Ош, Киргизия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы посредством использования разнотипных математических задач. Анализируются виды классификаций математических задач разных типов, способствующих активизации и развитию у младших школьников мышления: творческие задачи и задачи, решение которых приводит к появлению новой идеи. Обосновывается вывод о том, что работу по развитию логического мышления и формированию нестандартного подхода к разрешению проблем в ходе обучения математике учитель может и должен начинать с первого класса.
младшие школьники; учебный предмет «Математика»; типы математических задач; творческие задачи; исследовательская деятельность; формирование компетенций
1. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Решение задач по математике с избыточными или противоречивыми данными в общеобразовательной школе // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 5. - С. 183-185.
2. Екимова М.А. Развитие логического мышления учащихся 5-7-х классов посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием: дисс. … канд. пед. наук (Омск, 2002). - 166 с.
3. Зеленский А.С. Использование специально сконструированных ошибочных и нерациональных решений задач для повторения и коррекции знаний учащихся // Математика в школе. - 2012. - № 2. - С. 24-33.
4. Келдибекова А.О. Особенности подготовки младших школьников к математическим олимпиадам // Известия вузов Кыргызстана. - 2016. - № 7. - С. 156-159.
5. Келдибекова А.О. Развитие творческой самостоятельности учащихся пятых-шестых классов посредством задач на поиск закономерностей // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2014. - № 1 (28). - С. 74-79.
6. Келдибекова А.О. Решение заданий на клетчатой бумаге как средство развития творческих способностей учащихся школ // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2016. - Т. 16. - № 5. - С. 41-44.
7. Келдибекова А.О. Решение нестандартных задач по математике как средство формирования творческого мышления учащихся школ // Известия Кыргызской академии образования. - 2015. - № 4. - С. 113-118.
8. Келдибекова А.О. Роль нестандартных задач по математике в развитии логического мышления учащихся школ // Вестник КГУ им. И. Арабаева (специальный выпуск). - Бишкек: Изд-во Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. - 2015. - С. 152-157.
9. Келдибекова А.О. Формирование логической культуры школьников посредством олимпиадной математики // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова. - 2016. - № 3. - С. 11-15.
10. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знание, 1978. - 48 с.
11. Митенева С.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач по математике. - Вологда: изд-во Вологодского государственного педагогического университета, 2008. - 150 с.
12. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - Киев: Знание, 1978. - 46 с.
13. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
14. Столяр А.А. Педагогика математики. - Минск: Вышэйшая школа, 1986. - 158 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
16. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. - М.: Просвещение, 1978. - 257 с.
17. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972. - 214 с.