и людей с ограниченными возможностями; некоммерческие организации социальной направленности.
В-четвертых, говоря о перспективах развития госзакупок для государственных и муниципальных нужд в рамках ЕАЭС, необходимо учесть перспективы развития самого Евразийского экономического союза.
Таким образом, во всех этих вариантах предусматривается, что ЕАЭС будет являться ядром континентальной интеграции. В этом случае Россия может рассматриваться как эпицентр ядра континентальной интеграции.
С точки зрения развития рынка госзакупок с учетом динамики развития ЕАЭС, государство, безусловно, заинтересовано в его расширении за счет получения дополнительных возможностей закупок в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
Составляющие общего макроэкономического эффекта, возникающего в результате интеграции бывших советских республик в ЕАЭС, определяющего рациональный вариант развития системы государственных и муниципальных закупок стран – участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации включают следующие составляющие: рост конкуренции стран на общем рынке ЕАЭС; стимулирование экономического развития стран-участниц за счет роста конкурентной борьбы в результате привлечения в ЕАЭС новых членов; сокращение издержек производства и обращения благодаря Таможенному союзу стран – членов ЕАЭС, работающих на общем рынке; рост заработной платы в странах – членах ЕАЭС благодаря росту производительности труда на расширяющемся рынке; снижение цен на товары благодаря росту производительности труда, с одной стороны, и сокращению логистических издержек транспортировки сырья, комплектующих готовой продукции благодаря Таможенному союзу, с другой стороны; увеличение доходов населения благодаря росту производительности труда; рост спроса на товары благодаря увеличению покупательной способности населения; увеличение возможностей наращивания объемов производства стран – членов ЕАЭС благодаря увеличению спроса на товары как в странах-участницах в результате роста покупательной способности населения, так и во внешней сфере, в результате увеличения коннкурентоспособности продукции, производимой в странах ЕАЭС; рост импортозамещающего и экпортноориентированного производства в странах ЕАЭС; развитие возможностей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в результате позитивной динамики соотношения качества и цены продукции при развитии ЕАЭС.
С учетом соотношения ВВП стран ЕАЭС, можно говорить о том, что увеличение рынка госзакупок потенциально составит 27,8%. А это означает, что как минимум пропорционально (с учетом стоимости рабочей силы стран – партнеров России по ЕАЭС) сократится цена закупаемой для государственных и муниципальных нужд продукции (товаров, работ, услуг).
Принимая за основу эластичность рынка ЕАЭС как рынка закупки для государственных нужд Российской Федерации по цене, можно утверждать, что ее значение больше единицы.
Указанное неравенство означает, что при росте емкости рынка ( ) ЕЭП (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) примерно на 25% относительно автономного рынка России (в стоимостном выражении), цены на закупаемые товары (работы, услуги) снизятся более, чем на 25%. Такая пропорция обусловлена тем, что трудоемкость создания товаров, выполнения работ, предоставления услуг в странах ЕАЭС ниже, чем в Российской Федерации. Следовательно, себестоимость и цена товаров (работ, услуг) в странах ЕАЭС будут ниже, чем в РФ. При этом качество закупаемых в странах ЕАЭС товаров (работ, услуг) будет не ниже, чем товаров, предлагаемых к закупке в РФ, благодаря росту конкуренции при расширяющемся рынке.
1. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках единого экономического пространства ЕАЭС // Маркетинг и логистика. - 2018. - № 2 (16). - С. 93-105.
2. Савченко В.В., Катульский Е.Д. Формирование системы государственных закупок в Евразийском экономическом союзе. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - Т. 7. - №2. - С. 99-104.
3. Ермакова А.В. Участие Российской федерации в Евразийском экономическом союзе: история и перспективы // Экономические исследования. - №4. - 2016. - С. 6.
4. Демина В.А. Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это на экономическое развитие стран-участниц? // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 347-350.
5. Андронова И.В. Потенциал и ограничения новых механизмов коллективного сотрудничества. Вестник международных организаций. - 2016. - Т. 11. - №2. - С. 7-21.
6. Шустов А. «Евразийский» госзаказ откроют для бизнеса ЕАЭС. 25 мая 2017 г. http://eurasian-studies.org/archives/3752
7. Немкович А.В. Анализ развития экономической интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Наука в цифрах. - 2017. - № 1 (2). - С. 34-42.
8. Казанцев Д.А. Унификация закупок ЕАЭС: начало пути. http://bujet.ru/article/322107.php
9. Костюченко А.Г. Социально-экономические предпосылки проведения реформы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Бизнес в экономике. - №5. - 2013. - С. 198-201.
10. Лузин Д.А., Никонова А.С., Шепелева Н.П. Формирование интегрированного электронного рынка ЕАЭС. 2017. http://eurasian-studies.org/archives/4133
11. Напреенко В.Г., Смирнов Е.П. "Как согласовать экономические интересы участников ЕАЭС и гармонизировать законодательство? На пути к системному подходу". Научно-практическая конференция Научно-исследовательского финансового института совместно с Департаментом финансовой политики Минфина России на тему: "Выработка рекомендаций по гармонизации законодательства и регулирования финансовых рынков Евразийского экономического союза". 15 апреля 2015 года
12. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года. Утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28.
13. Трамп одобрил новые санкции против Российской Федерации - Удар по Кремлю. http://gnsystems.net/2017/08/tramp-odobril-novie-sankcii-protiv-rossiyskoy-federacii/
14. Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» откроет новые горизонты мечты. http://politics.people.com.cn/n/2014/0811/c1001-25439028.html
15. Единогласно: АСЕАН поддержал идею интеграции ЕАЭС, ШОС и АТЭС. https://mir24.tv/news/14433067
16. Назарбаев предложил создать форум ЕАЭС - ЕС. https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/nursultan-nazarbaev-prizval-evrosoiuz-k-sotrudnichestvu-s-eaes.html
17. Вьюнов В.Н., Филиппова М.Г., Мамедов Р.М., Коротовский В.В., Рзаева Е. А., Кофанов В.А. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 520-523.
18. Иванова С.А. Современные тенденции интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Научный вестник. - №1. - 2016. - С. 54-64.
19. Сидорский С.С. Промышленное сотрудничество в ЕАЭС - мощный фактор экономического развития. https://www.sb.by/articles/promyshlennoe-sotrudnichestvo-v-eaes-moshchnyy-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya.html
20. Вертинская Т.С. Институциональные факторы экономической интеграции регионов стран - членов ЕАЭС: методические подходы к оценке и механизм управления. XVI Международная научная конференция «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» 20-21 декабря 2016 г., Москва.
21. Казанцев Д.А. Международные нормы ЕАЭС о регулируемых закупках. http://bujet.ru/article/295471.php